Регулируемый виброгаситель

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к задачам снижения вибрации при механической обработке на металлорежущих станках. Регулируемый виброгаситель содержит полый цилиндрический корпус, внутри которого с возможностью осевого перемещения размещен цилиндрический груз. Груз выполнен в виде постоянного магнита. Полый цилиндрический корпус закреплен на вибрирующей поверхности параллельно направлению вибрации. Зоны полости корпуса по обе стороны груза заполнены вязкой жидкостью и соединены между собой через управляемый дроссель с переменным сопротивлением. На торцах полости установлены постоянные магниты, каждый из которых обращен к магниту-грузу одноименным полюсом. Виброгаситель снабжен преобразователем «код – напряжение», выход которого соединен с управляющим входом дросселя. Обеспечивается повышение надежности гашения вибраций. 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к задачам снижения вибрации при механической обработке на металлорежущих станках.

В настоящее время виброгасящие устройства, снижающие вибрации элементов станков, например, токарных резцов, широко известны. К ним относятся пружинные, гидравлические и комбинированные виброгасители, устанавливаемые на поверхность вибрирующего инструмента. Значительную часть множества таких виброгасителей составляют регулируемые виброгасители, в том числе адаптивные виброгасители, описанные в работе «Я.Л. Либерман, К.Ю. Летнев. Расчет режимов резания при точении с учетом виброустойчивости технологической системы. Екатеринбург: 2019, стр. 114-123». Указанные виброгасители являются устройствами с автоматическим регулированием и в большинстве случаев слишком сложны и недостаточно надежны. Наиболее простым и более-менее надежным является регулируемый виброгаситель, защищенный Патентом РФ №87481 на полезную модель, предложенный в работе «Виброгаситель», описание которого опубликовано 10. 10. 2009 в Бюллетене №28 и принятый нами за прототип.

Виброгаситель-прототип содержит полый цилиндрический корпус, закрепляемый на вибрирующей поверхности параллельно направлению вибрации, внутри которого с возможностью осевого перемещения размещен цилиндрический груз. В зонах полости корпуса по обе стороны груза установлены спиральные пружины, удерживающие груз примерно посередине полости. Зоны заполнены вязкой жидкостью (например, одним из машинных масел) и соединены между собой через управляемый (например, электроуправляемый дроссель. В корпусе виброгасителя имеется также датчик частоты вибрации поверхности, на которой устанавливается виброгаситель, причем выход датчика через устройство управления, представляющее собой усилитель, соединен с управляющим входом дросселя.

При использовании виброгасителя - прототипа его закрепляют на верхней поверхности державки токарного резца. В процессе работы резца его державка начинает вибрировать в вертикальном направлении и совершать вынужденные колебания. Датчик частоты при этом формирует сигнал, характеризующий частоту этих колебаний. Сигнал поступает на управляющий вход управляемого дросселя и регулирует сопротивление последнего. Поскольку груз при этом также колеблется, деформируя пружины, то жидкость из одной зоны полости через дроссель перетекает в другую (туда и обратно). Частота собственных колебаний виброгасителя определяется соотношениями:

где - частота в Гц;

- масса груза в кг;

- жесткость пружины в Н/м;

- коэффициент вязкого трения в кг/с;

- вязкость жидкости в Пас;

- площадь поверхности щели дросселя в мм2;

- ширина щели дросселя в мм.

В связи с этим частота под действием сигнала от датчика меняется, так как под действием этого сигнала изменяется величина . Изменение частоты собственных колебаний происходит в соответствии с частотой вынужденных колебаний, что влечет за собой усиление рассеивания энергии вынужденных колебаний и гашение последних.

Несмотря на относительно высокую надежность виброгасителя-прототипа, она бывает достаточна не всегда. Основная причина недостаточной надежности - постепенное усталостное разрушение пружин. В них появляются трещины и они теряют свои упругие свойства. Но в таком случае, при фиксированном коэффициенте усиления устройства управления дросселем даже при сохранившемся законе изменения , подстройка частоты собственных колебаний виброгасителя под частоту вынужденных колебаний будет искажаться (см. параметр «» в формуле).

Таким образом, достаточно высокая надежность прототипа и является проблемой, которая решается предлагаемым изобретением. Техническое решение этой проблемы обеспечивается за счет того, что регулируемый виброгаситель, содержащий полый цилиндрический корпус, закрепленный на вибрирующей поверхности параллельно направлению вибрации, внутри которого с возможностью осевого перемещения размещен цилиндрический груз, при этом зоны полости корпуса по обе стороны груза заполнены вязкой жидкостью и соединены между собой через управляемый дроссель с переменным сопротивлением, отличается от прототипа тем, что он снабжен преобразователем «код - напряжение», груз выполнен в виде постоянного магнита, на торцах полости установлены постоянные магниты, каждый из которых обращен к магниту-грузу одноименным полюсом, а выход преобразователя «код - напряжение» соединен с управляющим входом дросселя.

Схема предлагаемого регулируемого виброгасителя показана на фиг.1.

Он содержит полый цилиндрический корпус 1, закрепляемый на вибрирующей поверхности 2 параллельно направлению вибрации, внутри которого с возможностью осевого перемещения размещен цилиндрический груз 3, при этом зоны 4 и 5 полости корпуса 1 по обе стороны груза 3 заполнены вязкой жидкостью и соединены между собой через управляемый дроссель 6 с переменным сопротивлением. Кроме того, виброгаситель снабжен преобразователем «код - напряжение» 7, груз 3 выполнен в виде постоянного магнита, на торцах полости установлены постоянные магниты, каждый из которых обращен к магниту-грузу 3 одноименным полюсом, а выход преобразователя «код - напряжение» 7 соединен с управляющим входом дросселя 6. В качестве вязкой жидкости в виброгасителе использовано веретенной масло, постоянные магниты выполнены неодимовыми, а корпус 1 из дюраля. Груз 3 установлен по скользящей посадке, магниты по напряженной.

При использовании виброгасителя его корпус 1 устанавливают и закрепляют на вибрирующей поверхности 2 (например, на верхней поверхности державки токарного резца). Под действием вибрации груз-магнит 3 приходит в вертикальные колебания, при этом магнитное поле с обеих сторон груза 3 между грузом 3 и магнитами 8 и 9 работает как пружина. Жидкость из зоны 4 через соединение с зоной 5 периодически поступает туда и обратно. Через преобразователь «код - напряжение» 7 на дроссель 6 подается сигнал, задающий и частота принимает определенное значение. Изменяя код, можно обеспечить такое , при котором наилучшим образом согласуется с частотой колебаний вибрирующей поверхности. Код, подаваемый на вход преобразователя «код-напряжение» 7 вначале может быть подобран «вручную», а затем при смене режимов работы резца и частоты его вынужденных колебаний может быть изменен автоматически, например, по программе, управляющей станком с ЧПУ. В случае нарушения магнитных свойств, примененных в виброгасителе магнитов, программирующий код, подаваемый на входы преобразователя «код-напряжение» 7, может быть скорректирован. Таким образом, способность виброгасителя наилучшим образом рассеивать энергию колебаний резца, т.е. его работоспособность может быть легко восстановлена.

Виброгаситель может всегда работать более надежно, чем прототип, что обусловлено еще и отсутствием в нем спиральных пружин, склонных к усталостным разрушениям при циклических нагрузках.

Техническим результатом предложения, в соответствии с изложенным, и будет повышение надежности работы виброгасителя, т. е., более надежное выполнение своей основной функции: гашение вибраций.

Регулируемый виброгаситель, содержащий полый цилиндрический корпус, закрепляемый на вибрирующей поверхности параллельно направлению вибрации, внутри которого с возможностью осевого перемещения размещен цилиндрический груз, при этом зоны полости корпуса по обе стороны груза заполнены вязкой жидкостью и соединены между собой через управляемый дроссель с переменным сопротивлением, отличающийся тем, что он снабжен преобразователем «код – напряжение», груз выполнен в виде постоянного магнита, на торцах полости установлены постоянные магниты, каждый из которых обращен к магниту-грузу одноименным полюсом, а выход преобразователя «код – напряжение» соединен с управляющим входом дросселя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам управления подвеской. Способ адаптивного непрерывного управления амортизатором с магнитореологической жидкостью в подвеске включает измерение или вычисление абсолютного ускорения и скорости подрессоренной массы, ее перемещения относительно неподрессоренной и его скорости, использование управления, построенного по схеме с рекуррентным алгоритмом текущей идентификации, доставляющим оценки неизвестных параметров математической модели подвески и внешних возмущений на основании измеренных сигналов, с задаваемой неявной эталонной моделью в виде колебательного звена с назначаемыми параметрами: собственной частотой и относительным коэффициентом затухания, задающими требуемые характеристики подвески, а также на основе «упрощенных условий адаптируемости», предполагающих обеспечение заданного качества функционирования системы управления в условиях текущей параметрической неопределенности при наличии лишь приблизительной исходной информации о массе транспортного средства и параметрах демпфера.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам амортизации транспортных средств. Способ демпфирования линейных колебаний подвески транспортных средств заключается в использовании сил торможения, возникающих в процессе взаимного перемещения постоянных магнитов и сплошных цельных замкнутых электропроводящих элементов конструкции в результате взаимодействия магнитных полей постоянных магнитов и магнитных полей вихревых токов, индуцированных в результате движения в электропроводящих элементах без использования внешних источников питания и системы управления.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам виброизоляции. Система виброизоляции содержит подвижный гаситель колебаний с ферромагнитной жидкостью и неподвижный демпфер-фиксатор с магнитореологической жидкостью, электромагнитной катушкой с системой управления.

Группа изобретений относится к машиностроению. Магнитный виброгаситель содержит верхнюю и нижнюю секции цилиндрического полого корпуса.

Группа изобретений относится к машиностроению. Управляемый магнитожидкостный амортизатор содержит цилиндрический корпус с крышкой, заполненный магнитной жидкостью.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит корпус, заполненный магнитной жидкостью, и шток с магнитной системой, подвижный в осевом направлении.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит корпус из немагнитного материала, внутри которого выполнена цилиндрическая камера.

Изобретение относится к области машиностроения. Амортизатор содержит немагнитный корпус цилиндрической формы (1), закрытый с обеих сторон крышками (2).

Изобретение относится к средствам гашения колебаний упругих элементов конструкции космических аппаратов. Виброгаситель содержит полый цилиндрический корпус 1 из немагнитного материала.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к устройству для торможения и гашения крутильных колебаний. Технический результат: регулирование величины вращающего момента электростатического демпфера.

Изобретение относится к области бурового оборудования, а именно к наддолотным амортизаторам, применяющихся для уменьшения динамической нагрузки на буровое долото и снижения вибраций, распространяющихся по бурильной колонне при бурении вертикальных, наклонных и горизонтальных нефтяных и газовых скважин.
Наверх