Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки




Владельцы патента RU 2785434:

Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU)

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств дизельных топлив. Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки содержит бак (1) для испытуемого топлива, установленные последовательно по потоку топливный фильтр (3) тонкой очистки, ТНВД (4) с сервоприводом (5) и форсункой (6) на входе в мерный цилиндр (7) с датчиком (8) уровня топлива. Установка содержит бак (12) для контрольного топлива, подключенный к топливопроводу параллельно баку (1) для испытуемого топлива через запорный клапан (13), датчики (14, 15) плотности испытуемого и контрольного топлив, датчик (16) перепада давления на топливном фильтре (3) тонкой очистки. Запорный клапан (17) установлен после топливного фильтра (3) перед точкой подключения к всасывающему участку топливопровода. Программный блок (9) связан с упомянутыми датчиками, реле (11) времени, с сервоприводом (5) и регистратором (18) значения эффективного проходного сечения форсунки (6). Технический результат заключается в обеспечении высокой точности и уменьшении трудозатрат определения эффективного проходного сечения форсунки. 1 ил.

 

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств дизельных топлив на лабораторных установках с использованием автоматизированных систем управления технологическими процессами оценки качеств топлив, как создаваемых новых, так и модернизируемых, а также может быть использовано при испытании топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно форсунок.

Для надежной работы дизельных двигателей применяемые топлива не должны вызывать значительных отложений нагара, лака и осадков на деталях камеры сгорания и системы питания. Для дифференцированной оценки склонности дизельных топлив к отложениям в двигателе определяют комплексные показатели, характеризующие склонность к нагарообразованию, склонность к отложениям на деталях впрыска топлива и термическую стабильность [1 - Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив / А.А. Гуреев, Е.П. Серегин, B.C. Азев. - М: Химия, 1984, С. 110].

Склонность к отложениям - эксплуатационное свойство, характеризующее способность нефтепродукта образовывать жидкие и твердые отложения [2 - Энциклопедия химмотологии / Н.Н. Гришин, В.В. Середа. - М.: Издательство «Перо», 2016, С. 565].

Отложения в двигателе образуются в результате окисления топлива кислородом воздуха и загрязнения продуктами износа, коррозии, неполного сгорания и примесями, поступающими с воздухом. Количество отложений и их влияние на работу двигателя зависят от физико-химических свойств топлива, конструкции системы смесеобразования и условий эксплуатации двигателя, определяющих его температурный режим [3 - Химмотология горючесмазочных материалов / А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, В.В. Гришин. - СПб.: Изд-во НПИКЦ, 2007, С. 120].

Для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки используют моторные стенды, оснащенные соответствующими датчиками и измерительной аппаратурой. Сущность оценки заключается в проведении испытаний испытуемого образца топлива на моторном стенде с двухцилиндровым ДВС в течение 6 часов на режиме максимального крутящего момента, снятии и разборки форсунки и определении величины эффективного проходного сечения форсунки до и после испытаний по данным их прокачки на специальном гидростенде [1 - С. 113-114]. Таким образом, для подтверждения достоверности полученных результатов испытаний по оценке склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки на полноразмерном ДВС необходимо получить результаты и на лабораторной установке.

Перед авторами стояла задача разработать установку для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки с использованием электронных устройств для повышения точности определения величины эффективного проходного сечения форсунки.

При просмотре источников патентной и научно-технической литературы были выявлены технические решения, позволяющие оценить возможность использования их в разрабатываемой установке.

Так известно устройство для определения эффективного проходного сечения форсунок для дизельных топлив, содержащее топливный бак, топливный насос высокого давления с электроприводом, манометр, распределитель, нагнетательный и сливной топливопроводы, секундомер, испытываемую форсунку, а также гидропневмоаккумулятор. Распределитель размещен между электронасосом и гидропневмоаккумулятором, причем выход электронасоса сообщен нагнетательным топливопроводом с входом гидропневмоаккумулятора, а выход гидропневмоаккумулятора сообщен сливным топливопроводом с испытываемой форсункой [4 - РФ Патент 2489596, F02M 65/00].

Эффективное проходное сечение форсунки - геометрическая площадь поперечного сечения каналов исследуемого элемента коэффициента расхода.

Недостатком данного устройства является низкая точность определения эффективного проходного сечения форсунок из-за сложности обеспечения достаточного потока топлива на входе в топливный насос высокого давления, отсутствие контроля плотности топлива и возможности настройки частоты вращения топливного насоса высокого давления в процессе испытания при падении давления на входе форсунки.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является установка, реализующая способ оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений в инжекторах систем впрыска, содержащая расходную емкость, бензонасос, топливопровод, топливный фильтр, распределитель потока, форсунка (инжектор0, топливосборник с мерной шкалой, датчик давления, регулятор давления, программный блок, реле времени [5 - РФ Патент 2368899, G01N 33/22, F02M 65/00, G01M 15/00 - прототип].

Недостатком данного устройства является ограниченная область применения (только для автомобильных бензинов), низкая точность определения эффективного проходного сечения форсунок из-за сложности обеспечения достаточного потока топлива на входе в топливный насос высокого давления, отсутствие учета влияния плотности топлива и замера величины изменения забивки топливного фильтра тонкой очистки, а также возможности настройки частоты вращения топливного насоса высокого давления в процессе испытания при падении заданного давления на входе форсунки.

Технический результат изобретения - расширение номенклатуры устройств для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях системы питания без снижения требований результатов по точности определения эффективного проходного сечения форсунки с одновременным снижением трудоемкости.

Указанный технический результат достигается за счет того, что установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки, содержащая бак для испытуемого топлива, к которому подключен топливопровод с установленными последовательно по потоку топливным фильтром тонкой очистки, топливным насосом высокого давления, связанным с сервоприводом и форсункой на входе в мерный цилиндр с датчиком уровня топлива, пролитого через форсунку, программный блок, связанный соответствующими входами с датчиком давления в нагнетательном участке топливопровода, датчиком уровня топлива в мерном цилиндре и реле времени, а выход программного блока соединен с сервоприводом топливного насоса высокого давления, согласно изобретению, установка дополнительно содержит бак для контрольного топлива, подключенный к топливопроводу параллельно баку для испытуемого топлива через индивидуальный запорный клапан, датчики плотности испытуемого и контрольного топлив, каждый из которых установлен в соответствующем баке и подключен к соответствующим входам программного блока, датчик перепада давления на топливном фильтре тонкой очистки, связанный с входом программного блока, и запорный клапан, установленный после топливного фильтра тонкой очистки перед точкой подключения к всасывающему участку топливопровода, при этом один из выходов программного блока подключен к дополнительно введенному регистратору значения эффективного проходного сечения форсунки.

На фиг. 1 представлена блок-схема установки для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки. Для пояснения работы установки приняты следующие обозначения: τ - время прокачки топлива через форсунку; Рзад. - заданное значение давления в топливопроводе (на входе в форсунку); Р - текущее значение давления в топливопроводе (на входе в форсунку); ρдт- плотность испытуемого дизельного топлива; ρкт - плотность контрольного топлива; Н - высота уровня топлива в мерном цилиндре.

Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки содержит бак 1 объемом три литра, заполненный испытуемым дизельным топливом, к которому подключен топливопровод 2 с установленными последовательно по потоку топливным фильтром 3 тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом с пропускной способностью 50 кг/ч (например, 7508.451179.000), топливным насосом 4 высокого давления шестеренчатого типа с рабочим объемом 10 см3/об (как вариант Caproni 20А10Х354). Для высокоточного регулирования скорости вращения топливного насоса 4 высокого давления к нему подсоединен сервопривод 5 переменного тока мощностью 1 кВт с частотой вращения 3000 об/мин (например, Delta ECMA-C11010ES). Топливный насос 4 высокого давления связан с форсункой 6 (например, АЗПИ 172.1112010-11.01), которая снимается с ДВС до и после испытаний на моторном стенде. Для сбора топлива, прошедшего через форсунку 6, установка оснащена мерным цилиндром 7 ГОСТ 1170-74 объемом 1000 мл с датчиком 8 уровня топлива поплавкового типа (как вариант, ОВЕН ПДУ-2,1). Программный блок 9, связанный соответствующими входами с микропроцессорным датчиком 10 давления (например, ОВЕН ПД 100 с диапазоном до 16 МПа) в нагнетательном участке топливопровода 2, датчиком 8 уровня топлива в мерном цилиндре 7 и реле времени 11 (как вариант, ЭРКОН-215). Микропроцессорный датчик 10 давления позволяет непрерывно преобразовывать давление измеряемой среды в унифицированный сигнал постоянного тока с высокой точностью. Одноканальное реле времени 11 позволяет автоматически замыкать-размыкать внешнюю цепь с выдержками времени в соответствии с заданными оператором временными промежутками. Выход программного блока 9 соединен с сервоприводом 5 топливного насоса 4 высокого давления. Установка также содержит бак 12 объемом три литра для контрольного топлива, подключенный к топливопроводу 2 параллельно баку 1 для испытуемого дизельного топлива через индивидуальный запорный клапан 13 (например, Valtec VT.052.N.04). Датчики плотности 14, 15 (как вариант, ультразвуковой ДТУ-2) испытуемого и контрольного топлив установлены в соответствующем баке 1, 12 и подключены к соответствующим входам программного блока 9. Датчик 16 перепада давления (например, ОВЕН ПД 200-ДД) на топливном фильтре 3 тонкой очистки связан с входом программного блока 9. Запорный клапан 17 (например, Valtec VT.052.N.04) установлен после топливного фильтра 3 тонкой очистки перед точкой подключения к всасывающему участку топливопровода 2. Один из выходов программного блока 9 подключен к дополнительно введенному регистратору 18 (как вариант, ОВЕН РГ 10) значения эффективного проходного сечения форсунки.

В базу данных программного блока 9 внесены:

- заданное значение давления в топливопроводе - Рзад.=5МПа,

- диаметр основания мерного цилиндра - D=0,06 м,

- число Пи - π≈3,14159.

- алгоритм для определения объема топлива (V) проливаемого через форсунку в мерный цилиндр

где D - диаметр основания мерного цилиндра, м; Н - высота уровня топлива в мерном цилиндре, м; π; - число Пи.

- алгоритм для определения эффективного проходного сечения форсунки (μƒ)

где V - объем проливаемого топлива через форсунку в мерный цилиндр, м3; ρ - плотность топлива, проливаемого через форсунку, кг/м3; τ - время прокачки топлива через форсунку, с; Р - заданное значение давления в топливопроводе, Па.

Склонность дизельного топлива к образованию отложений на деталях форсунки оценивается по изменению эффективного проходного сечения форсунки методом прокачки на установке до и после испытаний испытуемого образца дизельного топлива на моторном стенде с ДВС в течение определенного времени на установленном режиме.

Установка работает следующим образом.

Испытываемую форсунку снимают с ДВС, освобождают ее пружину от затяжки, чтобы игла распылителя свободно поднималась до упора в корпусе форсунки 6. Форсунку 6 подсоединяют герметично к топливопроводу 2 любым известным способом. Запорные клапан 13 и 17 закрыты.

Используя реле времени 11, задают через программный блок 9 отрезок времени работы сервопривода 5, вращающего топливный насос 4 высокого давления строго на определенное время, заданное оператором. Испытуемое контрольное топливо к форсунке 6 подается из топливного бака 12 через открытый запорный кран 13 под постоянным давлением Рзад.=5 МПа, которое контролируется датчиком 10 и в случае рассогласования с заданной величиной давления уменьшают или увеличивают частоту вращения топливного насоса 4 высокого давления.

Сервопривод 5 топливного насоса 4 высокого давления управляется через реле времени 11 программным блоком 9, при этом постоянное давление 5 МПа в нагнетательном участке топливопровода 2 поддерживается путем обратной связи датчика 10, установленном в нагнетательном участке топливопровода 2 и программным блоком 9 сервопривода 5 регулирующего частоту вращения топливного насоса 4 высокого давления.

Проходящее через форсунку 6 контрольное топливо попадает в мерный цилиндр 7, имеющий датчик 8 уровня топлива, сигнал с которого поступает в программный блок 9.

Контроль плотности топлива осуществляется с помощью датчика 14, подключенный к программному блоку 9, которая необходима для расчета в программном блоке 9 эффективного проходного сечения форсунки.

Поступающая информация (высота уровня топлива в мерном цилиндре и плотность топлива) в программный блок 9, заданная реле времени 11 информация (время прокачки топлива через форсунку) и заложенная информация (давление, диаметр основания мерного цилиндра и число Пи) в программном блоке 9, позволяет автоматически определять эффективное проходное сечение форсунки, значение которого выводится на регистратор 18.

Зная по результатам испытания время проливки форсунки и объем контрольного топлива проливаемого через форсунку в мерный цилиндр, рассчитывают эффективное проходное сечение (μƒ) форсунки.

Например, контрольное топливо имеет плотность равное ρкт=840 кг/м3, объем проливаемого топлива через форсунку V=0,000962 м3, время прокачки τ=75 с, то эффективное проходное сечение форсунки распылителя до испытания на моторном стенде с ДВС равно

Эффективное проходное сечение форсунки распылителя после испытания на моторном стенде с ДВС равно

Изменение эффективного проходного сечения форсунки до и после испытаний равно

Таким же образом проводят испытание на испытуемом дизельном топливе. Для этого запорный клапан 13 закрывают, а запорный клапан 17 открывают и испытуемое дизельное топливо подается к форсунке 6 из топливного бака 1 через топливный фильтр 3 тонкой очистки топливным насосом 4 высокого давления. Заданные параметры идентичны условиям прокачки контрольного топлива.

В случае засоренности топливного фильтра 3 тонкой очистки, контролируемое датчиком 16 перепада давления, испытания прекращаются, т.к. изменяется давление (датчик 10) топлива в топливопроводе 2. Сигнал от датчика 16 поступает на программный блок 9. Контроль засоренности топливного фильтра 3 тонкой очистки позволяет создавать достаточный поток испытуемого дизельного топлива на входе в топливный насос 4 высокого давления для поддержания нужного давления 5 МПа в нагнетательном участке трубопровода 2.

Например, испытуемое дизельное топливо имеет плотность равное ρдт=837,3 кг/м3, объем проливаемого топлива через форсунку V=0,000954 м3, время прокачки τ=75 с, то эффективное проходное сечение форсунки распылителя до испытания на моторном стенде с ДВС равно

Эффективное проходное сечение форсунки распылителя после испытания на моторном стенде с ДВС равно

Изменение эффективного проходного сечения форсунки до и после испытаний равно

Испытуемый образец дизельного топлива оценивается путем сравнения с аналогичными показателями контрольного топлива по изменению эффективного проходного сечения форсунки до и после испытаний, что позволит сделать качественное заключение о склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки для применения в ДВС.

Таким образом, применение изобретения позволит оценивать склонность дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки по изменению эффективного проходного сечения форсунки после совместных испытаний контрольного и испытуемого дизельного топлив с высокой точностью и меньшими трудозатратами за счет использования показателя изменения давления в нагнетательном участке топливопровода на входе в форсунку и, как следствие, регулятора частоты вращения топливного насоса высокого давления с учетом плотности испытуемого топлива и регистратора значения эффективного проходного сечения форсунки.

Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки, содержащая бак для испытуемого топлива, к которому подключен топливопровод с установленными последовательно по потоку топливным фильтром тонкой очистки, топливным насосом высокого давления, связанным с сервоприводом и форсункой на входе в мерный цилиндр с датчиком уровня топлива, пролитого через форсунку, программный блок, связанный соответствующими входами с датчиком давления в нагнетательном участке топливопровода, датчиком уровня топлива в мерном цилиндре и реле времени, а выход программного блока соединен с сервоприводом топливного насоса высокого давления, отличающаяся тем, что дополнительно содержит бак для контрольного топлива, подключенный к топливопроводу параллельно баку для испытуемого топлива через индивидуальный запорный клапан, датчики плотности испытуемого и контрольного топлив, каждый из которых установлен в соответствующем баке и подключен к соответствующим входам программного блока, датчик перепада давления на топливном фильтре тонкой очистки, связанный с входом программного блока, и запорный клапан, установленный после топливного фильтра тонкой очистки перед точкой подключения к всасывающему участку топливопровода, при этом один из выходов программного блока подключен к дополнительно введенному регистратору значения эффективного проходного сечения форсунки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исследованию работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) со сжатием воздуха и с самовоспламенением и анализу влияния моторных топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава на процесс сгорания в поршневом ДВС с помощью тепловых средств, в частности по снятым развернутым индикаторным диаграммам, и может быть использовано во всех лабораториях, имеющих моторные стенды и проводящих исследования различных видов топлива для поршневых ДВС.

Изобретение относится к исследованию работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) со сжатием воздуха и с самовоспламенением и анализу влияния моторных топлив различного компонентного, углеводородного, фракционного состава на процесс сгорания в поршневом ДВС с помощью тепловых средств, в частности по снятым развернутым индикаторным диаграммам, и может быть использовано во всех лабораториях, имеющих моторные стенды и проводящих исследования различных видов топлива для поршневых ДВС.

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств топлив различного компонентного, углеводородного и фракционного состава и, в частности, к оценке склонности дизельных топлив к нагарообразованию с использованием двигателя внутреннего сгорания со сжатием воздуха и последующей подачей топлива с самовоспламенением и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся исследованиями различных видов топлив для дизельных двигателей.

Изобретение относится к области люминесцентных соединений с поли(гетеро)ароматическим ядром, а именно к 6-метоксибензо[de]нафто[1,8-gh]хинолину. Данное соединение проявляет себя как оптический сенсор для обнаружения нитровзрывчатых веществ (нитро-ВВ) и может быть использовано в системах безопасности в дополнение к служебным собакам для предотвращения террористических актов в качестве средства обнаружения ВВ в составе сенсорного материала флуоресцентных детекторов ВВ, а также в армии и на флоте.

Изобретение относится к области люминесцентных соединений с поли(гетеро)ароматическим ядром, а именно к 6-метоксибензо[de]нафто[1,8-gh]хинолину. Данное соединение проявляет себя как оптический сенсор для обнаружения нитровзрывчатых веществ (нитро-ВВ) и может быть использовано в системах безопасности в дополнение к служебным собакам для предотвращения террористических актов в качестве средства обнаружения ВВ в составе сенсорного материала флуоресцентных детекторов ВВ, а также в армии и на флоте.

Изобретение относится к способам определения асфальтенов. Описан способ определения содержания асфальтенов в нефтепродуктах с высоким содержанием смолистых веществ и/или парафинов и в асфальтосмолопарафиновых отложениях (АСПО), согласно которому содержащую асфальтены исходную пробу нефтепродукта или АСПО взвешивают, обрабатывают изопропиловым спиртом (ИПС) при Т:Ж=1:(20-25), нерастворившийся осадок отделяют фильтрованием, промывают изопропиловым спиртом, высушивают на воздухе, затем при Т:Ж=1:4 растворяют его в смеси растворителей, содержащей нефрас-толуол в объемном соотношении 1:1, отфильтровывают образовавшийся на этой стадии осадок, промывают на фильтре упомянутой смесью растворителей и смывают его с фильтра горячим бензолом в предварительно взвешенную колбу, которую после упаривания бензола вместе с осадком высушивают при 105°С до постоянного веса и взвешивают, при этом разницу в весе колбы пустой и с высушенным осадком принимают за вес асфальтенов m1 и вычисляют их относительное содержание А в исходной пробе по формуле A=m1/m2⋅100%, где m1 - вес высушенного осадка асфальтенов; m2 - вес исходной пробы.

Изобретение относится к области нефтяной промышленности, в частности к способу получения дизельного топлива зимнего (ДТЗ), содержащему этапы депарафинизации смеси гидроочищенной дизельной фракции 200-320°С (ДФ1), водородсодержащего газа (ВСГ), гидроочищенного ДТЗ (ГОДТЗд) с выделением парафинов на цеолитах, с получением денормализата, десорбата и смеси углеводородного газа (УГ) с ВСГ, и компаундирования денормализата, дизельной фракции 150-310°С (ДФ2), гидроочищенного ДТЗ (ГОДТЗк), с получением на выходе дизельного топлива зимнего (ДТЗ).

Изобретение относится к аналитической химии, а именно к способам определения содержания асфальтенов в нефти и нефтепродуктах и может найти применение в лабораториях нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, компаниях трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, научно-исследовательских лабораториях.

Изобретение относится к технике регистрации и исследования пространственно-временных параметров однократных быстропротекающих процессов (скоростное горение веществ, взрыв, высокоскоростное взаимодействие материалов, распространение ударных волн и т.п.). Способ непрерывной регистрации положения, профиля и скорости неподвижной поверхности пластины, подвергающейся деформации в результате ударно-волнового воздействия, заключающийся в том, что используют систему волноводных пьезоэлектрических датчиков с реактивными волноводами, выполненными на основе неньютоновской жидкости, установленных на исследуемой поверхности пластины вдоль линии перпендикулярно к источнику ударно-волнового воздействия, с жестко защемленными краями, а положение и скорость высокоскоростного воздействия в любой момент времени регистрации определяют путем анализа пластического деформирования пластины от ударно-волнового воздействия и сравнительного анализа градуировочных графиков с полученными осциллограммами волноводных пьезоэлектрических датчиков.

Изобретение относится к области аналитической химии. Предложен стандартный образец для метрологического обеспечения испытаний по измерению смазывающей способности топлив для реактивных двигателей, состоящий из химически чистого 1-децена, в количестве 100,0 мас.%.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к способу экспресс-диагностики вирусных заболеваний в фазе активного выделения вируса. Способ включает контроль параметров пациента.
Наверх