Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к области авиации, точнее к воздушно-реактивным двигателям с форсажной камерой. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя содержит консольные радиальные элементы и узел подвеса. На каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Консольные радиальные элементы стабилизатора выполнены с тангенциальными ответвлениями. Контейнеры размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора. Контейнеры выполнены осесимметричной формы. Внутри контейнеров выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках. Свободная часть контейнера заполнена инертным газом. Изобретение обеспечивает повышение колебательной устойчивости стабилизатора пламени. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, точнее, к воздушно-реактивным двигателям с форсажной камерой.

Проблема кратковременного форсирования воздушно-реактивного двигателя (ВРД) по тяге возникла одновременно с их появлением. Решение проблемы состоит в размещении в газовом тракте за турбиной газотурбинного двигателя (или в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя) фронтового устройства - системы топливных форсунок и стабилизаторов пламени. Стабилизаторы обычно выполняются радиальными, кольцевыми или комбинированными - радиально-кольцевыми. При включении форсажа они обеспечивают горение форсажного топлива в создаваемой ими зоне возвратных токов и увеличение тяги в среднем на 40-70%.

Конструктивно-силовая схема стабилизаторов пламени в значительной мере определяется особенностями конструкции двигателя и его назначением.

Из RU 2663965 С1, 13.08.2018 известны стабилизаторы пламени, консольно закрепленные на внутренней поверхности корпуса форсажной камеры сгорания. Стабилизаторы пламени выполнены в форме удобообтекаемых тел с закрытой нижней частью, при этом внутренняя полость стабилизаторов разделена на продольные каналы с возможностью подвода в них воздуха и топлива, а на боковых стенках каналов по всей длине выполнены отверстия. Недостатками известного устройства являются наличие отверстий для выдува сжатого воздуха поперек газового потока, что приводит к возникновению поперечных колебаний консольной части стабилизатора с его возможным последующим разрушением. Известный стабилизатор пламени обладает малой изгибной жесткостью в поперечном направлении в силу его обтекаемой формы.

Из RU 2366823 С1, 10.09.2009 известно устройство - прототип, в котором стабилизаторы пламени выполнены по радиально-кольцевой схеме и содержит консольные радиальные элементы и узел подвеса. Известный стабилизатор обеспечивает большую конструктивную жесткость в силу уголковой формы. Однако, недостатком является то, что он подвержен колебаниям газового потока, что может инициировать вынужденные колебания стабилизатора. Особую опасность представляет совпадение частоты вынужденных и собственных колебаний.

Недостатком известного устройства является то, что выполненный по консольной схеме стабилизатор в газовом потоке может под воздействием внешних условий подвергнуться колебаниям.

Технический результат - повышение колебательной устойчивости стабилизатора пламени.

Технический результат достигается тем, что стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя, содержащий консольные радиальные элементы и узел подвеса, согласно предложению на каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Консольные радиальные элементы стабилизатора могут быть выполнены с тангенциальными ответвлениями, при этом контейнеры могут быть размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора. Контейнеры выполнены осесимметричной формы. Внутри контейнеров может быть выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках. Свободная часть контейнера может быть заполнена инертным газом.

Исполнение контейнеров осесимметричной формы обеспечивает одинаковые условия работы контейнеров стабилизаторов пламени независимо от величины и знака перегрузки летательного аппарата и от размещения стабилизатора на корпусе (верх-низ, право-лево).

Выполнение внутри контейнера одной или нескольких поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках обеспечивает расширение диапазона частот подавляемых колебаний.

Для предотвращения окисления металла в контейнере его свободная часть может быть заполнена инертным газом, например, азотом или аргоном.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где:

- на фиг. 1 показан стабилизатор пламени с одним контейнером;

- на фиг. 2 показано продольное сечение контейнера;

- на фиг. 3 показан вид спереди-сбоку стабилизатора пламени с тремя контейнерами;

- на фиг. 4 показан стабилизатор пламени с пятью контейнерами;

- на фиг. 5 показано продольное сечение контейнера в процессе колебаний;

- на фиг. 6 показано продольное сечение варианта контейнера с поперечными перегородками.

Предлагаемое устройство (см. Фиг. 1, 3, 4) состоит из консольных радиальных элементов 1 с узлом подвеса 2. На консольных радиальных элементах могут быть выполнены тангенциальные ответвления 3. На каждом консольном радиальном элементе 1 размещен по крайней мере один контейнер 4, частично заполненный металлом или сплавом 5 с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3. Предпочтительными металлами являются свинец (Тпл=327°С, плотность 11400 кг/м), олово (Тпл.=232°С, плотность 7300 кг/м3), сплав Третник (Тпл.=183°С, плотность 9600 кг/м3).

В частном случае реализации, когда используют один контейнер 4, частично заполненный металлом или сплавом 5, он может быть размещен на максимально удаленном от узла подвеса 2 конце консольного элемента 1 (см. фиг. 1). Если контейнеров 4 используют в количестве 2 и более, то они могут размещаться на концах тангенциальных ответвлений 3 консольных радиальных элементов 1 (см. фиг. 3, 4). Внутри контейнера 4 могут быть выполнены одна или несколько поперечных перегородок 6 (см. фиг. 6) с одним или несколькими отверстиями в перегородках 6.

Работа заявленного устройства обеспечивается тем, что при запуске двигателя происходит повышение температуры и металл или сплав 5, находящийся в контейнерах 4, плавится и превращается в жидкую подвижную массу. При включении форсажного режима стабилизатор устанавливается поперек потока или под углом к нему. При возникновении продольных колебаний стабилизатора (первая мода) жидкая масса металла или сплава 5 в контейнерах 4 движется в противофазе относительно контейнера 4 (см. фиг. 5) и демпфирует его колебания. При возникновении крутильных колебаний стабилизатора (вторая мода) жидкая масса металла или сплава 5 в контейнерах 4 также движется в противофазе относительно контейнера 4 и демпфирует крутильные колебания.

Устройство может быть реализовано на современных воздушно-реактивных двигателях.

1. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя, содержащий консольные радиальные элементы и узел подвеса, отличающийся тем, что на каждом консольном радиальном элементе стабилизатора размещен по меньшей мере один контейнер, частично заполненный металлом или сплавом с температурой плавления менее 350°С и плотностью более 7000 кг/м3.

2. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что консольные радиальные элементы стабилизатора выполнены с тангенциальными ответвлениями.

3. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1 или 2, отличающийся тем, что контейнеры размещены на концах тангенциальных ответвлений консольных радиальных элементов стабилизатора.

4. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что контейнеры выполнены осесимметричной формы.

5. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что внутри контейнеров выполнена одна или несколько поперечных перегородок с одним или несколькими отверстиями в перегородках.

6. Стабилизатор пламени форсажной камеры воздушно-реактивного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что свободная часть контейнера заполнена инертным газом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к форсажной камере сгорания авиационных двухконтурных газотурбинных двигателей и способу её работы. Форсажная камера сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя содержит корпус, смеситель, выполненный в виде чередующихся по окружности радиальных каналов первого и второго контуров, стабилизаторы и топливные форсунки.

Изобретение относится к области авиадвигательной техники, а именно к устройствам форсажных камер сгорания. Кольцевой стабилизатор форсажной камеры авиационного двигателя содержит корпус, выполненный в виде соединенных между собой кольцевого элемента и радиальных элементов, кольцевой топливный коллектор, расположенный в проточной части и закрепленный на кольцевом элементе, выполненном разъемным из по меньшей мере трех сегментов, соседние из которых выполнены с возможностью фиксации относительно друг друга по торцам посредством соединения выступ-паз.

Изобретение относится к области авиадвигательной техники, а именно, к устройствам форсажных камер сгорания. Кольцевой стабилизатор форсажной камеры авиационного двигателя содержит корпус, выполненный в виде соединенных между собой кольцевого элемента и радиальных элементов, расположенные в проточной части.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано в качестве силовой установки на летательных аппаратах. Двигатель содержит входное устройство, компрессор низкого давления, компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания, удлинительную трубу, форсажную камеру сгорания и регулируемое сопло.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано при создании реактивных двигателей, предназначенных для полета летательных аппаратов в атмосфере за счет реализации детонационного термодинамического цикла с высокой частотой повторений импульсов и самоподдержания процесса детонации топлива.

Стабилизатор пламени для форсажной камеры турбореактивного двигателя содержит стойку желобообразной формы, образующую полость, и тепловой экран, закрепленный в полости стойки. Стабилизатор пламени дополнительно содержит крепежную плиту, имеющую первую лапу, выполненную как единое целое с крепежной плитой , и вторую лапу, установленную с возможностью снятия на плите.

Форсажная камера сгорания турбореактивного двухконтурного двигателя содержит корпус с установленным в нем теплозащитным экраном с образованием между ними канала охлаждения, диффузор, фронтовое устройство. Диффузор образован корпусом камеры и затурбинным коком.

Изобретения относятся к турбореактивному двигателю и способу его работы. Одновальный двухконтурный турбореактивный двигатель содержит компрессор, турбину, основную непрерывно-детонационную камеру сгорания с каналами подачи топлива, топливными форсунками и инициатором детонации, газодинамический успокоитель, сопловой аппарат и турбину.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. В способе работы ТРД перевод форсажного комплекса в режим промежуточного и полного форсажа производят перемещением РУД САУиР из углового положения αруд2 последовательно в угловые диапазоны αpyд3-5 и производят последовательное автоматическое включение конструктивно спаренных коллекторов «второй-третий» и «первый-четвертый» в порядке «второй-третий-первый-четвертый», наращивая тягу промежуточных форсированных режимов последовательным увеличением интенсивности подачи форсажного топлива.

Изобретение относится к области авиационных газотурбинных двигателей, а именно к форсажным камерам сгорания авиационных газотурбинных двигателей. Техническим результатом изобретения является снижение потерь полного давления за счет применения в качестве стабилизаторов пламени тел удобообтекаемой формы с организацией вдува струй воздуха с их поверхности на бесфорсажных режимах работы ГТД.
Наверх