Двухступенчатый центробежный компрессор газотурбинного двигателя малой тяги

Изобретение относится к области компрессоров газотурбинных двигателей малой тяги на беспилотных и малых пилотируемых летательных аппаратах, наземных, надводных транспортных средствах и энергоустановках. Сущность изобретения: компрессор содержит две ступени, причем рабочие лопатки первой и второй ступени расположены по обеим сторонам общего несущего диска, а их лопаточные диффузоры выполнены радиально-осевого типа. После лопаточных диффузоров размещен перекрестный коллектор с взаимно перпендикулярными потоками радиального и осевого направления, причем соединение ступеней между собой происходит через радиально-осевой канал, в котором расположен обратный направляющий аппарат. Технический результат - уменьшение массы, габаритов и повышение эффективности компрессора. 4 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть применено в качестве компрессора газотурбинных двигателей малой тяги на беспилотных и малых пилотируемых летательных аппаратах, наземных, надводных транспортных средствах и энергоустановках.

Известны газотурбинные двигатели, имеющие одноступенчатый центробежный компрессор, приводимый во вращение одноступенчатой осевой [Schreckling K. Gas Turbines for Model Aircraft. Traplet Publications, 2003, с. 18] или центростремительной [Kamps T. Model Jet Engines. Traplet Publications, 2005, с. 23] турбиной.

Известны также двигатели, в которых центробежные компрессоры с целью повышения производительности имеют колеса с двухсторонним входом, причем обе стороны такого колеса симметричны [Источник Виноградов Б. С.Авиационные центробежные компрессоры: учебное пособие. Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2020, с. 21; Whittle F. Gas turbine aero-thermodynamics: with special reference to aircraft propulsion. Elsevier, 2013, с. 169].

Недостатком упомянутых аналогов при их применении на двигателях малой тяги являются пониженные кпд порядка 65…70% при значениях степени повышения давления 4…5.

Известны схемы газотурбинных двигателей с двумя [Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь: ОАО «Авиадвигатель». 2006, с. 42; Saravanamuttoo H. I. H., Rogers G. F. C., Cohen H. Gas turbine theory. Pearson education, 2017, с. 14], тремя и более ступенями центробежных компрессоров [Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь: ОАО «Авиадвигатель». 2006, с. 41], с последовательно расположенными на одном валу колесами.

Основным недостатком указанных аналогов являются неудовлетворительные массогабаритные характеристики применительно к двигателям малой тяги.

Частично устранить указанный недостаток позволяет применение двухступенчатых центробежных компрессоров с последовательно соединенными ступенями, в которых рабочие лопатки первой и второй ступени расположены по обеим сторонам общего несущего диска [Авторское свидетельство СССР №544772, кл. F 04 D 17/12, 1973] или на двух дисках, ориентированных друг к другу «спинка к спинке» с расположенной между ними диафрагмой, снабженной лабиринтным уплотнением [Патент РФ №2110700 C1, кл. F04D 17/12, F02C 1/08, 1989].

Несмотря на уменьшение габаритов и массы существенным недостатком рассмотренных аналогов, при их применении в двигателях малой тяги, являются диаметральные размеры компрессора, затрудняющие расположение таких двигателей в корпусе летательного аппарата и мотогондоле. Таким образом порядка 1/3 диаметральных размеров указанных компрессоров занимает радиальный лопаточный диффузор и воздушные каналы компрессора.

Целью предлагаемых технических решений является уменьшение массы и габаритов двухступенчатого центробежного компрессора, позволяющих его применение в газотурбинных двигателях малой тяги, и повышение кпд по сравнению с одноступенчатыми вариантами.

Указанная цель достигается тем, что первая и вторая ступени расположены на общем несущем диске, причем первая ступень имеет диагональное исполнение, а вторая расположена с противоположной стороны колеса. Данные технические решения позволяют уменьшить диаметральные размеры рабочего колеса компрессора. При этом лопаточные диффузоры обоих ступеней имеют радиально-осевое исполнение с минимальной радиальной частью. Последнее позволяет значительно уменьшить диаметральные размеры предлагаемого компрессора.

Распределение нагрузки компрессора на две ступени вместо одной, при заданной степени повышения давления, позволяет повысить эффективность компрессора за счет более высокого кпд каждой из ступеней.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого двухступенчатого центробежного компрессора, в котором первая и вторая ступени расположены на общем несущем диске, причем первая ступень диагональная, вторая расположена с противоположной стороны колеса, а лопаточные диффузоры обоих ступеней имеют радиально-осевое исполнение.

На фиг. 2 представлена схема лабиринтного уплотнения между воздушными каналами первой и второй ступени рабочего колеса компрессора.

На фиг. 3 представлена схема расположения элементов воздушного канала компрессора в среднем сечении на выходе из лопаточного диффузора.

На фиг. 4 представлено поперечное сечение в области перекрестного коллектора компрессора с взаимно перпендикулярными радиальными и осевыми каналами первой и второй ступени компрессора.

В предлагаемом компрессоре его первая ступень имеет диагональное исполнение и состоит из рабочих лопаток 1, безлопаточного диффузора 3, радиальной 4 и осевой 5 частей лопаточного диффузора, а также радиальной части перекрестного коллектора 6 (фиг. 1). Вторая ступень компрессора расположена с противоположной стороны колеса и состоит из рабочих лопаток 8, безлопаточного диффузора 9, радиальной 10 и осевой 11 частей лопаточного диффузора, а также осевой части перекрестного коллектора 12. Ступени компрессора расположены на общем несущем диске 13, который вращается на валу 14. Первая и вторая ступени компрессора соединены между собой радиально-осевым воздушным каналом в котором расположен обратный направляющий аппарат 7.

Перетекание воздуха между ступенями компрессора 1 и 8 уменьшается следующим образом (фиг. 2): на периферии рабочего колеса 13 расположен выступ, на ответной статорной части которого имеется лабиринтное уплотнение 2, снижающее перетекание воздуха между безлопаточными диффузорами 3 и 9. Предлагаемая конструкция лабиринтного уплотнения позволяет некоторое перемещение рабочего колеса в осевом направлении.

С целью снижения гидравлических потерь взаимно перпендикулярные радиальные 6 и осевые 12 каналы перекрестного коллектора выполняются с закругленными кромками (фиг. 4).

Компрессор работает следующим образом. Из атмосферы воздух поступает в рабочие лопатки первой ступени 1 (фиг. 1), при прохождении которых происходит его сжатие под действием центробежных сил, а также возрастание скорости потока в абсолютном движении. Торможение потока на выходе из рабочего колеса начинается в безлопаточном диффузоре 3, и далее продолжается сначала в радиальной 4, а потом в осевой части лопаточного диффузора 5. Затем торможение потока прекращается, он поворачивается и поступает в радиальные каналы перекрестного коллектора 6. После чего поток движется далее по радиальной части воздушного канала компрессора, проходит обратный направляющий аппарат 7 и, поворачиваясь в осевом направлении, поступает на рабочие лопатки второй ступени компрессора 8. Здесь осуществляется второй цикл сжатия воздуха и его последующее торможение в безлопаточном диффузоре 9, а после в радиальной 10 и осевой 11 частях лопаточного диффузора. После выхода из диффузора воздух проходит осевую часть перекрестного коллектора 12, после чего направляется далее по тракту двигателя.

Двухступенчатый центробежный компрессор, содержащий корпус, в котором размещён общий несущий диск, по обеим сторонам которого размещены рабочие лопатки первой и второй ступени, первая ступень имеет диагональное исполнение, вторая расположена с противоположной стороны колеса, причём лопаточные диффузоры обеих ступеней имеют радиально-осевое исполнение, отличающийся тем, что на периферии рабочего колеса расположен выступ, на ответной статорной части которого имеется лабиринтное уплотнение, уменьшающее перетекание воздуха между ступенями, после лопаточных диффузоров размещён перекрёстный коллектор с взаимно перпендикулярными потоками радиального и осевого направления, причём соединение ступеней между собой происходит через радиально-осевой канал, в котором расположен обратный направляющий аппарат.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мотор-компрессорным агрегатам и, в частности, к соединению компрессорной установки и корпуса мотора интегрированного рядного компрессора. Компрессорная установка (6) для мотор-компрессорного агрегата (1) включает в себя по меньшей мере одно крепежное устройство (12), выполненное с возможностью прикрепления компрессорной установки к корпусу (3) мотора мотор-компрессорного агрегата, а также включает в себя по меньшей мере один проем (13), размер которого позволяет соединять ротор (14) мотора и ротор (15) компрессора через указанный по меньшей мере один проем.

Изобретение может быть использовано в качестве компрессора хладоновых систем охлаждения жидких сред, бортового оборудования вертолетов, самолетов, летательных аппаратов, наземных транспортных средств, испытывающих разнонаправленные вибрационные нагрузки, с возможностью работы с газовыми, двухфазными газовыми средами, в режиме жидкостного насоса, с возможностью работы в системах, заполненных хладоном, кондиционирования воздуха и холодильных установках промышленного и бытового назначения.

Предложен компрессор с приводом от двигателя, оборудованный множеством секций сжатия, содержащий: по меньшей мере один корпус (2); по меньшей мере два приводных вала (5, 6), которые поддерживаются с возможностью вращения в корпусе с помощью по меньшей мере двух подшипников (8, 9, 10, 11); гибкое соединительное устройство (7), соединяющее приводные валы; электрический двигатель (12), установленный на первом компрессорном валу (5) из указанных по меньшей мере двух приводных валов; и по меньшей мере две секции (13, 14) сжатия.

Изобретение предназначено для использования в области энергетики. Предложена турбомашина 1, содержащая корпусную конструкцию и вал, поддерживаемый в ней с возможностью вращения.

Изобретение относятся к компрессорным линиям для систем и способов получения пропилена путем дегидрирования пропана. Компрессорная линия (13) для установки дегидрирования (1) включает в себя привод (36) и единый центробежный компрессор (35), соединенный с приводом с возможностью передачи приводного усилия.

Предложен способ регулирования многоступенчатого компрессора, содержащего по меньшей мере первую ступень (10), вторую ступень (20) и первый межступенчатый трубопровод (12), проходящий между первой ступенью (10) и второй ступенью (20), включающий следующие этапы: а) измерение температуры на входе компрессора, б) измерение отношения между давлением (Pout) на выходе и давлением (Pin) на входе первой ступени (10) компрессора, в) вычисление коэффициента (ψ) на основании по меньшей мере значения температуры (Tin) на входе и измеренного соотношения (Pout/Pin) давлений, г) если вычисленный коэффициент (ψ) находится в заданном диапазоне, воздействие на регулирующий клапан (70; 76; 92), установленный в трубопроводе (4; 8), обеспечивающем подачу на вход первой ступени (10) компрессора, или в трубопроводе (74) рециркуляции газа, который ведет в первый межступенчатый трубопровод (12).

Группа изобретений относится к корпусу (2) турбомашины, к способу изготовления крышки (1) корпуса (2) и турбомашине с корпусом (2). Корпус (2) турбомашины включает в себя проходящее вдоль оси (X) отверстие для осевого ввода проходящего вдоль этой оси (X) вала (10) и проходящую вдоль направления периферии к оси (X) поверхность прилегания к рубашке (11) корпуса (2).

Группа изобретений относится к турбомашинам. Рабочее колесо (1) турбомашины содержит ступицу (3), имеющую ось (А-А) вращения, покрывающий диск (13), лопатки (5; 5А, 5В), расположенные между ступицей (3) и покрывающим диском (13), и проточные каналы (11).

Многосекционный центробежный компрессор (1) содержит по меньшей мере первую и вторую секции (2, 3), причем каждая из указанных секций (2, 3) содержит впускной канал (7, 8) и выпускной канал (9, 10). Выпускной канал (9) первой секции (2) расположен с возможностью проточного сообщения с впускным каналом (8) второй секции (3).

Изобретение относится к конфигурации с первой линией (СТ1) компрессии и второй линией (СТ2) компрессии для сжатия рабочей среды (PF), причем первая линия (СТ1) компрессии включает первый привод (DR1) и первый компрессор (СО1), причем вторая линия (СТ2) компрессии включает второй привод (DR2) и второй компрессор (СО2), причем первая линия (СТ1) компрессии механически не состыкована с передачей вращающего момента с вращающимися частями второй линии (СТ2) компрессии, причем оба компрессора (СО1, СО2) разных линий (СТ1, СТ2) компрессии соединены между собой напрямую с передачей рабочей среды соединительным трубопроводом (CFC) рабочей среды таким образом, что первый компрессор (СО1) расположен по потоку выше второго компрессора (СО2).

Изобретение относится к газотурбинной установке. Газотурбинная установка содержит компрессор, нагнетательную камеру, соединенную с компрессором, камеру сгорания со сжигающим устройством, содержащую переднюю панель, по меньшей мере, демпфер, соединенный с передней панелью и расположенный в нагнетательной камере, и горелки, соединенные с передней панелью, при этом передняя панель и горелки расположены, по меньшей мере частично, в нагнетательной камере, при этом демпфер имеет камеру, адаптированную к пространству, доступному между смежными горелками.
Наверх