Устройство для измерения линейных размеров колесных пар локомотивов

Устройство включает основание со стойками и траверсой, на которой установлены блоки измерения, узел базирования с толкателями, установленными с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с колесной парой, и механизмы поворота и фиксации, размещенные в узле базирования. Блоки измерения соединены с соответствующими измерителями через механизмы поперечного перемещения. Узел базирования снабжен датчиками контроля. В узле базирования установлены толкатели для взаимодействия с центровыми отверстиями колесной пары и ее удержания в позиции измерения. В устройстве имеется дополнительный измеритель зубчатого колеса тяговой передачи колесной пары, который через механизм поперечного перемещения подключен к блоку измерения зубчатого колеса, установленному на траверсе с возможностью продольного перемещения. Технический результат – повышение функциональных возможностей устройства для измерения линейных размеров колесных пар локомотивов. 1 ил.

 

1. Область техники, к которой относится изобретение

Устройство относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных размеров колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта и других видов транспорта.

2. Уровень техники

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для измерения линейных размеров колесных пар (см. патент РФ № 2319925, МПК G01B 5/08, G01B 5/20, опубл. 20.03.2008, Бюл. №8), которое включает основание со стойками и траверсой, на которой установлены блоки измерения, узел базирования с толкателями, установленными с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с колесной парой, и механизмы поворота и фиксации, размещенные в узле базирования. Блоки измерения соединены с соответствующими измерителями через механизмы поперечного перемещения. Узел базирования снабжен датчиками контроля. В узле базирования установлены толкатели для взаимодействия с центровыми отверстиями колесной пары и ее удержания в позиции измерения.

Недостаток устройства заключается в том, что в нем отсутствует возможность измерения зубчатых колес колесных пар локомотивов, что снижает функциональные возможности устройства.

3. Раскрытие изобретения

Задачей настоящего устройства является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности измерения линейных размеров зубчатых колес тяговой передачи колесных пар локомотивов.

Поставленная задача решается тем, что в устройство для измерения линейных размеров колесных пар, включающее основание с установленной на нем посредством стоек траверсой, на которой с возможностью продольного перемещения установлены блоки измерения, каждый из которых через механизм поперечного перемещения соединен с соответствующим измерителем, установленный на стойках узел базирования с толкателями, установленными с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с колесной парой и снабженными датчиками контроля, установленными в узле базирования, механизмы поворота и фиксации, размещенные в узле базирования, в которых толкатели установлены с возможностью взаимодействия с центровыми отверстиями колесной пары и ее удержания в позиции измерения, введены дополнительный измеритель 28 зубчатого колеса 25 тяговой передачи колесной пары 1, дополнительный механизм 27 поперечного перемещения дополнительного измерителя и дополнительный блок 26 измерения зубчатого колеса 25, установленный на траверсе 4 с возможностью продольного перемещения, причем дополнительный измеритель 28 зубчатого колеса подключен к дополнительному блоку 26 измерения 25 через дополнительный механизм 27 поперечного перемещения.

Такое выполнение устройства, в котором введены дополнительный измеритель 28 зубчатого колеса 25 тяговой передачи колесной пары 1, дополнительный механизм 27 поперечного перемещения дополнительного измерителя и дополнительный блок 26 измерения зубчатого колеса 25, установленный на траверсе 4 с возможностью продольного перемещения, причем дополнительный измеритель 28 зубчатого колеса подключен к дополнительному блоку 26 измерения 25 через дополнительный механизм 27 поперечного перемещения, позволяет проводить измерение профиля поверхности зубчатого колеса 25, диаметры его окружностей по вершинам и по впадинам зубьев, а также расстояние между торцом шейки 23 и боковой поверхностью зубчатого колеса 25, обеспечивая возможность измерения линейных размеров зубчатых колес тяговой передачи колесных пар локомотивов и расширяя тем самым функциональные возможности устройства.

4. Осуществление изобретения

На рис. 1 представлена блок - схема устройства для измерения линейных размеров колесных пар локомотивов.

Устройство для измерения линейных размеров колесных пар 1 локомотивов включает основание 2 с установленной на нем посредством стоек 3 траверсой 4, на которой с возможностью продольного перемещения установлены блоки 5, 6 измерения, каждый из которых через механизм 7 поперечного перемещения соединен с соответствующим измерителем 8, 9 и установленный на стойках 3 узел 10 базирования с толкателями 11, установленными с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с колесной парой 1 и снабженными датчиками контроля 12, установленными в узле 10 базирования. Устройство включает также измерители 13, каждый из которых через механизм 7 поперечного перемещения дополнительно подключен к соответствующему блоку 6 измерения, и механизмы 14 поворота и фиксации, размещенные в узле 10 базирования, в которых толкатели 11 установлены с возможностью взаимодействия с центровыми отверстиями 15 колесной пары 1 и с возможностью удержания колесной пары 1 в позиции измерения. В устройство введен дополнительный измеритель 28 зубчатого колеса 25 тяговой передачи колесной пары 1, который через механизм 27 поперечного перемещения подключен к блоку 26 измерения (зубчатого колеса 25), установленному на траверсе 4 с возможностью продольного перемещения.

Устройство работает следующим образом. Колесную пару 1 подают по рельсам 16 под место расположения узла 10 базирования. Опоры 17 подъемного стола 18 попарно подводят под гребни бандажей 19 колес 20 колесной пары 1 и приводят в контакт с ними. Колесную пару 1 с помощью механизма 21 вертикального перемещения подъемного стола 18 снимают с рельсов 16 и поднимают на высоту расположения узла 10 базирования, в котором осуществляют ее размещение. Толкатели 11 подводят к торцам оси колесной пары 1 и приводят в контакт с ее центровыми отверстиями 15. С помощью толкателей 11 и датчиков 12 контроля устанавливают ось колесной пары симметрично относительно блоков 6, предварительно установленных на расстоянии друг от друга, которое определяется типом и длиной оси измеряемой колесной пары. Толкателями 11 зажимают колесную пару 1 в центровых отверстиях 15 и удерживают ее в этой позиции измерения. С помощью механизмов 14 фиксируют данное положение толкателей 11. За счет плотного контакта толкателей 11 с центровыми отверстиями 15 достигают совмещения осевой линии центровых отверстий 15 колесной пары 1 с осевой линией толкателей 11, т.е. осуществляют осевое базирование колесной пары 1, а также ее базирование в поперечных направлениях. После этого подъемный стол 18 опускают и освобождают его опоры 17 от контакта с колесной парой 1. С помощью продольного перемещения блоков 5 измерения устанавливают в продольном направлении исходное положение измерителей 8 по отношению к положению плоскости внутренних боковых поверхностей бандажей 19 колес 20. Механизмы 7 поперечного перемещения измерителей 8, 9, 13 используют для их предварительной установки с учетом нормируемой величины диаметров измеряемой колесной пары 1, чтобы обеспечить возможность выбора измерителя (8, 9 или 13) с требуемым диапазоном измерения, в котором погрешность измерения не превышает нормируемую погрешность. Механизм 27 поперечного перемещения измерителя 28 используют для его предварительной установки с учетом нормируемой величины диаметров окружностей вершин и впадин зубьев измеряемого зубчатого колеса 25, чтобы обеспечить возможность выбора измерителя 28 с требуемым диапазоном измерения, в котором погрешность измерения не превышает нормируемую погрешность.

Затем включают привод 22 вращения колесной пары 1, измерители 8, 9, 13, 28, программу управления механизмами продольного перемещения блоков 5, 6, 26 измерения и измеряют следующие нормируемые линейные размеры: профили и диаметры поверхностей катания колесной пары 1, диаметры шеек 23 и предподступичных частей 24 оси колесной пары 1, расстояния S1 между торцом шейки 23 и внутренней боковой поверхностью бандажа 19 колеса 20 (для каждого колеса), а также профиль поверхности зубчатого колеса 25 и диаметры его окружностей по вершинам и впадинам зубьев, расстояние S2 между торцом шейки 23 и боковой поверхностью зубчатого колеса 25. В качестве измерителей используют лазерные датчики.

Расстояние L между исходным положением каждого из измерителей и осью вращения колесной пары 1 устанавливают с помощью механизмов 7, 27 поперечного перемещения измерителей 8, 9, 13, 28 и аттестуют заранее по тестовому образцу измеряемого типа колесной пары, линейные размеры которой известны. Диаметр d каждого сечения колесной пары определяют как удвоенную разность между L и измеренным для каждого сечения поперечным расстоянием l от поверхности колесной пары до соответствующего измерителя, т.е. d=2(L-l). Диаметры шеек 23, предподступичных частей 24 и зубчатого колеса 25 измеряют в нескольких нормируемых поперечных сечениях колесной пары 1 путем перемещения измерителей 9, 13, 28 от одного сечения к другому с помощью продольного перемещения блоков 6, 26.

Профиль поверхности катания колеса 20 определяют путем измерения величины расстояния l в многочисленных поперечных сечениях поверхности катания в зависимости от продольной координаты с помощью продольного перемещения измерителей 8. Т.е. профиль катания определяют как функцию зависимости величины l от продольной координаты.

Профиль поверхности зубьев зубчатого колеса 25 тяговой передачи определяют путем измерения величины расстояния l в нескольких нормируемых продольных сечениях поверхности зубчатого колеса 25 в зависимости от поперечной координаты, которая циклически изменяется при повороте зубчатого колеса 25 вокруг геометрической оси колесной пары 1 на величину, равную угловому расстоянию между зубьями. Т.е. профиль поверхности зубчатого колеса 25 определяют как функцию зависимости величины l от поперечной координаты при повороте зубчатого колеса 25.

Расстояние S1 между торцом шейки 23 и внутренней боковой поверхностью обода 19 колеса 20 измеряют по расстоянию между положениями блока 6 измерения внешних частей оси колесной пары 1 и блока 5 измерения профиля катания, когда соответствующий измеритель 13 диаметра шейки 23 блока 6 расположен в плоскости торцовой поверхности шейки 23, а соответствующий измеритель 8 профиля поверхности катания колеса 20 блока 5 расположен в плоскости внутренней боковой поверхности обода 19 колеса 20.

Расстояние S2 между торцом шейки 23 и внутренней боковой поверхностью зубчатого колеса 25 измеряют по расстоянию между положениями блока 6 и блока 26 измерения зубчатого колеса 25, когда соответствующий измеритель 13 диаметра шейки 23 блока 6 расположен в плоскости торцовой поверхности шейки 23, а соответствующий измеритель 28 зубчатого колеса 25 блока 26 расположен в плоскости внутренней боковой поверхности зубчатого колеса 25.

После завершения измерений все операции по перемещению колесной пары производят в обратной последовательности, а колесную пару в соответствии с результатами измерений направляют в эксплуатацию или на восстановление, или отбраковывают. Далее производят процесс измерения следующей колесной пары.

5. Промышленная применимость

Наиболее эффективно устройство может быть применено для измерения линейных размеров колесных пар тягового подвижного состава железнодорожного транспорта, а именно, для измерения профилей поверхностей катания колес колесных пар и зубчатого колеса тяговой передачи, диаметров колес колесных пар, зубчатого колеса, шеек и предподступичных частей оси колесных пар, расстояния между торцами шеек и внутренними боковыми поверхностями бандажей колес, а также расстояния между торцом шейки и боковой поверхностью зубчатого колеса.

Устройство для измерения линейных размеров колесных пар локомотивов, включающее основание с установленной на нем посредством стоек траверсой, на которой с возможностью продольного перемещения установлены блоки измерения, каждый из которых через механизм поперечного перемещения соединен с соответствующим измерителем, установленный на стойках узел базирования с толкателями, установленными с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с колесной парой и снабженными датчиками контроля, установленными в узле базирования, механизмы поворота и фиксации, размещенные в узле базирования, в которых толкатели установлены с возможностью взаимодействия с центровыми отверстиями колесной пары и ее удержания в позиции измерения, отличающееся тем, что введены дополнительный измеритель зубчатого колеса тяговой передачи колесной пары, дополнительный механизм поперечного перемещения дополнительного измерителя и дополнительный блок измерения зубчатого колеса, установленный на траверсе с возможностью продольного перемещения, причем дополнительный измеритель зубчатого колеса подключен к дополнительному блоку измерения через дополнительный механизм поперечного перемещения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам измерения диаметра ствола дерева. Способ реализуется с использованием устройства, содержащего измерительную ленту, корпус, фиксатор положения цилиндрической кассеты относительно корпуса, крепление для захвата измерительной ленты.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам слежения за приростом диаметра стволов деревьев. Предлагается способ, при котором используют устройство, содержащее корпус с опорной лапой, на которой закреплен хомут.

Изобретение может быть использовано в качестве средства диагностирования состояния паропроводных систем тепловых электростанций для измерения остаточной деформации ползучести трубных элементов из жаропрочной стали. Устройство периодического контроля изменений геометрических размеров сечения трубопровода выполнено в виде съемного приспособления, содержащего гибкую ленту с закрепленными на концах элементами подпружиненного замкового соединения, совмещаемыми в этом соединении с охватом лентой периметра контролируемого сечения трубопровода.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для активного контроля изменения диаметров цилиндрических поверхностей например в процессе испытаний изделий повышенными давлениями. Предлагаемое устройство содержит опорную конструкцию с уровнемером и измерительный блок.

Способ относится к области метрологии, в частности к методам измерения линейного размера детали, и к области машиностроения, в частности к производству корпусов, предусматривающих необходимость обеспечения их входимости в пусковые трубы. Задачей технического решения является снижение трудоемкости контроля корпусов при гарантированном обеспечении их вхождения в пусковые трубы.

Предлагаемое устройство может быть использовано для измерения внутренних диаметров крупногабаритных изделий с чувствительным наполнителем. Устройство для измерения внутренних диаметров крупногабаритных изделий содержит корпус с закрепленным на нем индикатором с подвижным измерительным наконечником с одной стороны и неподвижным с другой и держатель рамной конструкции, обеспечивающий возможность введения устройства в измеряемое отверстие, при этом держатель рамной конструкции представляет собой съемную штангу, снабженную рукояткой на одном конце и двумя захватами на другом, устанавливаемую в специальные пазы, расположенные на подвижном и неподвижном измерительном наконечнике, с установленной между ними пружиной, а подвижный и неподвижный наконечники оснащены опорами, изготовленными из материала, совместимого с наполнителем изделия, профиль поверхности которых повторяет профиль контактирующей поверхности, при этом устройство снабжено датчиком линейных перемещений с автоматизированной системой измерения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при измерении контролируемых изделий во время обработки на обрабатывающем станке. Измерительное устройство содержит основной корпус и измерительную головку, которая выполнена с возможностью перемещения между исходным положением и положением измерения.

Изобретение относится к средствам контроля линейных размеров. Устройство содержит базовую обойму, первую группу гибких стержней, подвешенную на них к базовой обойме внутреннюю обойму, закрепленные на ней первый и второй кронштейны с установленными в них соответственно первым и вторым преобразователями, подключенный к их выходам блок обработки информации.

Изобретение относится к области проверки полых объектов или емкостей в широком смысле, таких как бутылки, банки, флаконы, в частности, из стекла, с целью выявления дефектов размеров или поверхности емкостей. Заявленное устройство для проверки венчиков и горловин емкостей (2) содержит подвижную часть (6), приводимую приводной системой (9) в возвратно-поступательное движение относительно рамы (7) в направлении перемещения, параллельном оси симметрии емкостей, причем подвижная часть оснащена наружным калибром (14) контроля наружной части венчика емкостей и внутренним калибром (15) контроля внутренней части венчика и горловины емкостей, при этом содержит: систему (30) измерения положения подвижной части (6) относительно рамы в направлении перемещения, причем результаты измерений положения подвижной части передаются на блок (31) обработки данных, систему (35) детектирования появления контакта между внутренним калибром (15) и емкостью (2) в процессе перемещения подвижной части (6), причем данные появления контакта передаются на блок (31) обработки данных, систему (37) детектирования появления контакта между наружным калибром (14) и емкостью (2) в процессе перемещения подвижной части, причем данные появления контакта передаются на блок (31) обработки данных, и блок (31) обработки данных для определения на основе результатов измерений положения подвижной части (6) и данных появления контакта между калибрами (14, 15) и емкостью (2) соответствия венчиков и/или горловин емкостей требованиям по размерам, а также типов дефектов для емкостей, не соответствующих требованиям по размерам.

Изобретение относится к дендрометрии и может быть использовано в индикации природной среды, в частности по комлевой части растущих в различных экологических условиях произрастания деревьев. Изобретение также может быть использовано при разработке мер по улучшению качества лесных и нелесных древостоев с учетом закономерностей формы ствола учетных деревьев по диаметру в зависимости от азимута его измерения.

Изобретение относится к области технической диагностики и неразрушающего контроля, и может быть использовано для контроля за состоянием колесных пар вагонов в ходе движения железнодорожного состава. В способе на измерительном участке пути на рельс устанавливают тензодатчики, задают пороговое значение силы колеса на рельс, в процессе движения регистрируют сигналы деформаций, определяют скорость движения поезда, определяют значение силы от колеса на рельс, систему подключают к сети Интернет для связи с базой данных, оборудуют универсальным цифровым радиоканалом для отправки сообщений в систему автоматической локомотивной сигнализации и располагают ее после участков, на которых железнодорожный состав совершает маневр «разгон-торможение», определяют колесную пару, у которой значение силы от колеса на рельс превышает на любой паре тензодатчиков ее пороговое значение, как колесную пару с дефектом, устанавливают пороговое значение Т относительного количества проездов для каждой колесной пары, у которой был обнаружен дефект, в базу данных передают информацию о порядковых номерах колесных пар, номерах вагонов, которым принадлежат дефектные колесные пары, и значение силы от колес на рельс, для каждого колеса фиксируют количество записей в базе данных для проездов, в которых был обнаружен дефект и общее количество записей, рассчитывают их процентное соотношение, и при превышении этого соотношения порогового значения, колесную пару бракуют и устанавливают ограничение скорости для подвижного состава.
Наверх