Способ проведения эвакуации бронхиального секрета у детей с воспалительными заболеваниями дыхательных путей

Изобретение относится к области медицины, в частности к пульмонологии и фтизиатрии, конкретно к способам реабилитации при воспалительных заболеваниях органов дыхания у детей до 18 лет. Методист проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений. Первое упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на кровати, на спине, методист помогает ребенку изогнуть тело влево вбок и закидывает руку ребенка за голову, вторая рука расположена вдоль тела, в этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и делает выдох на счет 6, аналогично, изгибая тело вправо вбок, повторяют 5-15 раз. Второе упражнение: и.п - ребенок лежит на кровати, на спине, обе руки ребенка закинуты над головой, методист сгибает ногу ребенка в колене и перекидывает через колено другой ноги, опирая стопу на поверхность кровати, затем методист плавно надавливает на согнутую ногу до поворота таза ребенка вбок, оставляя плечи прижатыми к кровати, производя скручивание, в этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и выдыхает на счет 6, повторяет 5-15 раз. Третье упражнение: и.п.- ребенок стоит прямо в 10-15 см от стены, руки опущены вдоль туловища, делает глубокий вдох через нос, задерживает дыхание, поднимает руки на уровень груди, не смещая ступни ног, поворачивает туловище в левую строну, упирает руки в стену, делает спокойный выдох через рот, возвращается в исходное положение, повторяет 3-4 раза в каждую сторону. Четвертое упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, спина прямая, методист дает ребенку пластиковую трубочку и ставит перед ним надутый шарик на расстоянии 10 см, ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание и выдыхает через трубочку, стараясь переместить шарик как можно дальше от себя, повторяет 5-15 раз. Пятое упражнение: и.п. - ребенок стоит прямо, методист дает ребенку пластиковую трубочку и держит у него над головой надутый воздушный шарик, ребенок делает вдох через нос, запрокидывает голову, в этот момент методист отпускает шарик, а ребенок на выдохе через трубочку старается удержать шарик над собой как можно дольше, повторяет 5-15 раз. Способ обеспечивает улучшение крово- и лимфотока, уменьшение обструктивного синдрома за счет ликвидации бронхоспазма, а также усиление дренажной функции бронхов. 5 ил., 1 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, в частности к пульмонологии и фтизиатрии, конкретно к способам реабилитации при воспалительных заболеваниях органов дыхания у детей до 18 лет и может быть использовано при лечении заболеваний, сопровождаемых накоплением густого секрета в дыхательных путях, таких как муковисцидоз, пневмония, бронхит, бронхиальная астма.

Незрелость дыхательной системы ребенка является причиной высокой заболеваемости воспаления дыхательных путей. Болезни органов дыхания у детей часто переходят в хроническую форму, сопутствующим симптомом является гипоксия, которая может привести к задержке развития ребенка, повлиять на его когнитивные функции. Для реабилитации при воспалительных заболеваниях органов дыхания применяют медикаментозные, акупунктурные и физиотерапевтические способы лечения.

Известно применение фосфолипидной эмульсии, содержащей эффективное количество дигидрокверцетина, лецитин и глицин для лечения воспалительных заболеваний органов дыхания, что позволяет повысить эффективность купирования симптомов воспалительных заболеваний органов дыхания (патент РФ №2757360, 2021 г.).

Известен способ, способствующий очищению от слизи и улучшению легочной функции пациентов, у которых выработка слизи является чрезмерной, густой, затрудненной для вычищения из легких и дыхательных путей. Способ включает комбинированную терапию легочным сурфактантом и осмотически активным веществом, таким как гиперосмотический солевой раствор, что способствует выведению слизистых секретов из дыхательных путей, улучшая легочную функцию (Патент РФ №2455021).

Известны способы улучшения эвакуации густого секрета с помощью дыхательной гимнастики, направленные на получение оздоровительного эффекта за счет поверхностного дыхания (Г.П. Малахов "Современные дыхательные методики", Донецк, "Сталкер", "Генеша", 2003 г. ). Дыхательная гимнастика по методу К.П. Бутейко (Бутейко М, Бутейко В. «О методе Бутейко из первых рук», Астма и аллергия: журнал. М., 1991.№1. С. 24-25).

Способ парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (книга Н.Ф. Герела «Дыхание, движение, самомассаж», изд. ТИП "Петрополь", Ленинград, 1991 г.) и методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Авт. свид. СССР №411865, 1973, «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса), включающий дыхательные и физические упражнения, при которых вдох происходит во время движений, сжимающих грудную клетку. Применение дыхательной гимнастики Стрельниковой направлено на дренирование придаточных пазух, что приводит к природному очищению носовой полости за счет эвакуации секрету придаточных пазух. Недостатком этих способов дыхательной гимнастики является недостаточность выдоха, что может привести к бронх спазму. Поверхностное дыхание получается только в том случае, если перед дыхательной гимнастикой диафрагма приходит в расслабленное состояние, в результате дыхательной гимнастики на не расслабленной диафрагме человек получает глубокое дыхание, которое приводит к обострению существующих болезней.

Известен способ удаления секрета и слизи из дыхательных путей созданием воздушного потока с заданной амплитудой в диапазоне 1-30 см вод. ст.и частотой от 16 гц дл 20 кгц, что позволяет осуществить отрыв частичек секрета или слизи от стенок бронхов и альвеол (Авт свид. SU №167025, 1964, Глухов С.А.). Способ дыхательной гимнастики не учитывает состояния диафрагмы и в нем отсутствует контроль самочувствия пациента.

Известен способ дыхательной гимнастики (Патент РФ №2269994, Дурманенко В. И.), согласно которому дыхательные упражнения подобраны таким образом, что при их выполнении происходит снятие мышечного спазма диафрагмы за счет ее двухстороннего механического торможения, выполнение упражнений производится при контроле за самочувствием занимающихся, что обеспечивает возможность регуляции физической нагрузки. В качестве дыхательных упражнений выполняют следующие: лежа на спине, руки вдоль туловища, делают спокойный, медленный вдох через нос, на выдохе медленно поднимают руки вверх, укладывает их на пол за головой в момент окончания выдоха, далее снова медленный, спокойный вдох, одновременно с движением рук сгибают левую ногу в колене, поднимают его к животу, захватывают колено руками, одновременно с захватом заканчивают поверхностный вдох, выдох начинают с движением рук и левой ноги в обратном направлении, заканчивают поверхностный выдох одновременно с остановкой рук и левой ноги, потом повторяют тот же цикл с правой ногой; стоя, руки опущены вниз вдоль туловища, делают медленный спокойный вдох через нос и одновременно сгибают спину в пояснично-грудном отделе, а голову опускают вперед и вниз, с окончанием движения головы вниз заканчивается поверхностный вдох, не останавливаясь, производят выдох с одновременным поднятием головы вверх и назад, прогибаясь в спине, в грудном и поясничном отделах позвоночника, при этом дыхание и движение туловища выполняют синхронно, с получением поверхностного выдоха; стоя, руки опущены вдоль туловища, делают медленный, спокойный вдох через нос, на выдохе втягивают живот к позвоночнику и одновременно вверх к диафрагме, задерживают дыхание на 1-2 секунды, после чего опускают живот вперед и вниз, с получением поверхностного вдоха. Этот способ выбран в качестве прототипа.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа проведения эвакуации бронхиального секрета у детей с воспалительными заболеваниями дыхательных путей.

Техническим результатом осуществления этой задачи является уменьшение обструктивного синдрома за счет ликвидации бронхоспазма, усиление дренажной функции бронхов.

Сущность изобретения заключается в проведении комплекса из пяти дыхательных упражнений. Комплекс предназначен для детей с заболеваниями дыхательных путей, таких как муковисцидоз, пневмония, бронхит, бронхиальная астма, ОРЗ. Способ основан на сочетании различных техник дыхания, что способствует восстановлению ритма, частоты, глубины дыхания, соотношения вдоха и выдоха, удалению из бронхов слизи, обеспечению беспрепятственного газообмена в легких.

Способ осуществляется следующим образом. Методист проводит с ребенком, страдающим воспалительным заболеванием дыхательных путей, комплекс из 5 упражнений в определенной последовательности для улучшения эвакуации вязкого секрета. Первые два упражнения проводят с ребенком на кровати.

1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на кровати, на спине, методист помогает ребенку изогнуть тело влево вбок и закидывает руку ребенка за голову, вторая рука расположена вдоль тела. В этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и делает выдох на счет 6. Если ребенок не может сделать это сам, то ему предлагают пластиковую трубочку в качестве вспомогательного средства. Аналогично упражнение повторяют, изгибая тело вправо вбок. Повторяют 5-15 раз. Упражнение направлено на тренировку межреберных дыхательных мышц. 2 упражнение: и.п - ребенок лежит на кровати, на спине, обе руки ребенка и закинуты над головой, методист сгибает ногу ребенка в колене и перекидывает через колено другой ноги, опирая стопу на поверхность кровати. Затем методист плавно надавливает на согнутую ногу до поворота таза ребенка вбок, оставляя плечи прижатыми к кровати, производя скручивание. В этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и делает выдох на счет 6. Повторяет 5-15 раз. Упражнение, направленно на тренировку дыхательных межреберных мышц, диафрагмы и мышц живота. 3 упражнение: и.п. - ребенок стоит прямо в 10-15 см от стены, руки опущены вдоль туловища, делает глубокий вдох через нос, задерживает дыхание, поднимает руки на уровень груди, не смещая ступни ног, поворачивает туловище в левую строну, упирает руки в стену, делает спокойный выдох через рот, возвращается в исходное положение. Повторяет упражнение 3-4 раза в каждую сторону. Упражнения 1, 2 и 3 проводят до ингаляций и в момент, пока ребенок находится в процессе пробуждения после сна, т.к. секрет в бронхах очень вязкий и это время исключает возможность коллапса и эти упражнения способствуют освобождению верхних дыхательных путей, току крови и лимфы в область бронхов и легких, что важно при ингаляции, т.к. напрямую влияет на всасываемость лекарственных препаратов. 4 упражнение: и.п - ребенок сидит на стуле, спина прямая. Методист выдает ребенку пластиковую трубочку и ставит перед ним надутый шарик на расстоянии 10 см. Ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, и делает выдох через трубочку, стараясь переместить шарик как можно дальше от себя, повторяет 5-15 раз. Упражнение направлено на тренировку дыхательных межреберных мышц, диафрагмы и мышц живота, а также на увеличение экскурсии грудной клетки. 5 упражнение: и.п.- ребенок стоит прямо. Методист выдает ребенку пластиковую трубочку и держит у него над головой надутый воздушный шарик. Ребенок делает вдох через нос, запрокидывает голову, в этот момент методист отпускает шарик, а ребенок на выдохе через трубочку старается удержать шарик над собой как можно дольше, повторяет 5-15 раз. Упражнение направлено на тренировку дыхательных межреберных мышц, диафрагмы и мышц живота, а также на увеличение экскурсии грудной клетки. Клинический пример осуществления способа.

Пример. Девочка А., 13 лет, диагноз: врожденный порок развития бронхов: первичная цилиарная дискинезия. Синдром Зиверта-Картагенера: полное обратное расположение внутренних органов. Хронический бронхит, обострение по бронхитическому типу. Пневносклероз и бронхоэктазы обоих легких. Дыхательная недостаточность 1-2 степени.

С целью улучшения эвакуации застойного секрета в бронхах методист ежедневно проводит с ребенком, страдающим воспалительным заболеванием дыхательных путей, комплекс из 5 упражнений, в течение 10 дней. Дополнительно девочке рекомендовали проведение процедур самостоятельно в палате 1 раз в день. 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на кровати, на спине, методист помогает ребенку изогнуть тело влево вбок и закидывает руку ребенка за голову, вторая рука расположена вдоль тела. (Фиг. 1) В этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и делает выдох на счет 6. Упражнение повторяют, изгибая тело вправо вбок. Повторяют 5-15 раз. 2 упражнение: и.п - ребенок лежит на кровати, на спине, обе руки ребенка и закинуты над головой, методист сгибает ногу ребенка в колене и перекидывает через колено другой ноги, опирая стопу на поверхность кровати (Фиг. 2).

Затем методист плавно надавливает на согнутую ногу до поворота таза ребенка вбок, оставляя плечи прижатыми к кровати, производя скручивание. В этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и делает выдох на счет 6. Повторяет 5-15 раз. 3 упражнение: и.п.- ребенок стоит прямо в 10-15 см от стены, руки опущены вдоль туловища, делает глубокий вдох через нос, задерживает дыхание, поднимает руки на уровень груди, не смещая ступни ног, поворачивает туловище в левую строну, упирает руки в стену, делает спокойный выдох через рот, возвращается в исходное положение (Фиг. 3). Повторяет упражнение 3-4 раза в каждую сторо-ну.4 упражнение: и.п - ребенок сидит на стуле, спина прямая. Методист выдает ребенку пластиковую трубочку и ставит перед ним надутый шарик на расстоянии 10 см. (Фиг. 4). Ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, и делает выдох через трубочку, стараясь переместить шарик как можно дальше от себя, повторяет 5-15 раз. 5 упражнение: и.п.- ребенок стоит прямо. Методист выдает ребенку пластиковую трубочку и держит у него над головой надутый воздушный шарик (Фиг. 5). Ребенок делает вдох через нос, запрокидывает голову, в этот момент методист отпускает шарик, а ребенок на выдохе через трубочку старается удержать шарик над собой как можно дольше, повторяет 5-15 раз. По мере улучшения самочувствия ребенка продолжительность сеанса массажа уменьшалась, а количество упражнений увеличивалось. 1 раз в день девочка выполняла упражнения самостоятельно. На конечном этапе реабилитации количество упражнений 1,2,4,5 с методистом составило 9-10 раз в течение одной процедуры.

Использование комплекса упражнений улучшает крово- и лимфоток, уменьшает обструктивный синдром за счет ликвидации бронхоспазма, усиливает дренажную функцию бронхов.

Преимуществом способа является игровая направленность, ребенок может участвовать в упражнениях-играх не только в одиночку, но и с родными и близкими, что значительно повышает эффективность лечения в связи с повышением частоты проделываемых упражнений.

Способ проведения эвакуации бронхиального секрета у детей с воспалительными заболеваниями дыхательных путей, заключающийся в том, что методист проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на кровати, на спине, методист помогает ребенку изогнуть тело влево вбок и закидывает руку ребенка за голову, вторая рука расположена вдоль тела, в этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и делает выдох на счет 6, аналогично, изгибая тело вправо вбок, повторяют 5-15 раз; 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на кровати, на спине, обе руки ребенка закинуты над головой, методист сгибает ногу ребенка в колене и перекидывает через колено другой ноги, опирая стопу на поверхность кровати, затем методист надавливает на согнутую ногу до поворота таза ребенка вбок, оставляя плечи прижатыми к кровати, производя скручивание, в этом положении ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание, складывает губы "трубочкой" и выдыхает на счет 6, повторяет 5-15 раз; 3 упражнение: и.п. – ребенок стоит прямо в 10-15 см от стены, руки опущены вдоль туловища, делает вдох через нос, задерживает дыхание, поднимает руки на уровень груди, не смещая ступни ног, поворачивает туловище в левую сторону, упирает руки в стену, делает выдох через рот, возвращается в исходное положение, повторяет 3-4 раза в каждую сторону; 4 упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, спина прямая, методист дает ребенку пластиковую трубочку и ставит перед ним надутый шарик на расстоянии 10 см, ребенок делает вдох через нос на счет 4, задерживает дыхание и выдыхает через трубочку, стараясь переместить шарик как можно дальше от себя, повторяет 5-15 раз; 5 упражнение: и.п. - ребенок стоит прямо, методист дает ребенку пластиковую трубочку и держит у него над головой надутый воздушный шарик, ребенок делает вдох через нос, запрокидывает голову, в этот момент методист отпускает шарик, а ребенок на выдохе через трубочку старается удержать шарик над собой как можно дольше, повторяет 5-15 раз.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, в частности к травматологии и ортопедии, детской хирургии, и может быть использовано при лечении врожденного переднего вывиха голени средней и тяжелой степени идиопатического характера с системной патологией у новорожденных и детей раннего возраста. Для этого до проведения мануальных манипуляций осуществляют массаж четырехглавой мышцы бедра и напрягателя широкой фасции бедра с предварительно нанесенной на область бедра субстанцией, снижающей трение кожи.

Изобретение относится к медицине, а именно неврологии, педиатрии, онкологии, и может быть использовано для реабилитации детей с неврологическими осложнениями, индуцированными химиотерапией при остром лимфобластном лейкозе. Проводят реабилитацию с применением системы виртуальной реальности, которая воспроизводит виртуальную среду с элементами управления и стимуляцией сенсорных модальностей (зрительных, слуховых, проприоцептивных).
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, курортологии и физиотерапии, и может быть использовано для реабилитации детей с расстройством аутистического спектра. Проводят занятия в бассейне в сопровождении реабилитолога.
Изобретение относится к области медицины и психологии. Пациент ежедневно самостоятельно выполняет комплекс техник, состоящий из четырех этапов с интервалом между этапами 1 минута.

Изобретение относится к области оздоровления организма человека, в частности к средствам лечебной физической культуры. Проводят комплексную программу физической реабилитации для пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию.

Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре и физиотерапии и может быть использовано для медицинской реабилитации. Проводят акватренировки в бассейне с бромным хлоридным натриевым рассолом с минерализацией 123-132 г/дм3 при разведении пресной водой до 40 г/дм3.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, к способам реабилитации детей с врожденной мышечной кривошеей и может быть использовано для реабилитации детей от 3 до 6 мес. с данной патологией.
Изобретение относится к области лечебной физкультуры, а именно к применению немедикаментозных технологий в целях сбережения и укрепления здоровья человека, реабилитации инвалидов, детей, лиц пожилого возраста и пострадавших (комбатантов), а также профилактики заболеваний, коррекции нарушений состояния здоровья и осанки.
Изобретение относится к области медицины, в частности к неврологии, и может быть использовано для восстановления двигательных функций у больных, перенесших заболевания, сопровождающиеся парезом конечностей. Проводят оценку состояния пациента, настройку параметров тренировки и проведение тренировки.

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, и может быть использовано для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Подбирают сложность и количество заданий индивидуально для каждого ребенка.
Наверх