Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в реактивных снарядах. Ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ) содержит корпус, сопловую манжету, сопло с теплозащитным покрытием и вкладыш критического сечения сопла. Согласно изобретению теплозащитное покрытие дозвуковой части сопла выполнено на участке, ограниченном поперечным сечением, проходящем через торец сопловой манжеты, длиной 0,35…0,45 L, с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия на данном участке составляет 1,4…1,8 толщины теплозащитного покрытия в сечении, отстоящем от сопловой манжеты на расстояние 0,75 L, где L - расстояние от торца сопловой манжеты до торца теплозащитного покрытия у вкладыша в критическом сечении. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы РДТТ с зарядом из высокометаллизированных топлив с большим содержанием конденсированной фазы в продуктах сгорания. 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в реактивных снарядах.

К числу основных задач, решаемых при создании ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) является обеспечение надежности работы. В том числе за счет обеспечения тепловой защитой одной из наиболее теплонапряженных участков: дозвуковой части сопла.

Известны конструкции РДТТ, содержащие камеру сгорания и сопла в виде многосоплового блока, причем дозвуковая часть сопел выполнена без теплозащитного покрытия, а работоспособность РДТТ достигается за счет значительного увеличения толщины конструкционных материалов в области дозвуковой части сопла (см. Боевая машина БМ-21. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат МОСССР, 1977, с. 74-75).

Задачей данного технического решения являлась разработка РДТТ с зарядами с низкой температурой сгорания.

Общими признаками с предлагаемым РДТТ является наличие в нем камеры сгорания и сопла.

Приведенная конструкция РДТТ имеет недостатки, заключающиеся в том, что данная конструкция неработоспособна в РДТТ с высокой температурой продуктов сгорания, поскольку в этом случае происходит интенсивный унос материала дозвуковой части с последующим разрушением РДТТ.

Наиболее близкой по технической сути и достигаемому техническому результату является РДТТ содержащий камеру сгорания и сопло с теплозащитным покрытием дозвуковой части (см. Кэрт Б.Э. и др. Разделение неуправляемых снарядов систем залпового огня. -М.: Машиностроение, 2008, с. 417), принятый авторами за прототип.В данном РДТТ применено теплозащитное покрытие дозвуковой части сопла с толщиной, увеличивающейся по направлению к критическому сечению сопла (поскольку величина тепловых потоков от продуктов сгорания к дозвуковой части сопла возрастает по направлению движения), что позволило обеспечить работоспособность и надежность работы РДТТ.

Известный РДТТ работает следующим образом: При горении заряда продукты сгорания движутся по камере сгорания, втекают в дозвуковую часть сопла, проходят критическое сечение сопла и вытекают из сверхзвуковой части сопла. За счет выполнения толщины теплозащитного покрытия дозвуковой части сопла увеличивающейся к критическому сечению сопла обеспечивается надежность работы РДТТ при минимальной массе покрытия. Однако, как показали результаты данных исследований, существующая конструкция не обеспечивает надежность работы при применении высокоэнергетических топлив с высоким предельно допустимым содержанием металлического горючего, а, следовательно, и высоким содержанием конденсированной фазы в продуктах сгорания.

Причиной этого является образование в дозвуковой части сопла в области сопловой манжеты при горении заряда рециркуляционной зоны с обратным движением газа и конденсированной фазы, приводящей к резкой локальной концентрации высокотемпературных частиц конденсированной фазы на сопловой манжете.

Таким образом задачей данного технического решения (прототипа) являлось обеспечение работоспособности РДТТ со сравнительно невысокими энергетическими характеристиками топлива.

Общими признаками с предлагаемым устройством является наличие корпуса, сопловой манжеты, сопла с теплозащитным покрытием и вкладыша в критическом сечении сопла.

В отличие от прототипа в предлагаемом РДТТ теплозащитное покрытие дозвуковой части сопла выполнено на участке, ограниченном поперечным сечением, проходящем через торец сопловой манжеты, длиной 0,35…0,45 L, с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия на данном участке составляет 1,4…1,8 толщины теплозащитного покрытия в сечении, отстоящем от сопловой манжеты на расстояние 0,75 L, где L - расстояние от сопловой манжеты до торца теплозащитного покрытия у вкладыша в критическом сечении.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны во всех случаях достаточны.

Задачей предполагаемого изобретения является обеспечение надежной работы РДТТ с зарядом из высокометаллизированных топлив с большим содержанием конденсированной фазы в продуктах сгорания.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном РДТТ имеется корпус, сопловая манжета, сопло с теплозащитным покрытием и вкладыш в критическом сечении сопла. Особенность заключается в том, что теплозащитное покрытие дозвуковой части сопла выполнено на участке, ограниченном поперечным сечением, проходящем через торец сопловой манжеты, длиной 0,35…0,45 L, с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия на данном участке составляет 1,4…1,8 толщины теплозащитного покрытия в сечении, отстоящем от сопловой манжеты на расстояние 0,75 L, где L - расстояние от сопловой манжеты до торца теплозащитного покрытия у вкладыша в критическом сечении.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяет, в частности, за счет выполнения в нем теплозащитного покрытия дозвуковой части сопла выполненного на участке ограниченном поперечным сечением, проходящем через торец сопловой манжеты, длиной 0,35…0,45 L, с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия на данном участке составляет 1,4…1,8 толщины теплозащитного покрытия в сечении, отстоящем от сопловой манжеты на расстояние 0,75 L, где L - расстояние от сопловой манжеты до торца теплозащитного покрытия у вкладыша в критическом сечении обеспечить требуемый тепловой режим дозвуковой части при работе РДТТ для надежного функционирования. При уменьшении длины участка теплозащитного покрытия менее 0,35 L длина участка становится меньше длины рециркуляционной зоны, что приводит к осаждению высокотемпературных частиц конденсированной фазы на участки теплозащитного покрытия с меньшей толщиной, что требуется для исключения прогара теплозащитного покрытия и демонтажа РДТТ. При увеличении длины участка свыше 0,45 L, длина утолщения превышает длину рециркуляционной зоны, что нерационально, так как приводит к увеличению пассивной массы РДТТ. При уменьшении толщины теплозащитного покрытия на участке местного утолщения менее 1,4 толщины теплозащитного покрытия в сечении отстоящем на расстояние 0,5L от торца покрытия у вкладыша в критическом сечении сопла (т.е. в середине сечения), как показали стендовые испытания ряда РДТТ с высокометаллизированными топливами, не обеспечивается надежность работы РДТТ. При увеличении указанной толщины свыше 1,8 нерационально возрастает пассивная масса.

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях и неизвестны из уровня техники в процессе проведения патентных исследований, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «новизны».

Исследуя уровень техники в ходе проведения патентного поиска по всем видам сведений доступных в странах бывшего СССР и зарубежных странах, обнаружено, что предлагаемое техническое решение явным образом не следует из известного уровня техники, следовательно, можно сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения заключается в том, что ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, сопловую манжету, сопло с теплозащитным покрытием и вкладыш в критическом сечении сопла. Согласно изобретению теплозащитное покрытие дозвуковой части сопла выполнено на участке, ограниченном поперечным сечением, проходящем через торец сопловой манжеты, длиной 0,35…0,45 L, с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия на данном участке составляет 1,4…1,8 толщины теплозащитного покрытия в сечении, отстоящем от сопловой манжеты на расстояние 0,75 L, где L - расстояние от сопловой манжеты до торца теплозащитного покрытия у вкладыша в критическом сечении.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен предлагаемый РДТТ который содержит корпус 1, сопловую манжету 2, сопло 3 с теплозащитным покрытием 4 и вкладышем 5. Теплозащитное покрытие 4 выполнено на участке L1, ограниченным поперечным сечением, проходящим через торец сопловой манжеты 2 длиной 0,35…0,45L с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия 4 на данном участке (61) составляет 1,4…1,6 толщины теплозащитного покрытия 4 (62) в сечении, отстоящем на расстоянии L2, равном 0,75L, где L - расстояние от сопловой манжеты 2 до торца теплозащитного покрытия 4 у вкладыша 5.

Предложенное устройство работает следующим образом. При работе РДТТ продукты сгорания втекают в дозвуковую часть сопла 3 и истекает через критическое сечение вкладыша 5. При движении продуктов сгорания за сопловой манжетой 2 образуется рециркуляционная зона с обратным течением продуктов сгорания. Ввиду малых скоростей течения в рециркуляционной зоне у поверхность теплозащитного покрытия 4 на участке L1 возрастают локальные концентрации высокотемпературных частей конденсированной фазы, осаждаются на поверхности теплозащитного покрытия 4 на участке L1. Это приводит к деструкции теплозащитного покрытия 4 и его интенсивному прогреву. При этом за счет выбранной длине L1 участка с увеличенной толщиной покрытия 4 (61) по сравнению с толщиной (62), в середине сужающейся части сопла 4, обеспечивается требуемый тепловой режим сопла 3.

Выполнение РДТТ в соответствии с изобретением позволило обеспечить надежное функционирование РДТТ.

Изобретение может быть использовано при разработке различных РДТТ.

Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов РДТТ, выполненных в соответствии с изобретением.

В настоящее время разработана конструкторская документация, намечено серийное производство.

Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус, сопловую манжету, сопло с теплозащитным покрытием и вкладыш в критическом сечении сопла, отличающийся тем, что в нем теплозащитное покрытие дозвуковой части сопла выполнено на участке, ограниченном поперечным сечением, проходящем через торец сопловой манжеты, длиной 0,35…0,45 L, с утолщением, причем толщина теплозащитного покрытия на данном участке составляет 1,4…1,8 толщины теплозащитного покрытия в сечении, отстоящем от сопловой манжеты на расстояние 0,75 L, где L - расстояние от сопловой манжеты до торца теплозащитного покрытия у вкладыша в критическом сечении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетным двигателям твердого топлива. Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, переднее днище с воспламенительным устройством, заднее днище с газоходом и сопловым блоком и заряд твердого топлива с внутренним цилиндрическим каналом, имеющий щели со стороны переднего днища и скрепленный с корпусом защитно-крепящим слоем, при этом длина щелей составляет 0,4-0,7 от полной длины заряда твердого топлива, а отношение площади горения щелевой части канала составляет 5-8 к площади горения цилиндрической части канала.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, преимущественно для конструкции твердотопливных двигателей разделения системы аварийного спасения объекта. Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий силовую цилиндрическую оболочку с доньями, на цилиндрической части которой выполнены сопловые блоки, при этом внутри силовой оболочки расположена соединенная с доньями камера сгорания, в которой расположен твердотопливный заряд в виде цилиндрических канальных шашек всестороннего горения и воспламенитель, а также пиропатрон, установленный в гнезде донной части силовой оболочки со стороны воспламенителя, при этом оси сопловых блоков пересекаются в одной точке на продольной оси оболочки, а центры выходных сечений сопловых блоков лежат на одной окружности с центром на продольной оси оболочки.

Изобретение относится к области военной техники, в частности, к реактивным двигателям для боеприпасов, предназначенных для стрельбы из противодиверсионных гранатометных систем, размещенных на плавучих боевых кораблях, стационарных или передвижных объектах на берегу. Двигатель реактивного боеприпаса содержит камеру 2 сгорания с размещенным в ней трубчатым пороховым зарядом 3 «щеточной» конструкции, отделенным от воспламенителя 5 диафрагмой 4, имеющей сквозные отверстия и сопло.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), а именно к ракетным соплам, и может быть использовано в сопловом блоке РДТТ пассивного регулирования тяги. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива содержит трехмерный объемный каркас, который сплетен из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей и наполнен пироуглеродом.

Ракетный двигатель твердого топлива для увода отделяемых частей ракеты состоит из корпуса с твердотопливным многошашечным зарядом, расположенным между опорными решетками и двумя газосвязанными соплами. В предсопловых объемах корпуса соосно газоподводной трубке с пиропатроном закреплены воспламенители, каждый из которых содержит перфорированный стакан с установленным внутри футляром, заполненным пиротехническим составом.

Изобретение может использоваться для вывода на орбиту спутников, в реактивных системах залпового огня, для дополнительного разгона артиллерийских снарядов после выхода снаряда из ствола орудия при подлете к цели. Двигатель реактивный состоит из набора тонких чередующихся шайб, колец детонаторов и запального стержня.

Изобретение относится к отраслям промышленности, где требуется создание потока с регулируемым массовым расходом газообразного низкотемпературного рабочего тела. Газогенератор содержит центральный полый цилиндр, закрытый с одного торца и открытый в виде суживающегося сопла с другого торца, размещенные в цилиндре локальные газогенерирующие части заряда твердого топлива с разделительными перегородками между ними и систему воспламенения частей заряда.

Группа изобретений относится к области ракетного машиностроения, в частности к производству корпусов ракетных двигателей твердого топлива из композитов. Корпус ракетного двигателя из полимерных композитов с газоходом включает теплоэрозионно-стойкое покрытие и силовую оболочку.

Изобретение относится к технологии композиционных материалов и может быть использовано при ремонте поверхности деталей ракетного двигателя. Способ ремонта поверхности деталей из углепластика включает приготовление ремонтного состава, обезжиривание дефектов поверхности, заполнение их ремонтным составом и отверждение.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании и отработке ракетных двигателей твердого топлива. Ракетный двигатель содержит корпус с сопловым блоком, передним и задним днищами, размещенный в корпусе вкладной заряд, горящий по наружной поверхности, и стакан.
Наверх