Способ диагностирования технического состояния насосов жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) с насосной подачей компонентов топлива, и предназначено для использования при их экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации. На стационарном режиме работы двигателя, учитывая постоянство значений плотности компонента топлива, а также объемного, гидравлического и механического кпд конкретного насоса, сохранение подобия подтверждается постоянством текущих значений следующих характеристик насоса:

где - объемный расход компонента топлива; ρвх, ρвых - давления на входе и выходе насоса, соответственно; n - обороты вала насоса. В качестве диагностических признаков приняты отклонения этих характеристик насоса от эталонных, определенных заранее. При недопустимых отклонениях текущих значений таких диагностических признаков фиксируют неисправность насоса и прекращают эксплуатацию двигателя. Технический результат - расширение средств диагностирования технического состояния насосов ЖРД, выявление неисправности насосов и выключение двигателя до начала развития катастрофических последствий. 2 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности, к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) с насосной подачей компонентов топлива и предназначено для использования при их экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации.

Уровень техники

Известен способ контроля характеристик агрегатов жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) при огневом испытании по патенту № RU 2750874, МПК G01M 15/14 (2006.01), G02B 17/02 (2006.01), F02K (2006.01) от 24.07.2020, основанный на использовании математической модели ЖРД для контроля отклонений значений характеристик агрегатов, реализовавшихся при огневом стендовом испытания двигателя, от их эталонных значений. Контроль осуществляют на каждом стационарном режиме испытания и значения характеристик агрегатов определяют расчетным путем по математической модели двигателя, скорректированной по результатам текущих измерений параметров двигателя.

Этот способ принят за прототип, так как для контроля технического состояния агрегатов, включая насосы, в нем используют диагностические признаки, представляющие собой отклонения напорных и мощностных характеристик насосов от их эталонных значений.

Недостатком прототипа является привлечение для реализации процедуры диагностирования математической модели двигателя большой размерности. Так, например, математическая модель стационарных процессов современного мощного ЖРД насчитывает до 300 нелинейных алгебраических уравнений и решение таких больших систем уравнений требует привлечения специалистов высокой квалификации.

Раскрытие изобретения

Задача предлагаемого изобретения состоит в разработке способа, который позволяет устранить недостатки прототипа и предназначен для диагностирования технического состояния насосов в реальном масштабе времени при эксплуатации двигателя.

Технический результат заключается в расширении средств диагностирования технического состояния насосов ЖРД, выявлении неисправности насосов и выключении двигателя до начала развития катастрофических последствий.

Принимается, что на контролируемом стационарном режиме огневого испытания двигателя при исправном состоянии насоса сохраняется его подобие [Теория и расчет агрегатов питания ЖРД, Овсянников Б.В., Боровский Б.И., М.: Машиностроение, 1979, С. 98-99; Проектирование лопастных насосов, Еникеев Г.Г., Уфа: Изд. УГАТУ, 2005, С. 24], которое отражается в инвариантности значений характеристик насоса, а нарушение инвариантности рассматривается как неисправность.

На стационарном режиме работы двигателя при исправной работе насосов изменениями плотности компонентов топлива, а также объемного, гидравлического и механического КПД насосов можно пренебречь. Поэтому, сохранение подобия в этом случае подтверждается постоянством текущих значений следующих характеристик насоса:

где - объемный расход компонента топлива, обороты вала насоса, ρвх, ρвых - давления на входе и выходе насос, соответственно; n - обороты вала насоса.

В каждый момент контроля для принятия решения о текущем состоянии насосов работающего двигателя используют диагностические признаки - отклонения текущих значений характеристик насоса (1), (2) от их эталонных значений, например:

Эталонные значения С, С характеристик насоса С1, С2 определяют заранее также по формулам (1), (2) с использованием измеряемых параметров двигателя, полученных на контролируемом стационарном режиме по серии огневых испытаний двигателей с исправными насосами.

Перечень фигур

На фиг. 1 на отрезке времени с 34 по 78 секунды стационарного режима стендового огневого испытания ЖРД показано изменение диагностических признаков (3): ΔС1 (…), ΔС2 (- - -) состояния насоса окислителя при возникновении в нем неисправности, а на фиг. 2 на том же отрезке времени - изменение диагностических признаков состояния нормально работающего насоса горючего этого же двигателя.

Осуществление изобретения

Предлагаемый способ может быть осуществлен следующей последовательностью действий.

1. Эталонные значения С, С характеристик С1, С2 определяют по формулам (1), (2) с использованием измеряемых параметров двигателя, полученных на контролируемом стационарном режиме при огневых испытаниях двигателей с исправными насосами.

2. В процессе огневого испытания двигатель выводят на стационарный режим работы, на котором периодически:

2.1 Измеряют текущие значения следующих параметров: - объемные расходы компонентов топлива на входе в двигатель; ρвх и ρвых - давления на входе и выходе каждого насоса; n - обороты вала каждого насоса (бустерного и основного).

2.2 По полученным в момент контроля измерениям для каждого насоса по формулам (1), (2) рассчитывают текущие значения характеристик насоса С1, С2 и результаты сравнивают с соответствующими эталонными значениями С, С, используя, например, относительные невязки ΔС1, ΔС2 - диагностические признаки вида (3).

2.3 По отклонениям диагностических признаков ΔС1, ΔС2 от допустимых значений принимают решение о текущем состоянии насосов.

3. При недопустимых отклонениях текущих значений диагностических признаков (3) фиксируют неисправность контролируемого насоса, и прекращают эксплуатацию двигателя.

Изменение диагностических признаков состояния насоса окислителя ΔC1 (…), ΔС2 (- - -) на отрезке времени с 34 по 78 секунды стационарного режима стендового огневого испытания ЖРД приводится на фиг. 1.

Появление значительных трендов отклонений в значениях невязок для насоса окислителя совпадает с появлением и развитием неисправности насоса, которая привела к выходу за границу допуска диагностических признаков (3) на 58 секунде. При этом стендовая система аварийной защиты, настроенная на предельные значения других параметров, сформировала команду на выключение двигателя только на 78 секунде.

На фиг. 2 для сравнения приводится поведение диагностических признаков ΔC1 (…), ΔС2 (- - -) нормально работающего насоса горючего этого же двигателя на том же отрезке времени огневого испытания. Показано, что эти признаки находятся в пределах допуска даже при неисправном состоянии насоса окислителя. То есть, диагностические признаки (3), сформированные по характеристикам насоса (1), (2), локально чувствительны к неисправности конкретного насоса, работающего в составе двигателя.

Границы допуска значений диагностических признаков, приведенных на фиг. 1 и 2, приняты равными ±1%.

Промышленная применимость

Заявленный способ диагностирования технического состояния насосов ЖРД обеспечивает достоверность результатов контроля и может быть эффективно применен в системах автоматического контроля и диагностики при стендовых и летных испытаниях ЖРД.

Способ диагностирования технического состояния насосов жидкостного ракетного двигателя, включающий вывод двигателя на стационарный режим работы и измерение текущих значений его параметров, определение отклонений значений характеристик насосов от их эталонных значений, отличающийся тем, что периодически измеряют объемный расход компонента топлива на входе в двигатель давления на входе ρвх и выходе насоса ρвых, обороты вала насоса n, определяют текущие значения его характеристик:

определяют их отклонения ΔС1, 2 от эталонных значений С1Э, 2Э, полученных заранее по результатам огневых испытаний двигателей с исправными насосами:

,

и, в случае выхода этих отклонений за границы регламентированных допусков, фиксируют неисправность соответствующего насоса и переводят двигатель на режим останова или безопасной работы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению объектами добычи с помощью моделирования в реальном времени. Техническим результатом является повышение эффективности управления объектами добычи с возможностью удаленного наблюдения и моделирования в реальном времени.

Изобретение относится к области мониторинга рабочего состояния датчика. Технический результат – мониторинг рабочего состояния датчика для предотвращения некорректной диагностики состояния оборудования.

Изобретение относится к ракетно-космической области и предназначено для использования при доводке, эксплуатации и модернизации жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Способ основан на использовании измеренных в процессе огневого испытания значений параметров ЖРД и математической модели двигателя, представленной в виде системы уравнений, описывающей процессы в нормально функционирующем двигателе.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Технический результат заключается в повышении достоверности оценки параметров ЖРД во время огневых испытаний.

Изобретение относится к системам диагностики и дистанционного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ) с использованием нечеткой логики, в частности, для процедуры сбора, накопления, передачи и централизации диагностических и функциональных параметров основных элементов СЭУ. Система содержит модуль диагностики, соединенный с интеллектуальным модулем для обработки и анализа параметров СЭУ, блок автоматического нейроуправления.

Система (1) для проектирования воздушного судна содержит запоминающее устройство (2), предназначенное для записи и хранения технического задания проекта воздушного судна, модуль (3) синтеза, предназначенный для нахождения оптимизированных по затратам проектов воздушного судна, модуль (4) моделирования, предназначенный для осуществления моделирования общей маршрутной сети с использованием проектов воздушного судна, модуль (5) оптимизации, предназначенный для проверки, является ли оптимальной найденная модулем (4) моделирования эффективность общей маршрутной сети, и изменение технического задания в запоминающем устройстве (2) в случае неоптимальности.

Описывается создание базы знаний экспертной системы и использование такой системы для установления диагноза и/или выдачи прогноза аномалии в состоянии вибрационной машины или других вибрационных машин, рекомендации по мероприятиям технического обслуживания или информацию о времени выхода из строя вибрационной машины или других вибрационных машин.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Система управления двигателем внутреннего сгорания содержит электронный модуль управления, включающий в себя контроллер с обратной связью и эталонный регулятор.

Способ построения устройства имитации для РЛС включает в себя этап формирования всех возможных вариантов построения устройства имитации для РЛС, этап оценки реализации функций в вариантах построения устройства имитации, этап оценки стоимости вариантов построения устройства имитации и этап оценки адекватности вариантов построения устройства имитации для радиолокационной станции.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в обеспечении автоматизированной структурно-параметрической, либо непараметрической идентификации модели объекта по известным на основе измерений значениям входных и выходных сигналов.

Изобретение относится к способам испытаний турбореактивного двигателя для определения основных параметров при настройках ограничителей, не превышающих максимально допустимых значений. При реализации способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой поддержания эксплуатационных ограничений максимальных значений частот вращения роторов низкого и высокого давления на максимальном режиме работы двигателя формируют программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления, а также программу ограничения частоты вращения ротора низкого давления с увеличением относительно исходной, затем проводят испытания репрезентативного количества двигателей данного типа, при которых на максимальном режиме выполняют измерение тяги и частот вращения роторов низкого и высокого давления, затем определяют изменение частоты вращения ротора высокого давления и изменение тяги.
Наверх