Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве

Изобретение относится к конструкции транспортных средств и может применяться в конструкциях узлов для фиксации в закрытом положении поворотных створок, открываемых и закрываемых в процессе движения. Устройство фиксации поворотной створки 1 в транспортном средстве оборудовано приводом поворота 2 приводного вала, поворотным 3 и приводным 4 валами, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами 5, по меньшей мере, одним боковым замковым устройством 8, предварительно сжатыми пружинами сжатия 16, качалками 17, 18, установленными на поворотном 3 и приводном 4 валах, соединенными тягой 19, и кривошипом 22. Замковое устройство 5 содержит поворотный зацепляющий элемент 6, жестко установленный на поворотном 3 валу, и фиксируемый элемент 7. Боковое замковое устройство 8 содержит поворотный захват 9, установленный с возможностью поворота на оси 14, закрепленной на корпусе 12 транспортного средства и дополнительный фиксируемый элемент 11, установленный на поворотной створке 1, с возможностью его зацепления поворотным захватом 9. Кривошип 22 жестко установлен на приводном валу 4 и связан с приводом поворота 2 приводного вала. Поворотный захват 9 оснащен качалкой 10, соединенной через приводную тягу 21 с качалкой привода поворотного захвата 20, установленной на поворотном валу 3. Пружины сжатия 16 одним концом 28 соединены с корпусом 12 транспортного средства, а другим 29 - с зацепляющим элементом 6 таким образом, что при закрытом устройстве создают момент силы на закрытие, прижимая зацепляющий элемент 6 к фиксируемому элементу 7. Привод 2 приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа 22. Обеспечивается возможность прижатия поворотной створки по любым конструктивно определенным точкам периметра обвода закрываемого проема, синхронности закрытия устройства фиксации с закрытием поворотной створки и обеспечения постоянного усилия прижатия поворотной створки к корпусу транспортного средства в месте установки замковых устройств. 10 з.п. ф-лы, 19 ил.

 

Изобретение относится к конструкции транспортных средств наземного, водного и воздушного транспорта и может применяться в конструкциях узлов для фиксации в закрытом положении поворотных створок, открываемых и закрываемых в процессе движения.

В частности, в самолетостроении устройство может быть применено в конструкциях дверей грузового отсека, поворотных обтекателей шасси, створок бомбосбрасывателей, различных люках и т.п.

При движении транспортного средства должно быть исключено самопроизвольное открытие закрытых поворотных створок, кроме того, для исключения потерь на трение, вызываемых контактом с внешней средой, закрытая створка должна быть сопряжена с другими поверхностями транспортного средства за счет плотного контакта по обводу закрываемой полости.

Известен замок соединения и разъединения обтекаемой створки самолета, в котором фиксация поворотной створки происходит замковым устройством за счет входа фиксируемых элементов в пазы поворотного зацепного элемента, закрытое и открытое положение зацепного элемента фиксируется пружинами, создающими момент силы относительно оси его вращения патент CN 108100237 В, МПК В64С 25/16, В64С 25/20, В64С 25/26; опубл. 05.01.2021.

В рассмотренной конструкции может произойти расфиксация замкового устройства, вызванная открытием створки под действием нежелательных внешних воздействий или из-за ослабления усилия на пружинах.

Известно устройство закрытия и последовательного открытия крышки транспортного средства, содержащее привод и несколько замков, выполненных в виде эксцентрикового вала с крюком-захватом, размещенных по периферии крышки и соответствующих элементов сцепления снабженных пальцами, расположенных на обводе закрываемого контура, при этом эксцентриковые валы объединены между собой и приводом карданными передачами (патент RU №2457161 С1; МПК B64G 1/64, В6 В 19/14, В64С 1/14; опубл. 27.07.2012).

При закрывании под действием привода, карданные передачи поворачивают эксцентриковые валы, и крюки-захваты взаимодействуют с соответствующими элементами сцепления.

Недостаток конструкции заключается в зависимости ее работоспособности от целостности карданных передач, поскольку в случае заклинивания или преждевременного закрытия хотя бы одного захвата работа устройства прекращается.

Известен стопорный механизм грузовой двери самолета или створки в фюзеляжном отсеке, содержащий скользящий элемент, элементы фюзеляжного отсека, выполненные в виде крюковых зацепов, и жестко установленных на контуре проема в фюзеляже и элементы закрепленные на двери, выполненные в виде вилочных элементов с двумя плечами, соединенными с помощью горизонтального ребра (патент JP 5133425 В2; МПК: В64С 1/14, Е05В 65/12; опубл. 30.01.2013). При закрытии двери вилочные элементы перемещаются в зону зацепления с элементами фюзеляжного отсека, при этом стопорение двери обеспечивается с помощью скользящего элемента.

Рассмотренная конструкция сложна в исполнении, поскольку содержит много взаимно позиционируемых элементов, кроме того, в процессе эксплуатации возможна выборка материала в зонах контакта, что приведет к неплотному прилеганию дверного полотна по обводу закрываемой полости.

Прототипом изобретения выбрана система для фиксации поворотной двери и дверь, имеющая такую систему (патент U S10526064 В2; МПК: В64С 1/14; Е05С 19/12, Е05С 3/12; опубл. 07.01.2020).

Система для фиксации оборудована силовым фиксатором, поворотным и фиксирующим валами, выполненными с возможностью вращения, а также, по меньшей мере, несколькими замковыми устройствами, содержащими поворотный зацепляющий элемент и фиксируемый элемент, при этом профиль паза в зацепляющем элементе выполнен с возможностью зацепления фиксируемого элемента при закрытии створки.

При этом поворотные фиксируемые элементы связаны с приводным валом механическим передаточным элементом, а фиксирующий вал снабжен узлом для стопорения механического передаточного элемента.

Валы приводятся во вращение от силового привода, включающегося в случае закрытия или начала открытия поворотной двери.

Недостатками прототипа являются невозможность прижатия поворотной створки по любым конструктивно определенным точкам периметра обвода закрываемого проема, несинхронность закрытия устройства фиксации с закрытием поворотной створки и отсутствие постоянного усилия прижатия поворотной створки к корпусу транспортного средства в месте установки замковых устройств, что не обеспечивает компенсацию допустимой деформации створки и обвода корпуса по месту проема в процессе движения. Недостатком также является расположение привода и исполнительных (подвижных) элементов на крышке, что требует гибких или поворотных элементов в системе питания привода.

Изобретение было создано при решении технической задачи по разработке конструкции устройства фиксации поворотной створки, в котором реализуется возможность прижатия поворотной створки по любым конструктивно определенным точкам периметра обвода закрываемого проема, синхронность закрытия устройства фиксации с закрытием поворотной створки, обеспечение постоянного усилия прижатия поворотной створки к корпусу транспортного средства в месте установки замковых устройств, компенсирующее допустимые деформации створки и обвода корпуса по месту проема в процессе движения.

Поставленная задача решается устройством фиксации поворотной створки в транспортном средстве, оборудованным поворотным и приводным валами, выполненными с возможностью вращения, приводом поворота приводного вала, а также, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами, содержащими поворотный зацепляющий элемент, жестко установленный на поворотном валу, и фиксируемый элемент, по меньшей мере, одним боковым замковым устройством, содержащим поворотный захват, установленный с возможностью поворота на оси, закрепленной на корпусе транспортного средства, и дополнительный фиксируемый элемент, установленный на поворотной створке, с возможностью его зацепления поворотным захватом, предварительно сжатыми пружинами сжатия, качалками, установленными на поворотном и приводном валах, соединенными тягой, и кривошипом, жестко установленным на приводном валу и связанным с приводом поворота приводного вала, при этом поворотный захват оснащен качалкой, соединенной через приводную тягу с качалкой привода поворотного захвата, установленной на поворотном валу, пружины сжатия, одним концом соединены с корпусом транспортного средства, а другим - с зацепляющим элементом, таким образом, что при закрытом устройстве создают момент силы на закрытие, прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу, а привод приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении, соответствующем его повороту на открытие при закрытом положении створки, и соответствующем его повороту на закрытие, при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении изобретения, является расширение арсенала технических средств, а также обеспечение многоточечное™ прижатия закрытой створки к обводу полости в транспортном средстве по любым выбранным точкам периметра в соответствии с конструкторской разработкой реализация закрытия каждого из замковых устройств синхронно друг с другом и с поворотом створки на закрытие, исключающее преждевременное закрытие одного из них, ввиду возникновения момента, препятствующего его закрытию, и реализация постоянно действующего усилия прижатия створки к корпусу транспортного средства в области установки замковых устройств, в результате чего достигается гарантированное закрытие каждого из замковых устройств и постоянное сопряжение поверхности створки с поверхностью транспортного средства по обводу проема, обеспечивающее обтекаемость и герметичность при закрытой створке, кроме того синхронное прижатие створки к обводу закрываемой ниши по месту контакта, а также выполнение дополнительных опорных узлов в зоне, приближенной к точкам крепления на створке агрегатов механизма привода створки для непосредственной передачи усилий этих агрегатов на силовой набор корпуса транспортного средства, компенсирующее рассогласование срабатывания механизмов привода створки

В частных случаях исполнения:

- для повышения жесткости конструкции при закрытой створке, а также для удобства обслуживания подводящих коммуникаций к приводу поворота приводного вала, поворотный и приводной валы могут быть установлены на корпусе транспортного средства, при этом фиксируемые элементы и дополнительный фиксируемый элемент установлены с внутренней стороны поворотной створки;

- для оптимизации конструкции оси поворотного и приводного валов могут быть параллельны оси поворота створки;

- для оптимизации конструкции ось поворотного захвата может быть параллельна оси поворотного вала;

- для возможности установки бокового знакомого устройства в местах, удаленных от обвода закрываемого проема или для адаптации устройства фиксации к установке оборудования внутри транспортного средства, ось поворотного захвата может быть установлена консольно к корпусу транспортного средства;

- кривошип может быть выполнен в виде многозвенной качалки, снабженной пальцем, связь с приводом поворота приводного вала обеспечивается установкой пальца в прорезь, выполненную в прямолинейно перемещающемся исполнительном элементе привода - штоке;

для обеспечения функционирования устройства поворотные зацепляющие элементы могут быть выполнены в виде крюка или вилки с пазом, а поворотный захват - в виде крюка;

- для уменьшения трения и обеспечения направления нагрузки вдоль оси пружин без искажения пружины могут быть соединены своими концами с корпусом транспортного средства и, или зацепляющими элементами с использованием подшипников;

- привод приводного вала может осуществлять принудительный поворот кривошипа в случае открытия створки транспортного средства.

- для компенсации сопряжения поверхности поворотной створки с поверхностью корпуса транспортного средства в процессе движения, поворотный вал может быть выполнен торсионным.

Для пояснения сущности изобретения используются следующие графические материалы:

Фиг. 1 Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве при закрытом положении поворотной створки, вид спереди;

Фиг. 2 Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки, вид спереди;

Фиг. 3 Выносной элемент I Фиг. 1, увеличено;

Фиг. 4 Выносной элемент II Фиг. 1, увеличено;

Фиг. 5 Схема процесса работы устройства при его реализации;

Фиг. 6 Кинематическая схема при перемещении элементов устройства в направлении на открытие;

Фиг. 7 Кинематическая схема перемещения элементов устройства в направлении на закрытие;

Фиг. 8 Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве в режиме ожидания, вид изнутри корпуса;

Фиг. 9 Вид А, Фиг. 8, привод поворота приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении на закрытие при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки;

Фиг. 10 Вид Б, Фиг. 8, замковое устройство в положении ожидания;

Фиг. 11 Динамическая схема замкового устройства в режиме ожидания;

Фиг. 12 Динамическая схема замкового устройства в режиме начала перевода устройства в закрытое положение, при котором фиксируемый элемент вводится в контакт с контуром паза в зацепляющем элементе;

Фиг. 13 Динамическая схема замкового устройства для положения, при котором ось пружины пересекается с осью поворотного вала - положение динамического перелома;

Фиг. 14 Динамическая схема замкового устройства при дальнейшем закрытии створки, после прохождения положения динамического перелома;

Фиг. 15 Устройство фиксации поворотной створки в режим фиксации створки в закрытом положении, вид изнутри корпуса;

Фиг. 16 Вид В, Фиг. 15, привод поворота приводного вала блокирует кривошип для исключения перемещение элементов устройства в направлении на открытие;

Фиг. 17 Вид Г, Фиг. 15, замковое устройство в закрытом положении;

Фиг. 18 Динамическая схема замкового устройства в режиме фиксации створки в закрытом положении;

Фиг. 19 Динамическая схема замкового устройства в начале режима открытия

Для целей настоящего описания вводятся следующие термины: Фиксируемый элемент - деталь, оборудованная пальцем, устанавливается на поворотной створке, при работе устройства образует конструктивно-функциональную целостность с устройством для фиксации поворотной створки.

Зацепляющий элемент - деталь, выполненная с возможностью захватывания пальца зацепного элемента при закрытии и удержания его в положении закрытия посредством крюка или профилированного вильчатого паза.

Качалка - рычаг, установленный с возможностью совершать качательное - поворотное перемещение относительно оси.

Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве Фиг. 1, 2, используется при функционировании поворотной створки 1, предназначенной для закрытия проема в транспортном средстве по его обводу 32. При эксплуатации транспортного средства створка находится в закрытом положении, при необходимости сворка поворачивается на открытие, а затем возвращается в закрытое положение. При открытой створке устройство находится в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки. Установка створки может производиться на петлевых шарнирах 33, поворот створки производится относительно оси поворота 13, привод поворота створки 34 может быть реализован, например, пневмоцилиндрами, гидроцилиндрами и т.п., установленными на силовых элементах корпуса 12, соединенными тягами с кронштейнами 35, закрепленными на створке 1.

Устройство фиксации поворотной створки 1 (Фиг. 3, 4) транспортного средства оборудовано приводом поворота 2 приводного вала, поворотным 3 и приводным 4 валами, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами 5, по меньшей мере, одним боковым замковым устройством 8, предварительно сжатыми (т.е. предварительно нагруженными) пружинами сжатия 16, качалками 17, 18, установленными на поворотном 3 и приводном 4 валах, соединенными тягой 19, и кривошипом 22.

Необходимое количество замковых устройств 5 и боковых замковых устройств 8, а также места их установки определяются конструкторской проработкой с целью определения количества необходимых точек прижатия] для сопряжения поверхности закрытой створки с корпусом транспортного средства по обводу закрываемого проема, что в совокупности с другими признаками изобретения обеспечивает многоточечность прижатия закрытой створки к обводу полости в транспортном средстве по любым выбранным точкам периметра.

Замковое устройство 5 содержит поворотный зацепляющий элемент 6, жестко установленный на поворотном 3 валу, и фиксируемый элемент 7.

Боковое замковое устройство 8 содержит поворотный захват 9, установленный с возможностью поворота на оси 14, закрепленной на корпусе 12 транспортного средства, и дополнительный фиксируемый элемент 11, установленный на поворотной створке 1 с возможностью его зацепления поворотным захватом 9.

Пружинами сжатия могут быть пружины, выполненные по ОСТ 1 11208-73, Пружины сжатия. Конструкция и размеры. Предварительное сжатие пружин необходимо для создания постоянно действующей силы, создающей момент силы, действующий на зацепляющий элемент, и рассчитывается с учетом обеспечения необходимого значения создаваемого момента для функционирования процесса работы устройства фиксации поворотной створки, после чего проверяется экспериментально.

Для повышения жесткости конструкции при закрытой створке, а также для удобства обслуживания подводящих коммуникаций к приводу поворота 2 приводного вала, поворотный 3 и приводной 4 валы могут быть установлены на корпусе 12 транспортного средства, например, размещены на подшипниках в кронштейнах, жестко соединенных с силовыми элементами корпуса, при этом фиксируемые элементы 7 и дополнительный фиксируемый элемент 11 устанавливаются с внутренней стороны поворотной створки 1.

Для оптимизации конструкции оси поворотного 3 и приводного 4 валов могут быть параллельны оси 13 поворота створки.

Предпочтительно, чтобы поворотный 3 и приводной 4 валы были размещены непосредственно у обвода проема в корпусе.

Для оптимизации конструкции ось 14 поворотного захвата может быть параллельна оси поворотного вала 3.

Для обеспечения возможности регулировки положения поворотные зацепляющие элементы 6 могут быть установлены на поворотном валу 3 с использованием разъемного соединения, например, с помощью болтового зажима или шлицев, зубчатого соединения.

Для возможности установки бокового замкового устройства в местах, удаленных от обвода закрываемого проема, или для адаптации устройства фиксации к установке оборудования внутри транспортного средства, ось 14 поворотного захвата может быть установлена консольно к корпусу транспортного средства 12.

Кривошип 22 жестко установлен на приводном валу 4 и связан с приводом поворота 2 приводного вала.

Привод поворота поворотного вала может быть выполнен пневматическим, гидравлическим или электрическим и оборудован прямолинейно перемещающимся исполнительным элементом в виде штока 23, например, в виде гидроцилиндра по ГОСТ 16514-96 Гидроприводы объемные. Гидроцилиндры. Общие технические требования.

В частных случаях исполнения кривошип может быть выполнен в виде многозвенной качалки, снабженной пальцем 24, связь с приводом поворота приводного вала обеспечивается установкой пальца в прорезь 25, выполненную в прямолинейно перемещающемся исполнительном элементе привода - штоке 23.

Поворотный захват 9 оснащен качалкой 101 соединенной через приводную тягу 21 с качалкой привода поворотного захвата 20, установленной на поворотном валу 3.

В описании изобретения под качалками подразумеваются поворотные рычаги, жестко фиксирующиеся относительно осей поворота.

Для обеспечения функционирования устройства, поворотные зацепляющие элементы 6 могут быть выполнены в виде крюка или вилки с пазом 15, а поворотный захват 9 - в виде крюка.

По техническому замыслу, при конструкторском проектировании, при закрытии створки транспортного средства, обеспечивается зацепление фиксируемого элемента 7 профилем паза 15 зацепляющего элемента 6 и поворотным захватом 9 дополнительного фиксируемого элемента 11, соответственно.

Профиль паза 15 в зацепляющих элементах 6 и геометрическое выполнение поворотного захвата 9 определяется методом графического проектирования с учетом обеспечения возможности зацепления с фиксируемым элементом 7 и дополнительным фиксируемым элементом 11 при закрытии створки, соответственно.

Фиксируемые элементы 7 и дополнительный фиксируемый элемент 11 могут быть выполнены в виде проушины или скобы.

Пружины сжатия 16, одним концом 28 соединены с корпусом 12 транспортного средства, а другим 29 - с зацепляющим элементом 6.

Для уменьшения трения и обеспечения направления нагрузки вдоль оси пружин без искажения, пружины 16 могут быть соединены своими концами 28, 29 с корпусом 12 транспортного средства и, или зацепляющими элементами 6 с использованием подшипников, например, выполненных по ГОСТ 3635-78, Подшипники шарнирные. Технические условия. Подшипники могут быть запрессованных в гнезда и снабженных соединительными скобами для фиксации концов пружин.

Точки закрепления определяются при конструкторской разработке таким образом, что при закрытом устройстве, например, при помощи определения положения осей пружин 30 относительно оси поворотного вала 3, создают момент силы на закрытие прижимая зацепляющий элемент 6 к фиксируемому элементу 7.

Направление прижимающего момента силы конструктивно обеспечивается соответствующим расположением оси пружины 30 относительно оси поворотного вала 3 в положении при закрытой створке.

При конструкторской проработке места установки концов пружин 28, 29 и величины усилий предварительного нагружения определяются в соответствии с курсом «Теоретическая механика», например, Аркуша А.И., Теоретическая механика и сопротивление материалов. - М.: Высшая школа, 1998, и подтверждаются экспериментально.

Привод 2 приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа 22 в направлении, соответствующем его повороту на открытие 26 при закрытом положении створки, и соответствующем его повороту на закрытие 27при положении устройства в режиме ожидания (Фиг. 6, 7).

Также привод 2 приводного вала может осуществлять принудительный поворот кривошипа в случае открытия створки транспортного средства.

Блокировка может быть реализована с помощью вывода штока 23 привода и его фиксации в положении, при котором палец кривошипа 24 упирается в поверхность, ограничивающую прорезь 25 в штоке, что не дает ему повернуться в соответствующем направлении (Фиг. 9, 16). Блокировка кривошипа 22 исключает поворот приводного вала 4 и соединенного с ним через качалки и тягу поворотного вала 3, а также установленных на поворотном валу поворотных зацепляющих элементов 6, а также качалки привода поворота захвата 20, препятствуя самопроизвольному открытию замковых устройств 5 и бокового замкового устройства 8 или обеспечивая их фиксацию в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки.

Процесс работы устройства фиксации поворотной створки в транспортном средстве (далее - устройство) при его реализации (Фиг. 5) может содержать последовательность выполнения следующих режимов:

- режим ожидания следующего закрытия, при котором привод приводного вала блокирует перемещение элементов устройства в направлении на закрытие, конструктивно в случае закрытия створки обеспечивают возможность зацепления фиксируемых элементов профилем пазов зацепляющих элементов и создание соединения поворотного захвата с дополнительным фиксируемым элементом;

- режим начала перевода в закрытое положение, при котором вводят фиксируемый элемент в контакт с контуром паза в зацепляющем элементе, передают сигнал о начале закрытия на привод поворота приводного вала и разблокируют перемещение элементов устройства в направлении на закрытие;

- режим перемещения в закрытое положение, при котором перемещают элементы устройства в направлении на закрытие и создают соединение поворотного захвата с дополнительным фиксируемым элементом

- режим фиксации створки в закрытом положении, при котором по заданному положению кривошипа приводом поворота поворотного вала блокируют перемещение элементов устройства в направлении на открытие и создают на поворотном валу момент силы в направлении на закрытие;

- режим открытия и перевода в режим ожидания, при котором передают сигнал о начале открытия на привод поворота приводного вала, разблокируют перемещение элементов устройства в направлении на открытие, приводом поворота приводного вала перемещают элементы устройства в направлении на открытие, при этом выводят поворотные зацепные элементы из зацепления с фиксируемыми элементами, а поворотный захват - из соединения с дополнительным фиксируемым элементом, по заданному положению кривошипа приводом поворота поворотного вала блокируют перемещение элементов устройства в направлении на закрытие, переводя устройство в режим ожидания.

Кинематическая схема перемещения элементов устройства при открытии створки и переводе устройства в режим ожидания, раскрывающая направления их движения на открытие и перевод устройства в положение ожидания, представлена на Фиг. 6.

Кинематическая схема перемещения элементов устройства при закрытии створки, раскрывающая направления их движения при закрытии, представлена на Фиг. 7.

В случае отсутствия контакта контуров пазов 15 зацепляющих элементов 6 с фиксируемыми элементами 7 при незакрытом положении поворотной створки устройство находится в режиме ожидания следующего закрытия (Фиг. 8 (привод поворота створки не показан).

Привод (2) приводного вала блокирует поворота кривошипа 22 в направлении поворота на закрытие (Фиг. 9), например, фиксируя контакт пальца 24 кривошипа с контуром паза 25 в исполнительном элементе, исключающий поворот кривошипа в направлении закрытия.

В соответствии с конструкцией блокировка кривошипа вызывает блокировку приводного вала 4, с жестко установленной на нем качалкой, и, следовательно, блокировки: перемещения тяги, поворота качалки, жестко установленной на поворотном вале, и поворотного вала 3, а также, жестко установленных на поворотном вале поворотных зацепляющих устройств 6 и качалки привода поворота захвата 20, блокировка которой вызовет блокировку перемещения приводной тягой поворотного захвата 21, и соединенного с ней качалкой, поворотного захвата 9; в результате, блокируется перемещение элементов устройства в направлении на закрытие, предотвращается самопроизвольное изменение положения зацепных элементов и поворотного захвата. (Фиг. 10).

По конструкторскому замыслу при закрытии створки геометрические размеры и выполнение элементов устройства обеспечивают возможность зацепления перемещаемых фиксируемых элементов профилем пазов зацепляющих элементов (Фиг. 12), а также создание соединения поворотного захвата с дополнительным фиксируемым элементом.

В частном случае исполнения для уменьшения нагрузок в устройстве и демпфирования внешних нагрузок пружины сжатия, создают момент силы, удерживая поворотный зацепляющий элемент в режиме ожидания (Фиг. 11), при этом создается приведенный к поворотному валу суммарный момент на удержание зацепляющих элементов в режиме удержания. возникший от силы предварительного нагружения каждой из пружин действующий по оси 30 пружины на плече 31, равном расстоянию от оси пружины 16 до оси поворотного вала 3.

В дальнейшем раскрытии схема определения моментов, создаваемых пружинами сжатия на поворотных зацепляющих элементах относительно оси поворотного вала - аналогична.

Для фиксации положения поворотных зацепляющих элементов и поворотного захвата в режиме ожидания поворотный вал 3 может быть снабжен упорами в корпус транспортного средства.

При необходимости закрытия поворотной створкой проема в транспортном средстве производится ее поворот в направлении на закрытие, при этом привод поворота створки 34 создает момент на закрытие створки , поворачивающий створку 1, при этом, фиксируемые элементы 7 входят в пазы 15 поворотных зацепляющих элементов 6, и в результата контакта с поверхностью контура паза 15 создают момент, стремящийся повернуть зацепной элемента в положение на закрытие

Работа устройства происходит в режиме начала перевода в закрытое положение.

Привод поворота приводного вала 2 получает сигнал о начале перевода створки в закрытое положение, например, по обратной связи с приводом поворота створки 34, и при констатации создания момента на закрытие разблокирует кривошип 22, не препятствуя его дальнейшему перемещению в направлении на закрытие в соответствии с кинематической схемой на закрытие.

В режиме перемещения в закрытое положение под действием нагрузки, создаваемой перемещающимся фиксируемым элементом на поверхность по контуру паза зацепного элемента по месту контакта в замковых устройствах 5 создается момент поворота на закрытие под действием приведенного к оси поворотного вала суммарного момента силы на его поворот в направлении на закрытие элементы устройства перемещаются в направление на закрытие, при этом жестко установленная на поворотном валу качалка привода поворота захвата 20 перемещает приводную тягу поворота захвата 21, которая посредством качалки 10 поворачивает поворотный захват 9 для создания соединения с дополнительным фиксируемым элементом 11.

Поскольку при переводе устройства в закрытое положение (Фиг. 10, 11, 12) инициирован моментом на закрытие створки от привода поворота створки, реализуется закрытие каждого из замковых устройств синхронно друг с другом и с поворотом створки на закрытие, исключающее преждевременное закрытие одного из них, ввиду возникновения момента, препятствующего его закрытию, в результате чего обеспечивается одновременность закрытия замковых устройств в соответствии с кинематической схемой, при этом синхронное прижатие створки к обводу закрываемой ниши по месту контакта, а также выполнение дополнительных опорных узлов в зоне, приближенной к точкам крепления на створке агрегатов механизма привода створки для непосредственной передачи усилий этих агрегатов на силовой набор корпуса транспортного средства, компенсирующее рассогласование срабатывания механизмов привода створки и закрытие (открытие) замковых устройств исключает необходимость дополнительного увеличения выше расчетного усилия на приводе поворота створки и приводе приводного вала - необходимость предусмотренного конструктивного «перетяга».

В частном случае исполнения при создании пружинами сжатия момента силы, удерживающего поворотный зацепляющий элемент в режиме ожидания (Фиг. 12), при расчете усилия, создающего поворот устройства на перемещение в положение на открытие, должен большим, чем то есть:

После преодоления суммарного момента пружин направленного на удержание поворотного вала 3 в положении ожидания, производится поворот элементов устройства до положения, при котором оси пружин 30 будут пересекаться с осью поворотного вала 3 (Фиг. 13).

В целях дальнейшего описания такое взаимное положение элементов называется «положение динамического перелома».

В положении динамического перелома пружина 16 не создает на поворотном зацепляющем элементе 6 момент силы, приведенный к поворотному валу 3, т.е.

После перехода положения динамического перелома пружины сжатия создают момент силы на закрытие направленный на поворот зацепляющих элементов на закрытие, прижимая поверхность по контуру паза в месте контакта зацепляющего элемента к фиксируемому элементу.

После прохождения динамического перелома элементы устройства перемещаются в направлении на закрытие под действием суммированного с.

По мере вхождения в контакт внутренней поверхности створки 1 с поверхностью корпуса транспортного средства 12 по обводу проема в корпусе действие привода поворота створки прекращается и устройство функционирует в режиме фиксации створки в закрытом положении (Фиг. 15 (привод поворота створки не показан).

Работа привода поворота створки может быть прекращена по сигналу от датчика закрытия створки, устанавливаемого на корпусе транспортного средства.

Привод поворота приводного вала 2 получает сигнал о прекращении действия привода поворота створки, например, по обратной связи, и перемещает кривошип 22 до положения, соответствующего окончанию перемещению элементов устройства в направлении на закрытие. При перемещении приводом производится поворот приводного вала 4 и дальнейшее перемещение элементов устройства в соответствии с кинематической схемой.

После перемещения кривошипа 22 в положение, конструктивно определенного, как положение, соответствующее закрытию замковых устройств и бокового замкового устройства, привод поворота приводного вала блокирует перемещение кривошипа в направлении на открытие (Фиг. 16).

В соответствии с конструкцией блокировка кривошипа 22 вызывает блокировку приводного вала 4 с жестко установленной на нем качалкой 18 и, следовательно, блокировки: перемещения тяги 19, поворота качалки 17, жестко установленной на поворотном валу 3, и поворотного вала, а также, жестко установленных на поворотном валу поворотных зацепляющих устройств 6 и качалки привода поворота захвата 20, блокировка которой вызовет блокировку перемещения приводной тяги 21 поворота захвата и соединенного с ней качалкой 10 поворотного захвата 9; в результате, блокируется перемещение элементов устройства в направлении на открытие и предотвращается изменение положения зацепных элементов и поворотного захвата, исключая самопроизвольное открытие замковых 5 и бокового замкового 8 устройств.

Поскольку при закрытом устройстве, фиксирующем поворотную створку в закрытом положении, поворотные зацепляющие элементы, нагружены пружинами сжатия, создающими моменты сил на закрытие, прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу, реализуется постоянно действующее усилие прижатия створки к корпусу транспортного средства в области установки замковых устройств. Например, в случае деформации конструкции и изменения положения фиксируемого элемента под действием производится поворот поворотного вала с зацепляющими элементами в направлении на закрытие и достигается постоянное прижатие поворотной створки к корпусу транспортного средства в месте установки замковых устройств (Фиг. 17, 18).

Поворотный вал 3 может быть выполнен торсионным, например, изготовленным из стали конструкционной рессорно-пружинной 50ХФА, для компенсации несоосности при установке поворотных зацепляющих элементов 6, а также для компенсации собственных деформаций корпуса транспортного средства от внешних нагрузок и сохранения работоспособности механизма замковых устройств при непредусмотренном изменении положения фиксируемых элементов 7 в случае допустимых деформаций корпуса транспортного средства и поворотной створки в процессе движения, для компенсации сопряжения поверхности поворотной створки с поверхностью корпуса транспортного средства.

При необходимости открытия проема в транспортном средстве производится поворот створки в направлении на открытие. Привод поворота створки 34 создает момент на открытие створки поворачивающий створку 1, при этом фиксируемые элементы 7 в результате контакта с поверхностью контура паза 15 создают момент стремящийся повернуть зацепной элемент в положение на открытие.

Работа устройства происходит в режиме открытия и перевода в режим ожидания (Фиг. 19).

Привод поворота приводного вала 2 получает сигнал о начале перевода створки в открытое положение, например, по обратной связи с приводом поворота створки, разблокирует кривошип 22 и перемещает его до положения, соответствующего окончанию перемещению элементов устройства в направлении на открытие. При перемещении кривошипа производится поворот приводного вала 4 и дальнейшее перемещение элементов устройства в соответствии с кинематической схемой.

После перемещения кривошипа 22 в положение, конструктивно определенное как положение, соответствующее режиму ожидания следующего закрытия, привод поворота приводного вала блокирует перемещение кривошипа в направлении на закрытие.

Изменения и модификации раскрытого варианта осуществления могут быть очевидными для специалистов в данной области техники и находятся в пределах заявленного объема патентных притязаний в объеме формулы изобретения с учетом технических эквивалентов.

Для обеспечения возможности расстопорения створки без использования привода поворота створки при проведении технического обслуживания должно быть предусмотрено отключение привода поворота приводного вала, в результате чего производится разблокировка поворота кривошипа в сторону открытия и обеспечивается возможность открытия замковых устройств при силовом открытии створки.

1. Устройство фиксации поворотной створки в транспортном средстве, оборудованное поворотным и приводным валами, выполненными с возможностью вращения, приводом поворота приводного вала, а также, по меньшей мере, двумя замковыми устройствами, содержащими поворотный зацепляющий элемент, жестко установленный на поворотном валу, и фиксируемый элемент, отличающееся тем, что снабжено, по меньшей мере, одним боковым замковым устройством, содержащим поворотный захват, установленный с возможностью поворота на оси, закрепленной на корпусе транспортного средства, и дополнительный фиксируемый элемент, установленный на поворотной створке, с возможностью его зацепления поворотным захватом, предварительно сжатыми пружинами сжатия, качалками, установленными на поворотном и приводном валах, соединенными тягой, и кривошипом, жестко установленным на приводном валу и связанным с приводом поворота приводного вала, при этом поворотный захват оснащен качалкой, соединенной через приводную тягу с качалкой привода поворотного захвата, установленной на поворотном валу, пружины сжатия одним концом соединены с корпусом транспортного средства, а другим - с зацепляющим элементом таким образом, что при закрытом устройстве создают момент силы на закрытие, прижимая зацепляющий элемент к фиксируемому элементу, а привод приводного вала обеспечивает блокировку поворота кривошипа в направлении, соответствующем его повороту на открытие при закрытом положении створки и соответствующем его повороту на закрытие при положении устройства в режиме ожидания следующего закрытия поворотной створки.

2. Устройство фиксации по п. 1, в котором поворотный и приводной валы установлены на корпусе транспортного средства, при этом фиксируемые элементы и дополнительный фиксируемый элемент установлены с внутренней стороны поворотной створки.

3. Устройство фиксации по п. 1, в котором оси поворотного и приводного валов параллельны оси поворота створки.

4. Устройство фиксации по п. 1 или 3, в котором ось поворотного захвата параллельна оси поворотного вала.

5. Устройство фиксации по п. 1, в котором поворотные зацепляющие элементы установлены на поворотном валу с использованием разъемного соединения.

6. Устройство фиксации по п. 1, в котором ось поворотного захвата установлена консольно к корпусу транспортного средства.

7. Устройство фиксации по п. 1, в котором кривошип выполнен в виде многозвенной качалки, снабженной пальцем, связь с приводом поворота приводного вала обеспечивается установкой пальца в прорезь, выполненную в прямолинейно перемещающемся исполнительном элементе привода - штоке.

8. Устройство фиксации по п. 1, в котором поворотные зацепляющие элементы выполнены в виде крюка или вилки с пазом, а поворотный захват - в виде крюка.

9. Устройство фиксации по п. 1, в котором пружины соединены своими концами с корпусом транспортного средства и/или зацепляющими элементами с использованием подшипников.

10. Устройство фиксации по п. 1, в котором привод приводного вала осуществляет принудительный поворот кривошипа в случае открытия створки транспортного средства.

11. Устройство фиксации по п. 1, в котором поворотный вал выполнен торсионным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции транспортных средств и может применяться в конструкциях узлов для фиксации в закрытом положении поворотных створок, открываемых и закрываемых в процессе движения. Устройство для фиксации поворотной створки транспортного средства оборудовано поворотным 3 и приводным 4 валами, приводом поворота приводного вала 2, а также несколькими замковыми устройствами 5, снабжено предварительно сжатыми пружинами сжатия 10, качалками 16, 17, и кривошипом 9.

Изобретение относится к лабораторному шкафу (10), например холодильному шкафу, нагревательному шкафу, сушильному шкафу или инкубационному шкафу, включающему в себя имеющий по меньшей мере одну наружную дверь (14) корпус (12), который имеет по меньшей мере одно внутреннее пространство, которое может закрываться внутренней дверью (18), причем лабораторный шкаф (10) имеет подвижные средства (20), и в зависимости от положения средств (20) внутренняя дверь (18) может открываться вместе с наружной дверью (14) или независимо от наружной двери (14), причем средства (20) при закрытой наружной двери (14) недоступны.

Регулируемый дверной замок (10') включает пластину (22') для крепления запорной скобы, которая содержит корпус (51) и несколько фланцев (52), расположенных на передней стороне корпуса (51), так что между корпусом (51) и каждым из фланцев (52) соответственно образуется соответствующий зазор (53). Преимущественно запорная скоба (20) с проходом (27) регулируемым образом соединяется с пластиной (22') для крепления запорной скобы, где запорная скоба (20) выборочно входит по меньше мере в один из зазоров (53).

Изобретение относится к способу конфигурирования замковых узлов для боковой двери транспортного средства. Способ заключается в обеспечивании замковых узлов, содержащих, каждый, механизированный силовой привод и контроллер дверей, который побуждает механизированный силовой привод отпирать замковый узел при приведении в действие внутренней и наружной дверных ручек.

Изобретение относится к электрическому открывателю двери, выполненной из стекла с поворотной дверной защелкой. .

Изобретение относится к запирающим устройствам и может быть использовано в качестве накладного замка для дверей бытовых и служебных помещений, ворот и т.п., и имеет преимущественно для раздвижных и откатных дверей, а также поворотных дверей, состоящих из двух половин. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для перекрытия пролетов в зданиях и сооружениях. .

Изобретение относится к замочно-скобочным изделиям и может быть использовано в замках для запирания складских, служебных и жилых помещений. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к запирающим механизмам, т.е. .

Изобретение относится к конструкции транспортных средств и может применяться в конструкциях узлов для фиксации в закрытом положении поворотных створок, открываемых и закрываемых в процессе движения. Устройство для фиксации поворотной створки транспортного средства оборудовано поворотным 3 и приводным 4 валами, приводом поворота приводного вала 2, а также несколькими замковыми устройствами 5, снабжено предварительно сжатыми пружинами сжатия 10, качалками 16, 17, и кривошипом 9.
Наверх