Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам охлаждения турбин газотурбинных двигателей. Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя содержит сопловые лопатки, включающие разделительную перегородку, разделяющую внутренний объем профильной части лопатки на переднюю и заднюю полости, снабженные дефлекторами, каждый из которых образует вдоль вогнутой и выпуклой стенок лопатки каналы охлаждения. Дефлектор передней полости лопатки установлен в ней с образованием двух полостей подвода охладителя, верхняя из которых выполнена сообщенной с отверстиями пленочного охлаждения входной кромки лопатки, а нижняя полость подвода охладителя сообщена с каналами охлаждения стенок передней полости лопатки и отверстиями пленочного охлаждения последних. В дефлекторе задней полости лопатки расположена задняя полость подвода охладителя и выполнены перфорационные отверстия, сообщенные с каналами охлаждения задней полости. Каждая лопатка содержит соединительный канал, образуемый дефлектором задней полости лопатки вдоль разделительной перегородки, снабженной рядом перепускных отверстий, в концевой части дефлектора задней полости выполнена система выходных щелей, обращенных к выходной кромке лопатки. Задняя полость подвода охладителя сообщена с проточной частью турбины через перфорационные отверстия и систему выходных щелей в дефлекторе задней полости, и каналы охлаждения выходной кромки лопатки, а с другой стороны последовательно через сообщенные друг с другом посредством соединительного канала каналы охлаждения стенок задней полости лопатки, ряд перепускных отверстий в разделительной перегородке, канал охлаждения выпуклой стенки передней полости лопатки и отверстия пленочного охлаждения последней. Технический результат - снижение расхода охладителя за счет более полного использования хладоресурса охладителя и, как следствие, повышение эффективности охлаждения сопловых лопаток турбины и турбины в целом. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к системам охлаждения турбин газотурбинных двигателей.

Известна охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, содержащая сопловые лопатки, аэродинамический профиль каждой из которых выполнен в виде конструктивного элемента, ограниченного вогнутой и выпуклой стенками лопатки, включающие входную кромку, выходную кромку с каналами охлаждения выходной кромки и внутреннюю разделительную перегородку, разделяющую внутренний объем профильной части лопатки на переднюю и заднюю полости, снабженные дефлекторами, каждый из которых образует вдоль вогнутой и выпуклой стенок лопатки внутренние каналы охлаждения, при этом дефлектор передней полости лопатки установлен в ней с образованием двух полостей подвода охладителя, верхняя из которых выполнена сообщенной с отверстиями пленочного охлаждения входной кромки лопатки, а нижняя полость подвода охладителя сообщена с внутренними каналами охлаждения стенок передней полости лопатки и отверстиями пленочного охлаждения последних, в дефлекторе задней полости лопатки расположена задняя полость подвода охладителя и выполнены перфорационные отверстия, сообщенные с внутренними каналами охлаждения задней полости, причем верхняя и нижняя полости подвода охладителя и задняя полость лопатки выполнены сообщенными с проточной частью турбины и с, по меньшей мере, одним источником охладителя (см. патент RU №2686430, МПК F01D 5/18, опубл. 25.04.2019 г.).

Недостатком известного решения является то, что охлаждение самой теплонапряженной части лопатки - выходной кромки - осуществляется максимально нагретым охладителем, который предварительно охлаждает всю заднюю полость лопатки. В связи с этим увеличивается вероятность перегрева выходной кромки лопатки, что приводит к снижению надежности и ресурса лопатки и турбины в целом. Для устранения указанного перегрева выходной кромки необходимо увеличить расход теплоносителя, что приведет к снижению экономичности охлаждения лопатки и, как следствие, турбины в целом.

Задача изобретения - повышение экономичности и надежности турбины и, как следствие, двигателя в целом.

Технический результат, достигаемый заявленным изобретением, заключается в снижении расхода охладителя за счет более полного использования хладоресурса охладителя и, как следствие, повышении эффективности охлаждения сопловых лопаток турбины и турбины в целом.

Технический результат достигается тем, что в охлаждаемой турбине газотурбинного двигателя, содержащей сопловые лопатки, аэродинамический профиль каждой из которых выполнен в виде конструктивного элемента, ограниченного вогнутой и выпуклой стенками лопатки, включающие входную кромку, выходную кромку с каналами охлаждения выходной кромки и внутреннюю разделительную перегородку, разделяющую внутренний объем профильной части лопатки на переднюю и заднюю полости, снабженные дефлекторами, каждый из которых образует вдоль вогнутой и выпуклой стенок лопатки внутренние каналы охлаждения, при этом дефлектор передней полости лопатки установлен в ней с образованием двух полостей подвода охладителя, верхняя из которых выполнена сообщенной с отверстиями пленочного охлаждения входной кромки лопатки, а нижняя полость подвода охладителя сообщена с внутренними каналами охлаждения стенок передней полости лопатки и отверстиями пленочного охлаждения последних, в дефлекторе задней полости лопатки расположена задняя полость подвода охладителя и выполнены перфорационные отверстия, сообщенные с внутренними каналами охлаждения задней полости, причем верхняя и нижняя полости подвода охладителя и задняя полость лопатки выполнены сообщенными с проточной частью турбины и с, по меньшей мере, одним источником охладителя, каждая лопатка содержит соединительный канал, образуемый дефлектором задней полости лопатки вдоль внутренней разделительной перегородки, снабженной, по меньшей мере, одним рядом перепускных отверстий, в концевой части дефлектора задней полости выполнена система выходных щелей, обращенных к выходной кромке лопатки, при этом задняя полость подвода охладителя сообщена с проточной частью турбины, с одной стороны, через перфорационные отверстия и систему выходных щелей в дефлекторе задней полости и каналы охлаждения выходной кромки лопатки, а с другой стороны последовательно через сообщенные друг с другом посредством соединительного канала внутренние каналы охлаждения стенок задней полости лопатки, по меньшей мере, один ряд перепускных отверстий во внутренней разделительной перегородке, сообщенных с внутренним каналом охлаждения выпуклой стенки передней полости лопатки, и через отверстия пленочного охлаждения последней.

Существенные признаки могут иметь развитие и дополнение.

Каждая лопатка снабжена перепускным каналом, размещенным в передней полости лопатки, и сообщенным через, по меньшей мере, один ряд перепускных отверстий во внутренней разделительной перегородке с соединительным каналом, с внутренним каналом охлаждения и отверстиями пленочного охлаждения вогнутой стенки передней полости лопатки.

Наличие соединительного канала, образуемого дефлектором задней полости лопатки вдоль внутренней разделительной перегородки, снабженной, по меньшей мере, одним рядом перепускных отверстий, а также сообщение внутренних каналов охлаждения стенок задней полости лопатки друг с другом посредством соединительного канала и с внутренним каналом охлаждения выпуклой стенки передней полости лопатки через, по меньшей мере, один ряд перепускных отверстий в разделительной перегородке, позволяет в большей части задней полости и на выпуклой стенке передней полости лопатки реализовать противоточную схему течения охладителя, при которой направление течения охладителя противоположно направлению течения наружного газа, что является благоприятным фактором для достижения эффективного охлаждения выпуклой и части вогнутой стенок лопатки, а в сочетании с тем, что охладитель, охладивший часть выпуклой и часть вогнутой стенки профиля задней полости лопатки, после прохождения перепускных отверстий в разделительной перегородке поступает в отверстия пленочного охлаждения в выпуклой стенке передней полости лопатки и создает пленочное охлаждение указанной стенки, обеспечивается эффективное комбинированное конвективно-пленочное охлаждение лопатки. Таким образом, осуществляется более полное использование хладоресурса охладителя и, в результате, увеличение общей эффективности охлаждения лопатки.

Снабжение лопаток системой выходных щелей, расположенных в концевой части дефлектора задней полости и обращенных к выходной кромке лопатки в дополнение к перфорационным отверстиям в дефлекторе задней полости, а также их сообщение с каналами охлаждения выходной кромки позволяет подавать для охлаждения выходной кромки лопатки охладитель непосредственно из задней полости подвода охладителя, не имеющий предшествующего подогрева, что существенно увеличивает эффективность внутреннего конвективного охлаждения одного из наиболее теплонапряженных участков профиля - выходной кромки, а также позволяет увеличить проходную площадь выхода охладителя из задней полости подвода охладителя, благодаря чему уменьшаются гидравлические потери давления охладителя и, в результате, повышается эффективность внутреннего конвективного охлаждения.

Снабжение лопаток перепускным каналом, размещенным в передней полости лопатки, и сообщенным через, по меньшей мере, один ряд перепускных отверстий во внутренней разделительной перегородке с соединительным каналом, а также с внутренним каналом охлаждения и отверстиями пленочного охлаждения вогнутой стенки передней полости лопатки позволяет при сохранении полного расхода охладителя в отверстия пленочного охлаждения на вогнутой стенке передней полости лопатки подавать в указанные отверстия часть охладителя, прошедшего через перепускные отверстия во внутренней разделительной перегородке и благодаря этому, по меньшей мере, частично заменить расход охладителя, поступающего через нижнюю полость подвода охладителя к указанным отверстиям пленочного охлаждения на вогнутой стенке передней полости лопатки. В результате этого может быть достигнуто снижение общего расхода охладителя на лопатку и, как следствие, повышение экономичности турбины и двигателя в целом.

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими материалами, на которых представлены:

на фиг. 1 - продольный разрез охлаждаемой турбины;

на фиг. 2 - сечение А-А сопловой лопатки;

на фиг. 3 - сечение А-А сопловой лопатки с перепускным каналом.

Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя (фиг. 1) содержит ротор и статорные элементы с сопловыми лопатками 1 (фиг. 2). Аэродинамический профиль каждой из сопловых лопаток 1 выполнен в виде конструктивного элемента, ограниченного вогнутой 2 и выпуклой 3 стенками лопатки 1. Сопловые лопатки 1 включают входную кромку 4, выходную кромку 5 с каналами 6 охлаждения выходной кромки 5 и внутреннюю разделительную перегородку 7, разделяющую внутренний объем профильной части лопатки 1 на переднюю 8 и заднюю 9 полости, снабженные дефлекторами 10 и 11, каждый из которых образует вдоль вогнутой 2 и выпуклой 3 стенок лопатки 1 соответственно внутренние каналы 12, 13 охлаждения передней полости 8, и внутренние каналы 14, 15 охлаждения задней полости 9.

Дефлектор 10 передней полости 8 лопатки 1 установлен в ней с образованием двух полостей 16, 17 подвода охладителя. Верхняя полость 16 подвода охладителя выполнена сообщенной с отверстиями 18 пленочного охлаждения входной кромки 4 лопатки 1, а нижняя полость 17 подвода охладителя сообщена с внутренними каналами 12, 13 охлаждения передней полости 8 лопатки 1 и отверстиями 19, 20 пленочного охлаждения.

В дефлекторе 11 задней полости 9 лопатки 1 расположена задняя полость 21 подвода охладителя и выполнены перфорационные отверстия 22, сообщенные с внутренними каналами 14, 15 охлаждения задней полости 9.

Верхняя и нижняя полости 16, 17 подвода охладителя, а также задняя полость 21 подвода охладителя выполнены сообщенными с проточной частью 23 турбины и с, по меньшей мере, одним источником 24 охладителя.

Каждая сопловая лопатка 1 содержит соединительный канал 25, образуемый дефлектором 11 задней полости 9 лопатки 1 вдоль внутренней разделительной перегородки 7, снабженной, по меньшей мере, одним рядом перепускных отверстий 26.

В концевой части 27 дефлектора 11 задней полости 9 выполнена система выходных щелей 28, обращенных к выходной кромке 5 лопатки 1.

Задняя полость 21 подвода охладителя сообщена с проточной частью 23 турбины, с одной стороны, через перфорационные отверстия 22 и систему выходных щелей 28 в дефлекторе 11 задней полости 9 и каналы 6 охлаждения выходной кромки 5 лопатки 1, а с другой стороны последовательно через сообщенные друг с другом посредством соединительного канала 25 внутренние каналы охлаждения 14 и 15 задней полости 9 лопатки 1, по меньшей мере, один ряд перепускных отверстий 26 во внутренней разделительной перегородке 7, сообщенных с внутренним каналом 13 охлаждения выпуклой стенки 3 передней полости 8 лопатки 1, и через отверстия 20 пленочного охлаждения.

Для охлаждаемой турбины в частном случае (фиг. 3) сопловая лопатка 1 снабжена перепускным каналом 29, размещенным в передней полости 8 лопатки 1, и сообщенным через, по меньшей мере, один ряд перепускных отверстий 26 во внутренней разделительной перегородке 7 с соединительным каналом 25, с внутренним каналом 12 охлаждения и отверстиями 19 пленочного охлаждения вогнутой стенки 2 передней полости 8 лопатки 1.

Охлаждение турбины осуществляется следующим образом:

Охладитель от источника 24 охладителя поступает в верхнюю 16 и нижнюю 17 полости подвода охладителя, образованные дефлектором 10 передней полости 8, а также в дефлектор И задней полости 9 лопатки 1, в котором расположена задняя полость 21 подвода охладителя. В качестве источника охладителя 24 возможны варианты использования воздуха вторичной зоны камеры сгорания, воздуха, отбираемого за компрессором высокого давления или воздуха, проходящего теплообменник.

Из верхней полости 16 подвода охладителя охладитель через отверстия 18 пленочного охлаждения, выполненные во входной кромке 4 лопатки 1, выдувается в проточную часть турбины 23, осуществляя при этом эффективное конвективно-пленочное охлаждение входной кромки 4, и одновременно из нижней полости подвода охладителя 17 охладитель через отверстия пленочного охлаждения 19 и 20, выполненные на вогнутой 2 и выпуклой 3 стенках передней полости 8 лопатки 1, выдувается в проточную часть турбины 23, осуществляя при этом пленочное охлаждение вогнутой 2 и выпуклой 3 стенок лопатки 1.

Из дефлектора 11 задней полости 9 охладитель выходит через перфорационные отверстия 22 и систему выходных щелей 28, расположенную в концевой части 27 дефлектора 11, без предшествующего подогрева и с увеличенной общей выходной площадью для выхода охладителя, что обеспечивает уменьшение гидравлических потерь давления охладителя, увеличение перепада давления и повышение эффективности внутреннего конвективного охлаждения лопатки 1.

Далее весь расход охладителя разделяется на две части: меньшая часть охладителя (например, 30%) проходит через каналы 6 охлаждения выходной кромки 5 и выдувается в проточную часть турбины 23; большая часть охладителя (например, 70%) поступает во внутренние каналы 14, 15 охлаждения задней полости 9 лопатки 1 и протекает в них, обеспечивая эффективное внутреннее конвективное охлаждение вогнутой 2 и выпуклой 3 стенок задней полости 9 лопатки 1. Далее через соединительный канал 25 и перепускные отверстия 26 во внутренней разделительной перегородке 7 охладитель поступает во внутренний канал 13 охлаждения выпуклой стенки 3 передней полости 8 лопатки 1, и, соединяясь с охладителем, поступившим из нижней полости 17 подвода охладителя, осуществляет конвективное охлаждение выпуклой стенки 3 передней полости 8 лопатки 1, а затем через отверстия пленочного охлаждения 20 в выпуклой стенке 3 передней полости 8 лопатки 1 выдувается в проточную часть турбины 23, обеспечивая пленочное охлаждение всей выпуклой стенки 3 лопатки 1, включая выходную кромку 5.

Это позволяет частично заменить расход охладителя, поступающего через нижнюю полость 17 подвода охладителя к отверстиям 20 пленочного охлаждения передней полости 8 лопатки 1. В результате этого может быть достигнуто снижение общего расхода охладителя на лопатку 1 и, как следствие, повышение экономичности турбины и двигателя в целом. Также при такой конструкции охлаждающего тракта лопатки осуществляется противоточная схема охлаждения - направление течения охладителя противоположно направлению течения наружного газа, что является благоприятным фактором для получения эффективного внутреннего конвективного охлаждения. При этом сочетание эффективного внутреннего конвективного охлаждения с наружным пленочным охлаждением лопатки обеспечивает увеличение общей эффективности охлаждения.

Для частной формы реализации охлаждаемой турбины по п. 2 формулы изобретения охладитель, прошедший через перепускные отверстия 26 во внутренней разделительной перегородке 7 и перепускной канал 29, размещенный в передней полости 8 лопатки 1, поступает во внутренние каналы 12, 13 охлаждения вогнутой 2 и выпуклой 3 стенок передней полости 8 лопатки 1, соединяясь с охладителем, поступающим из нижней полости 17 подвода охладителя, выдувается в проточную часть турбины 23 через отверстия 19, 20 пленочного охлаждения. Благодаря этому снижается общий расход охладителя на лопатку 1 и увеличивается общая эффективность охлаждения лопатки 1.

Таким образом, изобретение позволяет снизить расход охладителя за счет организации противоточной схемы течения охладителя в сочетании с пленочным охлаждением, а также за счет охлаждения более холодным охладителем выходной кромки лопатки, что приводит к повышению экономичности, надежности и ресурса охлаждаемой турбины и газотурбинного двигателя в целом.

1. Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, содержащая сопловые лопатки, аэродинамический профиль каждой из которых выполнен в виде конструктивного элемента, ограниченного вогнутой и выпуклой стенками лопатки, включающие входную кромку, выходную кромку с каналами охлаждения выходной кромки и внутреннюю разделительную перегородку, разделяющую внутренний объем профильной части лопатки на переднюю и заднюю полости, снабженные дефлекторами, каждый из которых образует вдоль вогнутой и выпуклой стенок лопатки внутренние каналы охлаждения, при этом дефлектор передней полости лопатки установлен в ней с образованием двух полостей подвода охладителя, верхняя из которых выполнена сообщенной с отверстиями пленочного охлаждения входной кромки лопатки, а нижняя полость подвода охладителя сообщена с внутренними каналами охлаждения стенок передней полости лопатки и отверстиями пленочного охлаждения последних, в дефлекторе задней полости лопатки расположена задняя полость подвода охладителя и выполнены перфорационные отверстия, сообщенные с внутренними каналами охлаждения задней полости, причем верхняя и нижняя полости подвода охладителя и задняя полость лопатки выполнены сообщенными с проточной частью турбины и с по меньшей мере одним источником охладителя, отличающаяся тем, что каждая лопатка содержит соединительный канал, образуемый дефлектором задней полости лопатки вдоль внутренней разделительной перегородки, снабженной по меньшей мере одним рядом перепускных отверстий, в концевой части дефлектора задней полости выполнена система выходных щелей, обращенных к выходной кромке лопатки, при этом задняя полость подвода охладителя сообщена с проточной частью турбины, с одной стороны, через перфорационные отверстия и систему выходных щелей в дефлекторе задней полости, и каналы охлаждения выходной кромки лопатки, а с другой стороны последовательно через сообщенные друг с другом посредством соединительного канала внутренние каналы охлаждения стенок задней полости лопатки, по меньшей мере один ряд перепускных отверстий во внутренней разделительной перегородке, сообщенных с внутренним каналом охлаждения выпуклой стенки передней полости лопатки, и через отверстия пленочного охлаждения последней.

2. Охлаждаемая турбина по п. 1, отличающаяся тем, что каждая лопатка снабжена перепускным каналом, размещенным в передней полости лопатки и сообщенным через по меньшей мере один ряд перепускных отверстий во внутренней разделительной перегородке с соединительным каналом, с внутренним каналом охлаждения и отверстиями пленочного охлаждения вогнутой стенки передней полости лопатки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и призвано защищать рабочие лопатки последних ступеней конденсационных паровых турбин от влажной паровой эрозии входных кромок указанных рабочих лопаток. Предложена рабочая лопатка для последних ступеней конденсационных паровых турбин, ее выпуклая поверхность в верхней части на длине, подверженной эрозийному износу, выполнена с продольно-ориентированным оребрением по направлению движения пара с высотой ребер h≥5 мм при шаге t≤2 мм и с толщиной ребер δ≤0,5 мм.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано для фиксации лопаточного аппарата в роторе турбины. Использование изобретения наиболее предпочтительно в роторах паровых турбин барабанного типа.

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности паротурбиностроения, и может быть использовано при проектировании последних ступеней паровых турбин с диафрагмой и рабочим колесом, преимущественно влажно-паровых турбин. Последняя ступень турбины содержит проточную часть с диафрагмой, имеющую обод с влагоулавливающим элементом и направляющие лопатки, расположенные с равномерным шагом в тангенциальном направлении, и рабочим колесом с рабочими лопатками.

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности паротурбостроения, и может быть использовано при проектировании направляющих лопаток, входящих в состав ступеней цилиндров низкого давления осевых паровых турбин. Направляющая лопатка имеет аэродинамический профиль с корневым и периферийным торцами, криволинейные входную и выходную кромки, изогнутые в осевом и тангенциальном направлении по всей высоте аэродинамического профиля, имеющего по высоте корневой и периферийный участки, а также средний участок, расположенный между ними.

Изобретение относится к профилированной конструкции, удлиненной в направлении, в котором конструкция имеет длину, обдуваемую воздушным потоком, и поперечно к которому конструкция содержит переднюю кромку (164) и/или заднюю кромку, по меньшей мере одна из которых выполнена профилированной и имеет в указанном направлении удлинения зубчатости (28а), образованные следующими друг за другом зубцами (30) и впадинами (32).

Турбинная лопатка (100), имеющая конструкцию для газопленочного охлаждения с составным пазом неправильной формы. Турбинная лопатка (100) имеет полую конструкцию, и на ее наружной поверхности (101) предусмотрено множество первых пазов (105), которые представляют собой углубления.

Настоящее изобретение относится к способу ремонта участка (22) концевой части лопатки (10) турбины, имеющего структурный дефект. Способ включает области поврежденного участка со структурным дефектом на участке (22) концевой части и предоставление предварительно спеченной преформы (60), включающей первый участок (62), имеющий первый состав, и второй участок (64), имеющий второй состав.

Способ формирования компонента включает в себя смешивание порошкообразного основного материала и связующего с образованием смеси, формование смеси до желательной формы без плавления основного материала, удаление связующего из желательной формы с образованием каркаса, причем объем каркаса составляет основной материал на величину между 80 процентами и 95 процентами, и пропитывание каркаса материалом-депрессантом температуры плавления с образованием готового компонента, причем готовый компонент имеет менее чем однопроцентную пористость по объему.

Изобретение относится к области аэроакустического управления неподвижными лопатками в турбомашине летательного аппарата или в испытательном стенде для такой турбомашины. Турбомашина с расположенным спереди вентилятором имеет кольцевую стенку (160), содержащую предкрылок (16), предназначенный для разделения потока на первичный поток и вторичный поток и имеющий переднюю кромку, входные направляющие лопатки, предназначенные для направления первичного потока, и выходные направляющие лопатки, предназначенные для направления вторичного потока.

Изобретение относится к детали турбины, такой как лопатка турбины или, например, лопатка соплового аппарата, содержащей подложку, выполненную из монокристаллического суперсплава на основе никеля, содержащего рений и/или рутений, а также фазу γ’-Ni3Al, преобладающую в объёме, и фазу γ-Ni, при этом деталь содержит также подслой из металлического суперсплава на основе никеля, покрывающего подложку.

Турбинная лопатка (100), имеющая конструкцию для газопленочного охлаждения с составным пазом неправильной формы. Турбинная лопатка (100) имеет полую конструкцию, и на ее наружной поверхности (101) предусмотрено множество первых пазов (105), которые представляют собой углубления.
Наверх