Способ расчета снижения радиальной осевой силы в устройстве линейных перемещений на базе шарико-винтовой пары (швп)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к станкостроению, в частности к приводам продольных и поперечных подач. При реализации способа определение радиальной осевой силы производится исходя из величины зазора, учитывающей номинальные размеры деталей и их допусков и контактные сближения в плоских стыках, при этом радиальная осевая сила определяется с учетом параметров передач. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к станкостроению, в частности к приводам продольных и поперечных подач.

Из существующего уровня техники известны методики основанные на руководящих материалах ЭНИМС «Определение потерь в элементах приводов подач станков и расчет направляющих скольжения по характеристикам трения» (Г.А. Левит, Б.Г. Лурье 1961 г, 87 стр). Определение потерь в элементах приводов подач основан на геометрических и тяговых параметров линейных координат.

Недостатком данных методик является то, что они не учитывают контактные сближения, возникающие в плоских стыках передач, которые могут в точных линейных координат достигать половине допуска на размер.

Наиболее близким прототипом являются методы, описанные в книге «Детали и механизмы металлорежущих станков» (Решетовов Д.Н. Т.1 1972. С. 664.) для расчета силовых характеристик ШВП.

Недостатком известного технического решения является то, что при расчете силовых характеристик линейных передач, также не учитываются контактные сближения, возникающие в плоских стыках деталях узла.

Задача изобретения является увеличение точности и работоспособности линейной координаты, уменьшение времени сборки и её трудоемкости.

Техническим результатом заявляемого изобретения является способ для обеспечения точности и работоспособности привода линейных перемещений, с учетом контактных сближений учитывающий при геометрических и силовых расчетах линейных координат контактные сближения.

Указанная задача достигается тем, что в заявляемом способе расчета снижения радиальной осевой силы в устройстве линейных перемещений на базе шарико-винтовой пары (ШВП) отличается тем, что расчет радиальной осевой силы, которая определяется из величины зазора, полученного в ходе расчета размерной цепи, учитывающая не только номинальные размеры деталей и их допуска, но и контактных сближения в плоских стыках.

При расчете геометрической точности и силовых характеристик линейных координат учитываются контактные сближения в плоских стыках, которые образуются в плоских стыках детали. Величина контактных сближений в точных линейных координатах может достигать половине допуска на размер, если не учесть которую может приводить к увеличению силовых характеристик, что приводит к более быстрому износу деталей линейных координат.

Данный способ позволяет решить вопросы по обеспечению точности и работоспособности линейных координат станочного оборудования на базе шарико-винтовых пар. Он представляет собой ряд последовательных операций по решению сложной размерной цепи учитывающий не только геометрические параметры, а также контактные сближения и силы трения, возникающие в гайке шарико-винтовой пары.

На фиг. 1. показано устройство линейных перемещений, на фиг. 2 расчетная размерная цепь, на фиг. 3 расчётная схема для расчета максимальной осевой силы возникающая в шарико-винтовой паре при зазоре,

На фиг. 1 показано устройство линейных перемещений где: 1 - базовая плита; 2 – линейные направляющие с каретками; 3 – подшипниковая опора шарико-винтовой пары (ШВП); 4 – опора гайки шарико-винтовой пары (ШВП); 5 – проставки; 6 – стол. Основными размерами необходимые для сборки устройства являются: F – расстояние от базовой плиты 1 до оси подшипниковой опоры ШВП 4; K – расстояние от базовой плиты 1 до проставки 5; L – расстояние от стола 6 до линейных направляющих с каретками 2; G – расстояние от стола 6 до оси подшипниковой опоры ШВП 4. При сборки устройства образуются контактные сближения с следующих плоских стыках: δ1 - стык линейной направляющей с каретками 2 и базовой плиты 1, δ2 - стык линейной направляющей с каретками 2 и проставки 5, δ3 - стык проставка 5 линейной направляющей с каретками 2, δ4 - стык корпус гайки ШВП 4 и стол 6 (стык на фиг.1 не показан, он образуется когда при закреплении стола с корпусом гайки ШВП выбирается зазор Z), δ5 - стык подшипниковая опора ШВП 4 и базовая плита 1.

Величина Z – является замыкающим размером и является зазором, номинальная величина которого должна равняться нулю, но имеет допуск, который рассчитывается из суммы наибольших допусков размеров со стороны линейных направляющих с каретками 2 и 5 K+L и суммы наименьших допусков размеров со стороны подшипниковых опор ШВП 3 и 4 F+G. Если размер Z имеет максимальное допустимое значение по допуску, то при установки корпуса гайки ШВП 4 к столу 6 образуется прогиб винта ШВП на эту величину Z.

На фиг. 2 показана расчетная размерная цепь, где указаны основные размеры F, G, K, L, а также контактные сближения стыков: δ1, δ2, δ3, δ4, δ5 и зазор Z. В данной цепи не учитываются контактные деформации следующего порядка малости - угловые отклонения направляющих, кареток и т.п. Из заявленной схемы линейной координаты составляется размерная цепь, учитывающая контактные сближения

На фиг. 3 показана расчётная схема для расчета максимальной осевой силы P возникающая в ШВП при максимальном значении допуска на размер Z, которая равна величине прогиба винта ω. При перемещении стола 6 точка деформации винта смещается в пределах рабочей длины винта ШВП установленной в подшипниковых опорах 3.

Величина прогиба ω и осевая сила P (фиг. 3 ) в этой схеме описываются известной зависимостью (Писаренко Г.С., «Сопротивления материалов» 1986г.):

где: Е – модуль упругости материала, Па; I – момент инерции вала, мм4; l – длина консоли (расстояние от заделки до точки приложения силы), мм; P – радиальная сила, кгс (Н).

Характер и порядок величин возникающих усилий оценивается по зависимости (Писаренко Г.С., «Сопротивления материалов» 1986г.):

Пренебрегая фактической формой поперечного сечения винта ШВП 3, можно принять его круглым. I – момент инерции, мм4, определяется по формуле (Писаренко Г.С., «Сопротивления материалов» 1986г.):

Для оценки возникающей радиальной силы P при прогибе длина консоли задается от минимального расстояния до подшипниковой опоры и до середины винта ШВП. Отсюда следует, чем меньше длина консоли l, тем больше возникает радиальная сила P.

Способ определения радиальной осевой силы в устройстве линейных перемещений на базе шарико-винтовой пары (ШВП), отличающийся тем, что определение радиальной осевой силы производится исходя из величины зазора, учитывающей номинальные размеры деталей и их допусков и контактные сближения в плоских стыках, при этом радиальная осевая сила определяется как

,

где

Е - модуль упругости материала, Па;

I - момент инерции вала, мм4;

l - длина консоли;

ω - величина прогиба винта, равная зазору Z, мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к реакционным контактным датчикам пробития в системах инициирования. Реакционный контактный датчик криволинейной формы выполнен из двух и более слоев.

Изобретение относится к области исследования технического состояния длинномерных труб. Контроль технического состояния длинномерной трубы проводится путем ее пропуска через неподвижное устройство, в корпусе которого размещен узел сканирования диаметра и овальности, включающий неподвижные датчики.

Изобретение относится к устройствам для измерения деформаций и перемещений. Электромеханический тензометр представляет собой монолитное изделие из эластичного полимерного материала, в котором элементы тензометра выполнены заодно с несущей скобообразной рамой.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к тензометрическим устройствам для измерения деформаций деталей, и может быть использовано для определения веса груза и нагрузки на ось грузовых автотранспортных средств. Датчик содержит пластиковый корпус, жестко скрепляемый с двумя подкладочными пластинами, внутри которого установлен металлический чувствительный элемент с полномостовой тензорезисторной сборкой.

Устройство относится к средствам неразрушающего контроля и в составе контрольно-сортировочных автоматов может быть использовано в подшипниковой промышленности и на предприятиях по ремонту подшипников. Устройство содержит вихретоковый преобразователь, два гнезда для закрепления и вращения роликов, шаговый транспортер, механизм разворота роликов, механизм сканирования с закрепленными на нем датчиками вихретокового преобразователя, блок управления приводами, цифровое вычислительное устройство для формирования матриц данных, соединенное с вихретоковым преобразователем и устройством числового программного управления.

Изобретение относится к области технической диагностики и неразрушающего контроля, и может быть использовано для контроля за состоянием колесных пар вагонов в ходе движения железнодорожного состава. В способе на измерительном участке пути на рельс устанавливают тензодатчики, задают пороговое значение силы колеса на рельс, в процессе движения регистрируют сигналы деформаций, определяют скорость движения поезда, определяют значение силы от колеса на рельс, систему подключают к сети Интернет для связи с базой данных, оборудуют универсальным цифровым радиоканалом для отправки сообщений в систему автоматической локомотивной сигнализации и располагают ее после участков, на которых железнодорожный состав совершает маневр «разгон-торможение», определяют колесную пару, у которой значение силы от колеса на рельс превышает на любой паре тензодатчиков ее пороговое значение, как колесную пару с дефектом, устанавливают пороговое значение Т относительного количества проездов для каждой колесной пары, у которой был обнаружен дефект, в базу данных передают информацию о порядковых номерах колесных пар, номерах вагонов, которым принадлежат дефектные колесные пары, и значение силы от колес на рельс, для каждого колеса фиксируют количество записей в базе данных для проездов, в которых был обнаружен дефект и общее количество записей, рассчитывают их процентное соотношение, и при превышении этого соотношения порогового значения, колесную пару бракуют и устанавливают ограничение скорости для подвижного состава.

Изобретение относится к области электрических измерений перемещений в системах мониторинга технического состояния зданий и сооружений. Датчик перемещения содержит корпус, измерительный элемент в виде струны с постоянным натяжением, подвижный элемент, первый подвижный наконечник в виде полого цилиндра, первый преобразователь натяжения струны, под первым рабочим участком струны размещен второй преобразователь.

Изобретение относится к области измерительной техники и может найти применение для измерения угла положения и линейных перемещений подвижных элементов летательных аппаратов, транспортных объектов и кораблей. Технический результат - повышение надежности формирования стабилизированных напряжений для питания потенциометрического датчика и увеличение достоверности результатов измерений.

Изобретение относится к устройствам измерения осевого смещения и радиальных зазоров лопаточных и зубчатых колес в газотурбинных двигателях и других силовых установках. Технический результат – обеспечение возможности измерения радиальных зазоров и осевых смещений лопаточных и зубчатых колес силовых установок в условиях конструктивных ограничений на размещение пары датчиков в центральной плоскости вращения контролируемого колеса.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к весоизмерительным устройствам, и может быть использовано для определения полной массы, веса груза и нагрузки на ось транспортного средства. Способ включает в себя получение первого выходного электрического сигнала от датчика деформации, установленного на мост транспортного средства и измеряющего деформацию растяжения-сжатия этого моста вдоль его продольной оси, получение второго выходного электрического сигнала от датчика, установленного на мост транспортного средства и измеряющего деформацию растяжения-сжатия этого моста вдоль его поперечной оси, и вычисление значения нагрузки на ось транспортного средства по разности между первым и вторым выходными электрическими сигналами.
Наверх