Мотоцикл внедорожный полноприводный

Авторы патента:


Изобретение относится к области машиностроения, в частности к полноприводным внедорожным мотоциклам. Мотоцикл содержит основную, подседельную раму с сиденьем, привод переднего и заднего колес и рулевую вилку. Основная рама жестко связана с подседельной рамой. Подседельная рама соединена подпружиненным амортизатором с маятником заднего колеса. Ось качания заднего колеса закреплена в основной раме и образует совместно с амортизатором заднюю подвеску мотоцикла. Ось качания заднего колеса находится в центре масс мотоцикла, разделяя его массу на две равные части. Переднее колесо, жестко закрепленное в рулевой вилке, соединено с основной рамой рулевой колонкой подшипниковым узлом. Выходной вал двигателя мотоцикла связан с ведущей звездочкой заднего колеса одинарной цепной передачей. С передним колесом выходной вал двигателя связан первой цепной передачей, связанной с подшипниковым узлом с подшипником равных угловых скоростей, и второй цепной передачей, связанной с упомянутым подшипниковым узлом и ведущей звездочкой переднего колеса. Достигается упрощение конструкции. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к наземному двухколесному транспортному средству, а именно к мотоциклу с расположением двигателя между передним и задним колесами, снабженному трансмиссией с вращающимся валом для приведения в движение переднего колеса. Мотоцикл может использоваться для перемещения одного или двух человек, включая водителя, вне дорог общего пользования, в том числе по пересеченной местности и в условиях бездорожья.

Из уровня техники известен мотоцикл (RU 2034716 C1, МПК B60K 11/04, опубл. 10.05.1995). Транспортное средство содержит раму, с закрепленными на ней передним и задним колесами, силовую установку, шарнирно связанную с задним колесом и шарнирно соединенную посредством оси с рамой, амортизатор, соединенный с рамой в зоне заднего колеса и шарнирно с силовой установкой, и сиденье.

Недостатком известного технического решения является его низкая проходимость, вследствие того, что ведущим является только заднее колесо мотоцикла.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признан полноприводной мотоцикл (RU 2534161 C1, МПК В62М 17/00, В62М 7/00, опубл. 27.11.2014]. Мотоцикл содержит раму с телескопической вилкой переднего колеса, установленные на раме бензобак, двигатель внутреннего сгорания и привод переднего и заднего колес. При этом привод переднего и заднего колес выполнен в виде муфты сцепления с выходным валом, подключенным к вариатору, на выходном валу которого установлен карданный шарнир, соединенный приводным валом заднего колеса через шлицевое соединение с конической парой привода заднего колеса, и жестко закреплена ведущая звездочка цепи привода переднего колеса, при этом ведомая звездочка цепи закреплена на ведущем валу переднего привода.

Недостатком известного мотоцикла является сложность трансмиссии, обеспечивающей передачу крутящего момента на переднее и заднее колеса, что негативно сказывается на надежности транспортного средства и снижает его проходимость.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение технологичности транспортного средства за счет упрощения его конструкции при сохранении высокой проходимости и обеспечении возможности поворота переднего колеса, управляющего мотоциклом.

Указанная задача решена тем, что мотоцикл внедорожный полноприводный содержит основную раму жестко связанную с подседельной рамой, при этом последняя соединена подпружиненным пружиной амортизатором с маятником заднего колеса, установленного на оси качания, закрепленной в основной раме и образующей совместно с амортизатором заднюю подвеску мотоцикла, при этом упомянутая ось качания находится в центре масс мотоцикла, разделяя его массу на две равные части. Переднее колесо, жестко закрепленное в рулевой вилке, соединено с основной рамой рулевой колонкой подшипниковым узлом. Выходной вал двигателя мотоцикла связан с ведущей звездочкой заднего колеса одинарной цепной передачей, а с передним колесом выходной вал двигателя связан первой цепной передачей, связанной с подшипниковым узлом с подшипником равных угловых скоростей и второй цепной передачей, связанной с упомянутым подшипниковым узлом и ведущей звездочкой переднего колеса.

Положительным техническим результатом, обеспечиваемым раскрытой выше совокупностью признаков мотоцикла является упрощение его конструкции за счет обеспечения подрессоренности переднего и заднего колес с помощью одной подвески заднего колеса. При этом разделение массы мотоцикла на две равные части с помощью упомянутой оси качания, выполнение переднего колеса жестко закрепленным в передней вилке без применения рессор и обеспечение одновременной передачи вращающего момента от вала двигателя на заднее и передние колеса за счет цепных передач, значительно повышает проходимость мотоцикла, а применение в его конструкции подшипникового узла с подшипником равных угловых скоростей, обеспечивающего передачу вращения от выходного вала двигателя на переднее ведущее колесо, позволяет свободно выполнять поворот руля без изменения скорости вращения переднего колеса.

Конструкция внедорожного полноприводного мотоцикла поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен внешний вид транспортного средства справа; на фиг. 2 представлен внешний вид транспортного средства слева.

Мотоцикл внедорожный полноприводный имеет следующую конструкцию.

Мотоцикл содержит основную раму 1, для повышения надежности мотоцикла выполненную стальной трубчатой дуплексной, с жестко прикрепленной к ней подседельной рамой 2, на которой располагается единое сидение для водителя и пассажира, маятник заднего колеса 3, ось качания 4, задний амортизатор 5 подпружиненный пружиной, заднее колесо 6, переднее колесо 7, рулевую вилку 8, первую цепную передачу 9 привода переднего колеса от двигателя к подшипниковому узлу равных угловых скоростей 11, рулевую колонку 10, промежуточный вал 12, предназначенный для передачи движения на переднее колесо, двигатель 13, заднюю цепную передачу 14, вторую цепную передачу привода от подшипникового узла на переднее колесо 15, направляющую звездочку цепной передачи заднего колеса 16, при этом вал двигателя связан с первой цепной передачей для передачи движения на переднее колесо через промежуточный вал 12. Дополнительно на переднем и заднем защитных щитках колес закреплены рамные корзины, которые могут быть использованы не только для перевозки грузов, но и для выполнения дополнительной калибровки центр масс мотоцикла для повышения его проходимости.

Мотоцикл внедорожный работает следующим образом.

При движении по неровной поверхности подвеска заднего колеса работает как обычная подвеска мотоцикла, передавая нагрузку от колеса 6 на маятник 3, а затем на задний амортизатор 5. Переднее колесо 7, при наезде на неровность, передает нагрузку на переднюю вилку 8 и через рулевую колонку 10 на основную раму 1 и далее на задний амортизатор 5, и маятник заднего колеса 3, при этом последний совершает движение по окружности центром которого является ось качания 4. Подседельная рама 2 с установленной на ней седлом, сидящим водителем и пассажиром находятся в противовесе массе узлов, закрепленных на основной раме, к которым относятся основная рама 1, бензобак, двигатель 13 и переднее колесо 7, что позволяет смягчить работу пружины заднего амортизатора 5 и разгрузить его.

Передача вращения на переднее и заднее колеса транспортного средства осуществляется следующим образом. От выходного вала двигателя внутреннего сгорания 13 (двигатель может быть выполнен также электрическим или гибридным) вращение передается цепной передачей на заднее колесо 6 и на звездочку промежуточного вала 12, закрепленную на нем с левой стороны. Промежуточный вал 12 передает крутящий момент на звездочку, закрепленную на нем с правой стороны (на фигурах условно не показана), а за тем на первую цепную передачу 9 привода переднего колеса. Далее крутящий момент передается на подшипник равных угловых скоростей 11 и далее на вторую цепную передачу 15. Вращение от вала двигателя на ведущую звездочку заднего колеса и на переднее колесо через промежуточный вал передается, преимущественно, бесступенчато с помощью вариатора, что обеспечивает плавность хода транспортного средства.

Таким образом, рассмотренный в настоящей заявке мотоцикл за счет расположения оси качания в центре его масс и разделения массы мотоцикла на две равные части, создающие взаимно уравновешивающую конструкцию, складывающуюся навстречу друг другу вокруг упомянутой оси качания, обеспечивает повышенную проходимость мотоцикла при движении по пересеченной местности без усложнения конструкции его подвески.

1. Мотоцикл внедорожный полноприводный, содержащий основную, подседельную раму с сиденьем, привод переднего и заднего колес и рулевую вилку, отличающийся тем, что основная рама жестко связана с подседельной рамой, при этом последняя соединена подпружиненным пружиной амортизатором с маятником заднего колеса, установленного на оси качания, закрепленной в основной раме и образующей совместно с амортизатором заднюю подвеску мотоцикла, при этом упомянутая ось качания находится в центре масс мотоцикла, разделяя его массу на две равные части; переднее колесо, жестко закрепленное в рулевой вилке, соединено с основной рамой рулевой колонкой подшипниковым узлом; выходной вал двигателя мотоцикла связан с ведущей звездочкой заднего колеса одинарной цепной передачей, а с передним колесом выходной вал двигателя связан первой цепной передачей, связанной с подшипниковым узлом с подшипником равных угловых скоростей, и второй цепной передачей, связанной с упомянутым подшипниковым узлом и ведущей звездочкой переднего колеса.

2. Мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что основная рама выполнена стальной трубчатой дуплексной.

3. Мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что сиденье выполнено единым для водителя и пассажира.

4. Мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что двигатель мотоцикла выполнен в виде двигателя внутреннего сгорания.

5. Мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что вал двигателя связан с первой цепной передачей для передачи движения на переднее колесо через промежуточный вал.

6. Мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что вращение от вала двигателя на ведущую звездочку заднего колеса и на переднее колесо передается с помощью вариатора.



 

Похожие патенты:
Наверх