Пневматический регулятор
Со(па Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 14Х,1969 (¹ 1331570/18-24) Кл, 42г, 1103 с присоединением заявки ¹
Пр((оритет
Опубликовано 03.1Х.1970. Бюллстепь № 2
Дата опубликования описания 4.XII.(070 ((IIK 6 05Ь 11/50
05d
УДК 621-531-52(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Заявитель
П. М. Атлас, А. И. Бирман и С. E. Волковинская
Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР
30 лятор а.
Изобретение относится к устройствам пневмоавтоматики.
Пневматические пропорциональные регуляторы известны. В схемах этих регуляторов операционные усилители охвачены единичной отрицательной и нецелой положительной (через дроссельный делитель) обратными связями.
Однако регуляторы, реализованные по этой схеме, имеют нелинейность статической характеристики и пониженное быстродействие, которое обусловлено инерционностью в канале положительной обратной связи.
Предложенный регулятор отличается тем, что в нем прямой и инверсный входы операционного усилителя соединены через дроссели с идентичными расходными характеристиками с источником давления контрольной точки и выходом усилителя, и через третий дроссель — между собой; это позволяет улучшить статические и динамические характеристики регулятора.
На чертеже приведена принципиальная схема устройства.
Регулятор состоит из операционного усилителя 1, прямой и инверсный входы которого соединены с линиями сигналов параметра и задания, и устройства обратной связи, выполненного на дросселях 2 — -4.
Регулятор работает следующим образом.
При равенстве давлений Р„,р и Р„,, пропорциональных текущему и заданному значениям регулируемой величины, равновесие операционного усилителя 1 возмо>(спо лишь при отсутствии перепада на дросселе 2, т. е, прп выполнении условия (1)
При появлении разбаланса выходное давление операционного усилителя меняется таким
10 образом, что автоматически поддерживается равенство
Р.кр — Р.„+Лр= О, (2) где AP=P.- Р, — перепад на дросселе 2;
1 в, Р, — давление за дросселямп
Зи1.
В статике величины Р„,, ЛР и Р,„„связаны следующим соотношением:
20 1, р (р р к -+- 23 где и — проводимость дросселей 8 и 4;
6 — проводимость дросселя 2.
С учетом формул (2) и (3) полу пгм o( Р,„, = Р„+ (э (Р„,р — Р„д), (4) я+ 2d где 1г = — коэффициент усиления рсгуа 281043 (5) (оставптелв О. В. Поваго Техред Л. Я. Левина Редактор Л. А. Утехина Корректоры: В. Петрова п Л. Корогод Заказ 3371/17 Тпрахк 480 Подписное ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР Москва, К-35, 1 аугпская наб., д. 4, 5 Типография, пр. Сапунова, 2 Регулятор обладает линейными статическими характеристиками, ес»» дроссели в симметричных ветвях звена обратной связи работают в одинакоьом режиме истечения (ламиIIBpIIoM пли смешанном), 1 pe?KIIhi истсчени11 дросселя, соединяющего прямой и пнверсньш входы усилителя, является ламннарным. Линейность статических характеристик сохраняется и при неравенстве проводимостей дросселей в симметричных каналах, причем проводимости этих дросселей могут отличаться на 15 — 20е1в. Наличие инерционностей в канале обратной связи приводит к тому, что работа регулятора подчиняется не простому уравнению усилительного звена (4), а происходит по более сложному закону. Передаточная функция линейной модели регулятора имеет вид где Т, — постоянная времени звена «дроссель 3 — объем входной камеры усилителя». Ка«видно из формулы (5), регулятор р;.ботает с некоторым предварением (Tp = =0,3 — 2,0 сед), что не приводит к ухудшешпо качества регулирования )ipII применении такого регулятора в схеме регулирования. 10 Предмет изобретения Пневматический регулятор, содернсащий многовходовой операционный усилитель и устройство обратной связи, выполненное на 15 дросселях, отлича1огцайся тем, что, с целью улучшения статических и динамических характеристик рсгулятора, в нем прямой и инверсный входы операционного усилителя через дроссели с пдептичнымп расходными характе20 ристиками соединены с источником давления контрольной точки и выходом усилителя, а через третий дроссель соединены между собой.