Синхронизатор коробки передач транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

287524

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 08.Х.1969 (¹ )369251/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 19.XJ.1970. Бюллетень № 35

Дата опубликования описания 23.11.1971

Кл. 63с, 8/41

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

ЧПК 1- 16d 23/08

УДК 629.113-585 (088.8) Авторы изобретения

Л. П. Соломонов, А. А. Федорова и Г. И. Сазонов

Заявитель Московский дважды ордена Ленина и Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени И, А. Лихачева

СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности K синхроиизаторам коробок передач автомобилей, тракторов и других транспортных средств.

Известные синхронизаторы содержат каретку, установленную с возможностью продольного перемещения на шлицах вала и имеющую соединительные зубья, вводимые в зацепление с соединительными зубьями шестерни, и два ряда отверстий с конусными фасками, по крайней мере одно конусное фрикционное кольцо, вводимое во взаимодействие с указанной конусной фрикционной поверхностью шестерни, и имеющей ряд выемок, расположенных соответственно одному ряду отверстий каретки, пальцы, соединенные по крайней мере с одним фрикционным кольцом, входящие с зазором в отверстия второго ряда, выполненные в каретке, и имеющие блокирующие конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий каретки, фиксирующее устройство, включающее в себя несколько разрезных пальцев, проходящих сквозь отверстия первого ряда,,выполненные в каретке, входящих концами в выемки фрикционного кольца и имеющих конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий, и упругие элементы, установленные между частями разрезанных пальцев, выполненные в виде по крайней мере двух работающих на сжатие пружин, установленных по обе стороны относительно выточек частей каждого разрезного пальца, с концами, установленными в выемках, выполненных в частях пальца.

5 Цель изобретения — уменьшение износа пружин путем устранения трения пружин о стенки выемок при работе фиксирующего устройства. 3ro достигается тем, что выемки выполнены в виде усеченных конусов, обращен10 ных большими основаниями к плоскости разъема частей пальца.

На фиг. 1 изображен разрез предложенного синхронизатора и сопряженных деталей коробки передач; на фиг. 2 — положение эле15 ментов синхронизатора прп включении передачи.

Первичный вал 1 коробки передач имеет конусную фрикционную поверхность 2 и соединительные зубья 8. За одно целое с первич20 ным валом выполнена шестерня 4, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней

5 промежуточного вала коробки передач, Соосно с валом 1 установлен вторичный вал 6 коробки передач, на котором с возможностью вращения установлена шестерня 7, находящаяся в зацеплении с шестерней 8 промежуточного вала. Шестерня 7 имеет конусную фрикционную поверхность 9 и соединительные зубья 10. На шлицах 11 вала б с возможзо ностью продольного перемещения установле28?524

15

20 на каретка 12 синхронизатора. Каретка может быть установлена на шлицах втулки, соединенной с валом. Каретка имеет соединительные зубья 18 и 14, которые могут быть введены в зацепление с зубьями 8 первичного вала 1 или с зубьями 10 шестерни 7, и фланец

15. В фланце выполнено два ряда чередующихся отверстий 16 и 17, имеющих конусные фаски 18 и 19 с обеих сторон. В отверстиях

16 с зазором установлены блокирующие пальцы 20, имеющие конусные блокирующие выточки 21, которые могут взаимодействовать с фасками 18 отверстий 16. Концы пальцев 20 соединены с фрикционными кольцами 22 и 28, имеющими конусные поверхности 24 и 25, которые могут быть введены во взаимодействие с конусными фрикционными поверхностями

2 и 9 первичного вала 1 или шестер ни 7. В кольцах 22 и 28 против отверстий 17 фланца

15 каретки 12 выполнены выемки 26 и 27.

Синхронизатор снабжен фиксирующим устройством, содержащим разрезные пальцы 28, состоящ ие из частей 29 и 80, и упругие элементьг, работающие на, сжатие, пружины 81, установленные между частями 29 и 80 разрезных пальцев 28. Концы частей разрезных пальцев входят в выемки 26 и 27 колец 22 и

28. На частях пальцев выполнены конусные выточки 82 и 88, которые могут взаимодействовать с фасками 19 отверстий 17. Пружины 81 установлены по обе стороны относительно выточек 82 н 88. Концы пружин установлены в выемках 84 и 85, выполненных в частях 29 и 80 пальцев 28. Выемки 84 н 85 выполнены в виде усеченных конусов, ооращенных большими основаниями к плоскости разъема частей пальца.

Синхронизатор работает следующим образом.

В среднем положении каретки 12 крутящий момечт передается от вала 1 к валу б. Прн перемещении каретки 12 влево разрезныс пальцы 28 перемещают влево фрикционное кольцо 22 так, что его конусная поверхность

24 прижимается к конусной фрикционной поверхности 2 первичного, вала 1. Вследствие трения между поверхностями 2, 24 кольцо 22 вместе с пальцами 20 поворачивается относительно фланца 15 каретки 12 до упора выточек 21 пальцев 20 в фаоки 18 отверстий 16.

В результате этого дальнейшее перемещение каретки 12 влево блокируется пальцами

20 до тех пор, пока не уравняются обороты валов 1 и б. После этого каретка 12, преодолевая усилие пружины 81, прижимает друг к другу части 29 и 80 пальцев 28 и перемещается влево так, что ее зубья 18 входят в зацепление с зубьями 8 первичного вала. В результате этого происходит включение передачи, на которой крутящий момент передается напрямую от вала 1 к валу 6. Аналогично опнсанному, при перемещении каретки 12 вправо происходит включение передачи, на которой крутящий момент передается через шестерни 4, 5, 8 и 7. При включениях передач части 29 и 80 разрезных пальцев 28 занимают показанные на фиг. 2 положения, в которых одни концы упираются в стенки отверстий 17 фланца 15 каретки 12, а другие— в стенки выемок 27 фрикционного кольца 28, или — в стенки выемок 26 фрикционного кольца 28. Выполнение выемок 84 и 85 частей

29 и 80 разрезных пальцев 28 в виде усеченных конусов, обращенных большими основаниями к плоскости разъема частей 29 и 80 пальцев 28 при их относительных перемещениях и перекосах и способствует тем самым повышению долговечности пружин

Предмет изобретения

Синхронизатор коробки передач транспортного средства, предназначенный для соединения вала и установленной на нем с возможно25 стью вращения шестерни, имеющей конусную фрикционную поверхность и соединительные зубья, содержащий каретку, установленную с всзможностыо продольного перемещения на

Ill;IHIIах вала и имеющую соединительные зубья, вводимые в зацепление с соединительными зубьями шестерни, и два ряда отверстий с конусными фасками, по крайней мере одно конусное фрикционное кольцо, вводимое во взаимодействие с конусной фрикционной поверхностью шестерни, и имеющей ряд выемок, расположенных соответственно одному ряду отверстий каретки, пальцы, соединенные по крайней мере с одним фрикционным кольцом, входящие с зазором в отверстия второго

40 ряда, выполненные в каретке, и имеющие блокирующие конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий каретки, фиксирующее устройство, включающее в себя несколько разрезных пальцев, проходящих сквозь отверстия первого ряда, выполненные в каретке, входящих концами в указанные выемки фрикционного кольца и имеющих конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий, и упругие элементы, установленные между частями разрезных пальцев, ьыполненные |в виде по крайней мере двух работающих на сжатие ITp) æHH, установленных

Iio 0oc стороны относительно выточек частей каждого разрезного пальца, с концами, установленными в выемках, выполненных в частях пальца, отличающийся тем, что, с целью уменьшения износа пружин путем устранения трения пружин о стенки выемок при работе фиксирующего устройства, выемки выполнены в виде усеченных конусов, обращенных

50 большими основаниями к плоскости разъема частей пальца.

287524

12 фиг 1

29

23

51 .12 2В Л

4 2

Составитель Э. Жарнкова

Редактор Т. А. Киселева Текред А. А. Камышникова Корректор T. А. Абрамова

Заказ 12149 Тираж 480 Подписное

ЦНИИЛИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Ра шская нао., д. 4 5

Тип. арьк. Фил. ирсд. <<Патент»

Синхронизатор коробки передач транспортного средства Синхронизатор коробки передач транспортного средства Синхронизатор коробки передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к гусеничным промышленным тракторам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к механизмам синхронизации в коробках передач тракторов, автомобилей, дорожно-транспортных машин и т.д
Наверх