Устройство для определения наветренного борта корабля

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 24.ll.1969 (№ 1316089!18-10) МПК 6 01р 13 00 с присоединением заявки ¹â€”

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Приоритет—

Опубликовано 16.ill.1971. Бюллетень Ме 11

Дата опубликования описания 10Х.1971

УД К 551.508.53 (088,8) Авторы изобретения

Заявитель

В. В. Куман и А. Е, Фельдман

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВЕТРЕННОГО

БОРТА КОРАБЛЯ

Изобретение относится к устройствам для определения наветренного борта корабля, используемым в системе автоматики для переключения измерительной метеорологической аппаратуры, установлен ной по лравому и левому бортам корабля.

Некоторые виды измерительной ап паратуры при установке пх IHB корабле могут давать правильные IloêBBB íèÿ только в том случае, если перед приемным (чувствительным) элементом таксй аппаратуры или рядом с ним .не имеется каких-либо аэродинамических, радиационных и теневых искажений. Например, если чувствительные элементы приборов и,метеорологических станций при измерении тем|пературы и влажности воздуха, освещенности метеорологической далвности видимости и т. и. находятся в области тепловых,,дымовых, паровых и подобных им потоков, вознlикают погрешности от радиационных и теневых искажений. Если чувствительные элементы измеритель ных устройств окорости и на правления ветра экранируются .какими-либо выступающими предметами, возникают погрешности от аэродинамичеоких искаже|ннй. Все эти погрешности могут быть сведены к минимуму, если:производить измерения всегда только с наветренного оорта корабля.

Известные датчики ветра с преобразователями в виде асинхронных тахогенераторов, устанавливаемые по:правому и левому бортам корабля, не дают возможности автоматически определять наветренный борт корабля.

Предлагаемое устройство в отличие от известных снабжено фазочувствительной электронной схемой, выполненной, например, в виде фазочувствительно однополупериодного моста, к которой через предварительньш усилитель подключены в противофазе генераторные обмотки BcHHxpoHHblx тахогенераторов, питаемых от блока питания фазочувствительной схемы, |на выход которой включено двухпозиционное поляризованное реле.

Устройство ocHoBBHQ HB следующем принципе: скорость ветра с наветренного борта корабля всегда больше скорости ветра с подветренного борта вследствие отсутствия экранирующего влияния каких-либо выступающих предметов. Поэтому датчик скорости ветра, установленный на наветренном борту, дает сигнал болыпей величины, чем датчик скорости ветра на подветрено1ом борту. Прп сравнении сигналов, поступающих от датчиков скорости с правого и левого бортов, фаза сигнала сравнения однозначно определяет навет25 ренный борт корабля. С помощью сигнала сравнения производи ТсВ автоматическое управление переключением необходимой корабельной аппаратуры.

На чертеже представлена принципиальная

ЗО электрическая схема описываемого устройства.

298892

Предмет изобретения

Составитель С, В. Непомнящая. Редактор Н. Г, Михайлова. Корректор В. И. Жолудева

ЦНИИПИ Изд. № 340. Заказ 108!457 Тираж 473 Подписное

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Датчик 1 скорости ветра левого борта и датчик 2 скорости ветра правого борта являются датчиками ротоа немометрического типа с преобразователями,в виде асинхронных тахогенератора 8 и 4. Генераторные обмотки тахогенераторов подключены в противофазе через предварительный усилитель 5 к фазочувствительной схеме 6.

Усилитель 5 — двухкаакадный переменного тока с непосредственной связью между каскада ми, собранный на маломогцных полупроводниковых триодах 7 и 8. Первый из каскадон выполнен по схеме эмиттерного повторителя, второй по схеме с оощим эмиттером.

Схема 6 представляет собой фазочувствительный од нополу периодный мост, состоящий пз вторичных обмоток трансформатора 9, полупровод|ни ковых:выпрямительных диодов 10 и 11, постоянных сопротивлений 12 и 18, переме нного сопротивления 14 и конденсаторов

15 и 16.

В диагональ моста включен двухкаскадный усилитель 17 переменного тока с непосредственной с вязью между каскадами собранный

25 на маломощных полупроводниковых триодах

18 и 19. Первый из каскадов выпол|нен по схеме эмиттерного повторителя, второй — по схеме с общим эмиттером. Балансировка фазочувствительной схемы .осуществляется сопротивлением 14.

Блок 20 почитания состоит из трансформатора 9, выпрямительного моста 21, фильтрующего конденсатора 22 и параметрического стабилизатора, состоящего из стабилитрона 28 и резистора 24. Регулировщика коэффициента усиления фазочувствительного усилителя осуществляется переменным сопротивлением 25.

Питание схемы 6 и тахогенераторов 8 и 4 датчиков производится от одного трансформатора 9.

На выходе схемы 6 включено поляризован ное реле, 26, переключающее своими контактами коммутирующее реле 27.

На вход усилителя 5 поступает сигнал, рав ный разности напряжений генераторных обмоток тахоге нераторов 8 и 4, пропорциональных вел ичинам скорости ветра, воаприн имаемых датчиками 1,и 2. Фаза этого сигнала изменяется на 180;в зависимости от того, сигнал какого датчика преобладает.

Усилитель 5 ли нейно усиливает поступивший сигнал разности напряжений и подает его на схему 6, которая в зависимости от фазы входного переменного сигнала выдает на выходе сигнал постоянного напряжения той нли иной полярности, которыи ме няет положение реле 26, переключающего своими контактами реле 27. Реле 27, в свою очередь дает сигналы на переключение необходимой кора. оельной аппаратуры измерения с наветренного борта корабля.

Так как питание схемы и датчиков ветра осуществлено от одного трансформатора 9, то фаза опор ного напряжения фазочувствительной схемы 6 и фазы выходных напряжений датчиков ветра изменяются одновременно и не оказывают влияния на точность переключения.

Устройство для определения наветренного борта .корабля, содержащее датчики скорости ветра правого и лево о бортов с преобразователями в виде асинхронных тахогснераторов, от,тчающееся тем, что, с целью повышения точ ности и автоматизации определен|ия:искомого параметра, о но снабжено фазочувст вительной электронной схемой, выlloJIIHBHíoé, на|пример,,в виде фазочувст вительного однополупериодного моста, к которой через предварительный усилитель |подключены в противофазе ге нераторные обмотки асинхронных тахогенераторов, питаемых от блока пита ния фазочувств ителыной схемы, на выход которой включено двухпозиционное поляризованное реле.

Устройство для определения наветренного борта корабля Устройство для определения наветренного борта корабля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерения расхода жидкостей с колеблющимся элементом, приводящимся в движение потоком этих жидкостей, и пропускающим их непрерывным потоком

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к средствам индикации движения, измерения скорости и ускорения, и может найти применение в авиационном приборостроении, а также в приборах для физических исследований и демонстраций

Изобретение относится к промысловому рыболовству и может быть использовано для тралового рыболовства на океанских акваториях в районах морских течений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения и контроля знака вращения подводных самодвижущихся объектов

Изобретение относится к области авиации и, в частности, к определению воздушных параметров полета летательных аппаратов

Изобретение относится к системам подачи печатной ленты для принтера и, более конкретно, к системе обнаружения движения ленты в кассете с печатной лентой

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости вращения вала
Наверх