Способ торможения электродвигателя

 

пц ЗО6790

Ена

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРО(ОМУ СВИДЕТЕЙЬСТВ ( (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.07.66 (21) 1092913/24-07 (51) М. Кл.2 Н 02Р 3/22 с присоединением заявки № 1224401/

/24-07 (23) Приоритет

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.78 (53) УДК 621.316.719.2:

:621.313.333 (088.8) (72) Авторы изооpетения

А, Л. Кон, Н. К. Шапарев, Б. И. Шкловский, Ы. П. Рашкович и Г. A. Лейбович

Одесское конструкторское бюро кинооборудования и Одесское специальное конструкторское бюро специальных станков (71) Заявители (54) СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу.

Этот способ может быть применен для эффективного торможения приводных электродвигателей переменного тока во многих отраслях промышленности, в частности станкостроении и кинотехнике.

В малооперационных механизмах, например станках с простым циклом работы, стоимость и габариты тормозного устройства оказываются сравнимыми со стоимостью и габаритами всего механизма. Это ограничивает возможности и область применения существующих способов торможения.

Известсн способ торможения двигателей переменного тока путем закорачивания одной из обмоток, отключенной от сети. Однако этот способ весьма малоэффективен, поскольку обеспечивает торможение и уменьшение выбега только в узкой зоне скоростей.

Предложенный способ отличается тем, что в другие обмотки двигателя подают однополупериодный ток. В результате этого обеспечивается эффективное торможение двигателя во всем диапазоне его скоростей.

На фиг. 1 и 2 приведены принципиальные электрические схемы для торможения соответственно трехфазных и однофазных асинхронных электродвигателей.

Трехфазный асинхронный электродвигатель

1 (фиг. 1) с обмотками 2 — 4 включают в сеть переменного тока контактами рабочего контактора 5.

5 Для торможения электродвигателя отключают рабочий контактор 5 и включают тормозной контактор 6, который своими контактами замыкает накоротко отключенную обмотку 3 электродвигателя, а в обмотки 2 н 4

1п подает однополупернодный выпрямленный ток через вентиль 7.

Однополупериодный ток в последовательно соединенных обмотках 2 и 4 статора наводит во вращающемся роторе электродвигателя

15 ЭДС. Поле токов ротора при его вращении индуцирует в закороченной обмотке 3 ЭДС, вызывающую протекание в короткозамкнутом контуре тока, величина которого сравнима с величиной тока в обмотках 2 и 4. Этот ток создает тормозной момент, вызывающий интенсивное торможение электродвигателя в зоне скоростей, близких к синхронной, где тормозной момент от постоянной составляющей выпрямленного тока в последовательно соединенных обмотках 2 н 4 невелик.

По мере уменьшения скорости ротора электродвигателя 1 величина тока, индуцируемого в закороченной обмотке 3, плавно уменьшается, вызывая постепенное снижение тормозно306790!

1 ff

f3 л

Фиг. 2

Фиа.1

Подписное

Тираж 892

Заказ 1005/1

Изд. № 461

НПО

Типография, пр. Сапунова, 2 го эффекта. Однако IIQ мере уменьшения скорости двигателя увеличивается тормозной момент от постоянно "1 составляющей тока в»оследовательно соединенных обмотках 2 и 4.

В результате этого обеспечивается эффективное торможение электродвигателя, причем благодаря трансформаторной связи обмотки

3 с обмотками 2 и 4 через вращающийся poT0!? тормозной эффект от короткозамкнутого контура проявляется на протяжении всего процесса торможения.

При останове двигателя ток в короткозамкнутой обмотке 3 практически исчезает, поскольку ротор неподвижен, магнитные осп двух контуров взаимноперпендикулярны и магнитная связь между ними отсутствует.

Всякое отклонение ротора от установившегося положения вызывает появление в короткозамкнутом контуре тока, создающего момент, который препятствует движению, оказывает демпфирующее действие и тем самым сни?кает уровень виораций.

По окончании торможения электродвигателя тормозной контактор 6 отключается, и обмотки двигателя обесточиваются.

Если надо изменять направление вращения электродвигателя, рабочий контактор 5 выполняют реверсивным. При этом остальная часть схемы остается без изменений.

Прн соединении обмоток 2 — -4 статора трехфазного электродвигагеля в треугольник, одну из его обмоток для тормо?кения закорачпвают, а две другие включают параллельно в сеть через вентиль 7.

Предлагаемый способ торможеп1:я распространяется на все типы электродвигателей переменного тока, в частности однофазные конденсаторные.

В схеме торможения на фиг. 2 однофазный конденсаторный электродвигатель 8 с обмотками 9 и 10 управляется контактами рабочего 11 и тормозного 12 контакторов.

В исходном состоянии замыкающие контакты контакторов 11 и 12 разомкнуты. Для под5 ключения двигателя к сети переменного тока включается рабочий контактор 11. Прп этом главная обмотка 9 электродвигателя оказывается включенной в сеть непосредственно, а вспомогательная обмотка 10 — через фазо10 сдвигающий конденсатор 13.

Для торможения отключают рабочий контактор 11 и включают тормозной контактор

12. В результате размыкающий контакт контактора 1! закорачивает отключенную от се15 ти обмотку 9 электродвигателя, а замыкающий контакт тормозного контактора 12 подает в обмотку 10 выпрямленный однополупериодный ток через вентиль 7. Резистор 14 служит для регулирования либо ограничения

20 величины выпрямленного тока и подключается при необходимости. Однофазный электродвигатель тормозится аналогично так ?ке, как трехфазнь1й.

Предлагаемый способ позволяет также осу25 щсствпть бесконтактный вариант схем торможения электродвигателей переменного тока.

Для этого контакты контакторов 5, б, )1 н 12 заменяют бесконтактным коммутатором, например тиристорпым или симмисторным, прп80 чем, изменяя угол открытия элементов коммутирующего устройства, мо?кно в широких пределах регулировать интенсивность торможения приводного электродвигателя.

Формула изобретения

Способ торможения электродвигателя персменного тока путем закорачнваппя одной пз обмоток, отключенной от сети, о т л и ч а ющийся тем, что, с целью повышения эффек40 тивности, в другие обмотки подают однополуериодный ток.

Способ торможения электродвигателя Способ торможения электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области бурового оборудования и может быть использовано для буровых лебедок

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе гребного винта для надводных судов, в приводе гребного винта, представляющего собой пропульсивную установку, в модуле, содержащем пропульсивную установку и выполненном с возможностью разворота относительно корпуса судна

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах механизмов в химической и металлургической промышленности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления антеннами кругового обзора, в главных приводах грузоподъемных механизмов и в оборудовании для создания нагружающих моментов при испытаниях следящих систем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в дизель-электрической системе привода с возбуждаемым постоянными магнитами синхронным генератором

Изобретение относится к дизель-электрической системе привода

 // 420065
Наверх