Каротажный груз

 

О П И САН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

3IGG33

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 05.ill.1969 (¹ 1311420/26-25) МПК Е 21Ь 47/00 с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Мииистрсс

СССР

Опубликовано 26.VI1.1971. Бюллетень Х> 23

Дата опубликования описания 06.Х.1971

УДК 550.83:622.241 (088.8) Авторы изобретения Ь. л. Подрешетников, H. А. Ефременко, В.А. Костомаров и В. Г. Блохин

Заявитель

Специальное конструкторское бюро «Ãàçïðèáoðàâòîìàòèêà»

КАРОТА)К Н Ы Й Г Р УЗ

Изобретение относится к оборудованию д.,я спуска KBpoTBMHblx приборов в скважину, работающую под избыточным давлением, и может быть использовано с люоыми геофизич»скими каротажными приборами. Большинство известных каротажных грузов могут присоединяться к глубинным приборам только снизу, в связи с чем они не обеспечивают спуска приборов в призабойную часть скважины, где измерения особенно важны, и не могут применяться с приборами, не допускающими нарушения установившейся структуры потока перед прибором (дебитомерами, термометрами и др.). Известные грузы представляют собой отрезки труб, одеваемые на каротажный кабель выше прибора.

Однако известные грузы имеют ряд недостатков, затрудняющих их использование снижающие безопасность проведения работ: сложность изменения количества грузов в полевых условиях, когда требуется отсоединение кабеля; отсутствие связи между прибором и отдельными грузами, приводящее во время спуска к отставанию части грузов на участках с неровными стенками скважины и их последующему падению»a прибор, а иногда — — к обрыву кабеля или выходу из строя прибора; трудность ликвидации аварий в случае обрыва кабеля, так как не связанные между собой грузы и прибор заклиниваются, заполняя все сечение скважины.

Цель изобретения — создание каротажного груза, обеспечивающего возможность быстро5 го и удобного размещения на кабеле в полевых условиях нужного количества грузов без отсоединения от кабеля кабельной головки, создание шарнирной связи секций груза между собой и прибором, а также обеспечение воз10 можности успешной ликвидации аварии в случае обрыва кабеля. Для этого груз выполняется секционным, причем каждая секция состоит из двух частей полуцилиндрической формы с замковыми соединениями на концах, обеспе15 чивающими надежное шарнирное сочленение секций между собой, с прибором и с ловильной головкой.

На фиг. 1 показан внешний вид груза совместно с глубинным прибором и ловильной

20 головкой; на фиг. 2 — разрез замковой части секций груза; на фиг. 3 — положение секций в процессе замыкания замков и детали соединения груза с ловильной головкой.

Карогажный груз содержит ловильную го25 ловку 1, несколько секций 2, каждая из которых состоит из двух полуцилиндрических частей. Смежные по высоте секции повернуты относительно друг друга вокруг продольной оси на угол 90 . Количество секций, связанных

30 между собой, с глубинным прибором 3 и лоМ04М3

15 г0

40 вильной головкой, может быть любым. Каждая полуцилиндрическая часть секции содержит верхний 4 и нижний 5 замки, корпус 6 с наполнителем 7, имеющим большой удельный вес (например, свинец), внутри корпуса. По оси всех секций имеется цилиндрический канал 8 для прохода кабеля. Шарнирность замковых соединений в пределах определенного угла обеспечивается наличием зазора в сочленяемых замках. Замок 4 на верхнем конце каждой части секции содержит полуцилиндрический выступ 9 и две канавки 10, перпендикулярные к продольной оси груза и расположенные ниже выступа 9. Нижний замок 5 выше расположенной секции содержит выступ 11, повторяющий форму канавки 10, и полуцилиндрическую канавку 12 для размещения выступ а 9 нижележ ащей секции. Верхняя часть глубинного прибора для сочленения с предлагаемым грузом должна иметь конфигурацию, соответствующую верхним замкам сомкнутых частей секции груза или присоединяться через переходную деталь с таким концом. Верхняя часть гирлянды секций груза замыкается с помощью двух сухарей 18, имеющих замки, аналогичные нижним замкам, втулки 14, стакана 15 и ловильной головки 16, закрепляемой на втулке 14. При резьбовом соединении втулки 14 и ловильной головки 16 их развинчивание устраняется с помощью стопорных винтов 17. Сухари 18 имеют канавку

18. Втулка 14 имеет выступ 19 с пальцем 20, Ловильная головка 16 в верхней части выполнена конической с выступами для обеспечения возможности захвата типовым ловильным инструментом.

Устанавливаются секции груза на прибор и друг на друга, как показано на фиг. 3. Вначале одна часть секции 2 груза размещается под углом к оси прибора, выступ нижнего замка 5 устанавливается в канавку замка 4. Затем эта часть секции поворачивается до соосного направления с прибором. При этом вы4 ступ 9 верхнего замка заходит в канавку 12 нижнего замка. После этого аналогично устанавливается вторая часть секции. В результате выступ 9 оказывается заключенным с некоторым зазором, обеспечивающим подвижность сочленения, в замкнутую со всех сторон канавку 12. Две части вышележащей секции устанавливаются аналогично первым, но с поворотом вокруг продольной оси относительно нижней секции на 90 . После установки необходимого количества секций гирлянда замыкается с помощью сухарей 18, надеваемых подобно секциям. Внутрь канавки 18 сухарей

18 помещается выступ 19 втулки 14 с пальцем

20, который заходит в одно из отверстий сухарей 18 и препятствует проворачиванию втулки 14 при навинчивании на ее резьбовую часть ловильной головки 16. Перед навинчиванием ловильной головки на сухари 18 надевается стакан 15, удерживающий сухари от размыкания замков, затем навинчивается ловильная головка 16 и стопорится винтами 17. Разборка грузов ведется в обратном направлении.

Предмет изобретения

Каротажный груз, содержащий набор секций, выполненных из вещества с высоким удельным весом, и ловильную головку, отличающийся тем, что, с целью размещения груза над глубинным прибором, обеспечения возможности быстрого изменения количества секций в полевых условиях, безопасности проведения спускоподъемных операций и облегчения поднятия прибора и грузов ловильными инструментами в случае обрыва кабеля, каждая секция груза состоит из полуцилиндрических частей, накладываемых на кабель с противоположных сторон, имеющих на концах несъемные замки для шарнирного сочленения секций между собой, с прибором и ловильной головкой.

310033

7 б

Фиг g Ф

Фиг. 7

Фиг. 1

Составитель Э. А. Терехова

Редактор И. Орлова Техред Л. Л. Евдонов Корректор Н. Рождественская

Заказ 2680/12 Изд. № 1083 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2

1

1

Каротажный груз Каротажный груз Каротажный груз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике нефтегазодобычи и может быть применено для спуска и извлечения скважинных предметов (клапанов, приборов и т.д.) из посадочных ниппелей или карманов мандрелей, а также для захвата проволоки (каната), головки штанги и подъема аварийных узлов из колонны насосно-компрессорных труб

Изобретение относится к газодобывающей и нефтедобывающей промышленности и может быть использовано при ремонте эксплуатационных скважин в случае обрыва труб

Изобретение относится к технике нефтегазодобычи и может быть использовано для спуска, установки и извлечения скважинных приборов и устройств с забоя скважин, из посадочных седел, ниппелей или карманов мандрелей, а также при проведении аварийных работ по подъему различных предметов из скважины

Изобретение относится к ловильным устройствам, предназначенным для ликвидации аварий с бурильными трубами в скважинах большого диаметра
Наверх