Л. е. броварный

 

3I3I75

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 03.И.1968 (№ 1246740/18-10) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 31 VI II.1971. Бюллетень,¹ 26

Дата опубликования описания 26.XI.1971

МП К G 01г 27/02

G Оlг 17/06

Комитет по делам.1зобретеиий и аткрмткй при Совете Мииис1ров

СССР

УДК 621.317.733 (088.8) Автор изобретения

JI. Е. Броварный

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

СОПРОТИВЛЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА

СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЗИСТОРОВ

Известны устройства для автоматического измерения сопротивления и температурного коэффициента сопротивления (ТКС) резисторов, выполненные в виде одинарного моста, в диагональ которого включен нуль-орган с 5 двигателем, вал которого соединен с движком потенциометра плеч отношения моста.

Известны также устройства для автоматической разбраковки и измерения ТКС резисторов в широком диапазоне их сопротивлений, 10 содержащие синхронизатор, блок деления, блок замера холодного резистора и блок памяти этих замеров.

Однако известными устройствами нельзя одновременно измерять сопротивления и ТКС 15 резисторов.

Для одновременного измерения сопротивления ненагретого резистора и его ТКС предлагаемое устройство снабжено включенным в диагональ питания измерительного моста де- 20 лителем напряжения, одно из плеч которого образует холодный резистор с параллельно подключенным запоминающим конденсатором, и подключенным параллельно нагретому резистору и последовательно с запоминающим 25 конденсатором нагретого резистора нуль-органом, выполненным в виде регулятора усиления с двигателем, вал которого соединен с реостатом цепи уравновешивания моста и с валом двигателя его нуль-органа. 30

На чертеже показана принципиальная схема описываемого устройства.

Устройство содержит источник 1 стабилизированного напряжения, к которому подключен блок замера сопротивления холодного резистора, содержащий постоянное сопротивление 2 и холодный измеряемый резистор

8, параллельно которому подключен запоминающий конденсатор 4. К источнику 1 под1 лючена цепь уравновешивания автокомпенсатора блока деления, состоящая из реостата

5 и нагретого измеряемого резистора 8 . Ilaраллельно источнику 1 подключен потенцпометр б отношении плеч моста измерителя сопротивления резистора. В качестве плеч сравнения моста используются реостат 5 и нагретый резистор 8

В измерительну ю диагональ моста Вк IIQ IeH нуль-орган 7 с двигателем, вал которого соединен с движком потенциометра б и с движком регулятора 8 усиления нуль-органа 9 изх;ерителя ТКС.

Регулятор 8 и постоянное сопротивление 10 являются элементами делителя сигнала нульоргана 9.

Концы регулятора 8 закорочены и подключены к выходу каскада 11 предварительного усиления нуль-органа 9.

Ползунок регулятора 8 подключен «о вхоследуюп его ) силптельного каскада 12 нуль-органа 9. Вал двигателя нуль-органа 9 соединен с ползуном реостата 5.

Устройство работает следующим образом.

313175

1

Составитель T. А, Афонина

Редактор С. И, Хейфиц Текред 3. H. Тараненко Корректор Л. Б. Бадылама

Заказ 3327/9 Изд. № 1313 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобрезений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д, 4/5

Сапунова, 2

Типография, пр.

Синхронизатор подключает холодный резистор 8 к клеммам 18 — 14 и запоминающий конденсатор к клеммам 15 — 1б, перемещает резистор в термостат и после нагрева подключает нагретый резистор 8 к клеммам 17 — 18, б а запоминающий конденсатор 4 к клеммам

19 — 20. При этом на вход нуль-органа 9 подается разность напряжения на конденсаторе 4 и напряжения на нагретом измеряемом резисторе 8 . Нуль-орган 9, отрабатывая сигнал, 10 перемещает ползунок реостата 5 до тех пор, пока наступил баланс напряжений на конденсаторе 4 и резисторе 8 . После компенсации угол поворота вала двигателя нуль-органа 9 оказывается пропорциональным величине ТКС 15 резистора. Одновременно нуль-орган 7 измерителя сопротивления, отрабатывая сигнал, перемещает движок потенциометра б до тех

rrop, пока напряжение в диагонали моста станет равным нулю. 20

При этом угол поворота двигателя нуль-органа 7 оказывается пропорциональным величине сопротивления холодного резистора.

Так как движок регулятора 8 соединен с валом двигателя нуль-органа 7, его угол по- 25 ворота пропорционален величине сопротивления измеряемого регулятора. Величину сопротивления регулятора 8 и резистора 10 подбирают такой, чтобы в зависимости от сопротивления измеряемого резистора коэффици- ЗО ент усиления нуль-органа 9 менялся обратно пропорционально чувствительности цепи уравновешивания измерителя ТКС. При этом коэффициент усиления нуль-органа 9 в средней части дапазона сопротивлений измеряемых резисторов уменьшается, что обеспечивает устойчивую работу автокомпенсатора, а на краях диапазона увеличивается, вследствие чего уменьшается погрешность измерения ТКС.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического измерения сопротивления и температурного коэффициента сопротивления (ТКС) резисторов, содержащее измерительный автоматический мост, измерительная диагональ которого выполнена в виде нуль-органа с двигателем, соединенным с потенциометром плеч отношения моста, а плечи уравновешивания, образованные реостатом и нагретым резистором, подключены параллельно стабилизированному источнику питания, отличающееся тем, что, с целью обеспечения одновременного измерения сопротивления ненагретого резистора и его ТКС, оно снабжено включенным в диагональ питания измерительного моста делителем напряжения, одно из плеч которого образует холодный резистор с параллельно подключенным запоминающим конденсатором, и подключенным параллельно нагретому резистору и последовательно с запоминающим конденсатором нагретого резистора нуль-органом, выполненным в виде регулятора усиления с двигателем, вал которого соединен с реостатом цепи уравновешивания моста и с валом двигателя его нульоргана.

Л. е. броварный Л. е. броварный 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к устройствам для оперативного измерения сопротивлений в электрических цепях постоянного тока с общей минусовой шиной, например в локомотивах
Наверх