Обмотка статора электрической машины

 

О ОМОВ мил% 1 .,оокстт

gq-g,y4 гл

3I4265

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сове Советских

Социалистических

Реслублик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 31.XII.1968 (Рй 1295120/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 07.!Х.1971. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 15.XII.1971

МПК Н 02k 3/50

Комитет оо делам изобретений и открытий ори Совете 66инистров

СССР

УДК 621.313.32.045. .5/8 (О88.8) Авторы изобретения

Н. В. Куценко и B. А. Коробков

Заявитель

ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известна обмотка статора электрической машины, лобовые части которой размещены в пространстве между двумя опорными коаксиальными конусами.

В описываемом изобретении для повышения надежности крепления обмотки на поверхностях опорных конусов вдоль образующих со стороны стержней обмотки выполнены пазы, а в них размещены упругие элементы и жесткие прижимные планки. Кроме того, в опорных конусах и прижимных планках выполнены радиальные каналы, для размещения элементов крепления, например болтов, а в прижимных планках со стороны стержней обмотки выполнены пазы, в которых необходимо разместить эластичные прокладки, например резиновые жгуты.

Это позволяет также ускорить процесс монтажа и демонтажа обмотки и повысить ее ремонтоспособность.

На фиг. 1 изображена лобовая часть обмотки статора с элементами крепления; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

Лобовая часть обмотки статора размещена в пространстве между наружным и внутренним опорными коаксиальными конусами.

Наружный опорный изоляционный конус 1 (см. фиг. 1) скреплен жестко с изоляционными кронштейнами 2, которые свободно входят в пазы, образованные немагнитными угольниками 8, жестко прикрепленными к нажимному фланцу 4 статора. Кронштейны 2, скрепленные с наружным опорным конусом 1, опи5 раются на кольцо 5, приваренное к нажимному фланцу 4 и могут свободно перемещаться в аксиальном направлении. Кольцо 5 вместе с конусом 1 является бандажным поясом, противостоящим радиальным усилиям, возни10 кающим при коротком замыкании.

Лобовые части обмотки данной конструкции могут свободно перемещаться в аксиальном направлении при тепловом расширении и сжатии, не нарушая крепления лобовых ча15 стей, и не могут перемещаться в тангенциальном напр авлении.

Внутренний опорный конус б при помощи изоляционных шпилек 7 скреплен с опорным наружным конусом 1. Конус 6, являясь си20 ловым узлом в конструкции крепления, выполняет функцию защитного экрана, уменьшающего эрозию изоляции от действия металлических частиц, движущихся и вибрирующих в переменном магнитном поле, а также

25 уменьшающего загрязнение изоляции.

Для надежного закрепления лобовых частей обмотки статора и выбирания зазоров, которые неизбежно будут появляться в процессе эксплуатации (вследствие вибрации и

30 усушки изоляции), в опорных конусах 1, 6

314265 выполнены направленные по образующим конусов пазы 8 (см. фиг. 2), в которые заложены упругие элементы 9 и жесткие прижимные планки 10. Для удобства сборки обмотки в опорных конусах 1, б выполнены отверстия

11, в которые вставляются стягивающие элементы 12 (см, фиг. 3), например болты.

Ввинчиванием болта 12 в жесткую прижимную планку 10, в которой имеется резьбовое отверстие 18, обеспечивается сжатие упругого элемента 9. Сжатие элемента 9 производится до установки опорных конусов 1, б, Для равномерного нажатия на лобовые части стержней в прижимных планках 10 со стороны стержней выполнены углубления 14 (см. фиг. 2), в которые закладываются эластичные камеры 15, после сборки устройства заполняемые отвердевающей массой 1б, или эластичные прокладки 17 (см. фиг. 3), например резиновые жгуты.

С целью предотвращения смещения лобовых частей нижнего и верхнего ряда стержней в радиальном направлении и перемещения стержней в тангенциальном направлении между их рядами заложены эластичные камеры 18 (см. фиг. 2), заполняемые отвердевающей массой 1б таким образом, что часть эластичной камеры с массой в виде выступов

19 заходит, образуя гребенку, в промежутки

20 между соседними стержнями на величину, обеспечивающую разборку обмотки. Величина выступа 19 может быть подобрана экспе5 риментально.

Предмет изобретения

1. Обмотка статора электрической машины, лобовые части которой размещены в пространстве между двумя опорными коаксиальными конусами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности крепления об15 мотки, на поверхностях конусов вдоль образующих со стороны стержней обмотки выполнены пазы, в которых размещены упругие элементы и жесткие прижимные планки.

2, Обмотка по п. 1, отличающаяся тем, что

20 в опорных конусах и прижимных планках выполнены радиальные каналы, в которых размещены элементы крепления, например болты.

3. Обмотка по пп. 1 и 2, отличающаяся

25 тем, что в прижимных планках со стороны стержней обмотки выполнены пазы, в которых размещены эластичные прокладки, например резиновые жгуты.

Обмотка статора электрической машины Обмотка статора электрической машины Обмотка статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх