Смазка для узлов сухого трения

 

О П И С А Н И Е 33GI86

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 30Л!1.1970 (М 1415635/23-4) М. Кл. С 10m 7/02 с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 24.II.1972. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 18.IV.1972

Комитет ао делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 612.892(088,8) Авторы изобретения

И. М. Федорченко, Л. Ф, Колесниченко и П. В. Трушко

Институт проблем материаловедения АН Украинской ССР

Заявитель

СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ СУХОГО ТРЕНИЯ

Данное .изобретение относится к твердой смазке для узлов сухого трения.

Известны твердые смазки: графит, дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама, нитрид бора и др.

Недостатками известных смазок являются их относительно высокая стоимость (кроме графита), низкая температура окисления (350 С для графита и дисульфида молибдена и 440 С для дисульфида вольфрама) и низкая адгезионная способность (нитрид бора).

С целью устранения указанных недостатков предлагается применять в качестве смазки для узлов сухого трения твердую смазку—

6-моногидроокись железа б=РеО(ОН), предварительно измельченную до размера частиц менее 50 мкм.

Тонкая смазывающая пленка этого вещества легко наносится на трущиеся поверхности ротапринтным методом при использовани и спрессованных из порошка (давление до

20 т/см ) образцов из 6=РеО(ОН).

Предлагаемая твердая смазка благодаря высокой термохимической стабильности обеспечивает работу тяжелонагруженных узлов трения с минимальным износом и сопротивлением скольжения до температур 700 С (коэффициент трения 0,09 — 0,18), твердая смазка обладает высокой адгезионной способностью.

Вводимая в виде твердой смазки о=FeO(ОН) образует на поверхностях разделительную износостойкую пленку, не вызывая износа сопряженных деталей.

Моногидроокись о=геО (ОН) получена в виде осадка добавлением избытка едкого

5 патра и персульфата аммония (NH4) S>O к ферросульфату FeSO4 (в водных растворах) .

После тщательной промывки осадка дистиллированной водой, сушки и измельчения мо10 ногидроокись железа пригодна к введению в виде твердой смазки в тяжелонагруженные и высокоскоростные узлы трения, работающие в атмосфере воздуха или в вакууме.

Проводились испытания антифрикционных

15 свойств предлагаемой и известных смазок в воздушной среде. Схема трения — вал— вкладыш; диаметр вала 40 л»л, рабочая площадь вкладыша 2 сл»2, коэффициент перекрытия 0,16, Вкладыш из армко-железа, вал из

20 стали 45 (HRC = 49-50) .

Твердая смазка наносилась на рабочие поверхности ротапринтным методом (V=12ë»/ñåê, Р=5 кг/сна)

Для приготовления смазочных покрытий на

25 валах использовались спрессованные из твердых смазок образцы под давлением 12 т/сл»2.

Чистота поверхностей перед нанесением покрытий соответствовала 8 — 9 классу (ГОСТ

2789 — 59) .

30 Нагрузка при трении изменялась ступенчато. Скорость скольжения постоянная 3 м/сек, 330186

Результаты испытаний приведены в таблице.

Удельная нагрузка, кг/ела

Время работы, ;:н

Состав смазочного покрытия

Коэффициент трения

Мо3З

WS в = FeO(OH) Составитель Е. Пономарева

Тсхред 3. Тараиеико

Корректоры: В. Петрова п Е. Ласточкина

Редактор E. Хорина

Заказ 870/7 Изд. М 350 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам пз«,рстс и и открытий прп С«всте Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

0,18

0,15

0,15

0,17

Схватывание

0,15

0,15

0,13

0,15

Схватывание

0,26

0,20

0,12

0,10

0,09

0,10

Схватывание

Из данных таблицы видно, что мопогидроокисные пленки имеют более высокую износостойкость при несколько более высоком коэффициенте трения в легких режимах.

Обнаружено образование незначительного количества б=РеО(ОН) на стальных поверхностях при трении и в тяжелых режимах с

10 использованием смазок MoS и %52 на воздухе (в результате модифицирования поверхностей трения выделившейся при разложении дисульфидов серой), что значительно улучшает работоспособность предлагаемых смазок.

Предмет изобретения

Применение б-моногидроокиси железа в качестве смазки для узлов сухого трения.

Смазка для узлов сухого трения Смазка для узлов сухого трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным веществам, в частности для горячей обработки металлов давлением, например для горячего прессования труб из углеродистых сталей и нержавеющих сталей и сплавов

Изобретение относится к смазочным веществам, в частности, для горячей прокатки труб на непрерывном прокатном стане с удерживаемой оправкой
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар
Изобретение относится к области технологий смазки поверхностей трения и может быть использовано для снижения износа систем «колесо-рельс» железнодорожного транспорта и грузоподъемных механизмов
Изобретение относится к высокотемпературным твердосмазочным составам, применяемым в узлах трения при температурах трения до 400°С на воздухе, и способам их получения
Изобретение относится к высокотемпературным твердосмазочным составам, применяемым в узлах трения при температурах трения до 400°С на воздухе, и способам их получения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к модификаторам трения, используемым для нанесения на бандажи колес железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к технологии получения смазочных материалов, в частности к антифрикционным суспензиям, которые могут быть использованы при производстве консистентных смазок, предназначенных для высоконагруженных узлов трения машин и механизмов, а также при приработке новых деталей в узлах трения и при ремонтно-восстановительных операциях
Наверх