Автоматическое устройство для контроля напряжения при разряде аккул\уляторов

 

33050I

Союз Советскиз

Соииалистическиа

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Республик

Зависимое от авт. свидетсльства ¹â€”

Заявлено 27.И1.1970 (№ 1472631!24-7) с присоединением заявки № ——

Г1р иоритет—

Опубликовано 24.11.1972. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 15.1l.1972

М.Кл. Н 01m 45, 06

Н Olm 45 04

Комитет по делаю изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.355.1 (088.8) Авторы изобретения

В. И. Прокофьев, Ю. П. Зюряев, В. Ф. Забара, В. P. Барташевич, А. В. Бульда и В. Г. Деркачев

Специальное конструкторское бюро Всесоюзного научноисследовательского института источников тока

Заявитель

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ РАЗРЯДЕ АККУМУЛЯТОРОВ

Известно автоматическое стройство для контроля напряжения при разряде аккумуляторов, например, в процессе их циклирования, основанное на сравнении напряжения Hooleредно подкл1очасмых для контроля аккумуляторов с эталонньв| напряженнем, содержащее узел контроля на полупроводниковых элементах. Однако такое устройство имеет сложное контактное устройство для подключения аккумуляторов к узлу контроля и требует медленного переключения этих аккумуляторов.

В предлагаемом устройстве с целью повышения качества и надежности контроля узел контроля снабжен балансной системой с выходом на блокинг-генератор, а на его вход подкл!очен канал стробирования.

Канал стробирования содержит селектор, формирователь импульса запуска, узел задержки стробирующего сигнала, формирователь стробпрующего сигнала, усилитель и коммутирующее реле.

На фиг. 1 представлена блок-схема описываемого усгройства; на фиг. 2 — принципиальная электрическая схема узла контроля.

Устройство состоит из трех основных частей: канала стробирования, включак1щего селектор 1, формирователь 2 импульса запуска, узел 3 задержки стробирующего сигнала, формирователь 4 стробирующего сигнала, усил.1тель 5 и коммутиру!ощее реле 6 узла контроля, содержащее контакт 7 коммутирующего реле, схе4!у сравнения 8, блокпнг-генератор 9, фор:i!HponaTe:Ib 10 импхльсов, триггер 11 с кoHTal том 15, и исто !Инка питания 16.

На вход устройстза подается напряжение Г! от щеточно-контактного устройства аьтомат:1ческои:!инии трe11«роВки 11 paзорд!10ВI !! aк1 смуляторов. Это напряжение действует в теч»1«le 2,5 — 3 ceI;, noaa очеред!!ой акк XII 1ятор

10 проходиг чсоез контактное устройство. На автомати-1сской линии нормальным является Напряжение в виде отрицательного перепада и величиной более lв,,прекращающееся чер з

2,5 — 3 cel после своего появления. У аккуму:— ляторов, подлежащих автоматическому вь1бросу из ли 1ии, напряжение может быть отрицаТСЛЬГ!»!М, ВС,IHЧИНой МЕНСЕ 1 о (Bli!iVME ЛЯТОР разряжен) и нулевым !Iли позох;нтельным (производственный брак) .

При соприкосновении щеток контактного

v СтрО!!Ства С ВЫВОДllыми !"OHTBIiTBМИ анку!1! лятора возникают провалы и выбросы напряжения Вследствие:!Сустойчивого контактироВання, что влечет за собой лоукные срабатывания узла контроля и, как следствие, ошибочную работу автоматической линии тренировки и разбраковки аккумуляторов.

Капал стробирования обеспечивает защиту устройства от ложных срабатываний. Сслекзо тор 1 на входе канала стробироваиии иропу330501

65 скает только отрицательное напряжение UI нормальных или частично разрядившихся аккумуляторов, поэтому канал стробировання реагирует только на отрицательные перепады напряжения. Началом каждого отрицательного перепада запускается формирователь 2 кратковременного импульса U>, которым в свою очередь запускается узел 8 задерхккн с робирующего сигнала, формирующий импульс U> по истечении времени начального неустойчивого контактирования токосьемных щеток с выводными контактами аккумулятора.

Импульсом Ue задержки запускается формирователь 4 сгробирующего сигнала, который формирует стробирующис импульсы U, заканчивающиеся до процесса неустойчивого коцтактирования при сходе щеток с выводных контактов аккумулятора. Регулировка задержки и длительности импульса U4 производится при установке и наладке устройства на линии.

Под действием строба на время воздействия устойчивого напряжения UI, поступающего от аккумулятора, через усилитель 5 включается коммутирующее реле 6 и замыкается его контакт 7, через который в канал контроля от аккумулятора поступает устойчивое напряжение

U7. Напряжение UT сравнивается с опорным (эталонным) напряжением Ue в схеме сравнения 8, непосредствен Io связанной с блокинггенератором 9, который запускается только при отрицательном напряжении U7 величиной более 1 в. При этом образуешься кратковременный импульс Uz, формируемый затем для устойчивости в работе формирователем 10 импульсовв.

Сформированным импульсом V II запускается триггер 11, предварительно подготовленный к запуску контактом 12 коммутирующего реле 6. Импульс (1 прекращается при выключении реле 6, когда триггер 11 размыкающимся контактом 12 приводится в предпусковое состояние. Расширенный для устойчивой работы последующих элементов импульс UI через усилитель 18 включает исполнительное реле 14.

При этом перебрасывается его контакт 15, Iûбрасывающий механизм линии тренировки и разбраковки оттягивается, и аккумулятор проходит, оставаясь в цепи разряда.

Если же напряжение U7 отсутсгвует, что имеет место при положительном и нулевом напряжении аккумулятора, или отрицательное, но величиной менее 1 в, схема сравнения 8 не запускает блокинг-генератор 9. Триггер 11 также не запускается, реле 14 не включается, ко Iтакт 15 остается непереброшенным, и выбрасывающий механизм линии тренировки и разбраковки выкидывает dKK) ì) ëÿòoð. Бракованные аккумуляторы, имеющие малое отрицательное, нулевое и положительное напряжение, выбрасываются при первом же проходе, а IIopмально разряжающиеся аккумуляторы с огрицательным напряжением — по мере их разряда до1в.

Прн контроле за положительным по знаку напряжением необходимо поменять местамн

1)

«95

З0

34

45 токоподводящие провода на входных клемма.х контрольно-отключающего устройства.

Источник питания 16 представляет собой

OOhI IIIbIP BbIIIp5lMHTe1H CeTeBOI о напряжения U сети 220 в. Для устойчивой работы устройства и создания эталонного (опорного) напряжения в цепях источника питания U -24 в и U -12 в осуществляется стабилизация напряжен, и при помощи обычных электронных стабилиз Iторов и полупроводниковых стабилитронов.

Узел контроля устройства работает следующим образом. 1ерез коммутирующий контакт 7 на схему сравнения 8 поступает напряжение U-, — — устоичивая часть напряжения UI. Схема соавнення совместно с блокинг-генератором представлясг собой высокочувствительный компаратор

По нижней части первичной обмотки трансформатора 17 всегда протекает определенный по величине ток, зависящий от уста овленного потенциометром 18 отрицательного опорного напряжения Ue. При напряжении U7, равном нулю (контакт 7 разомкнут) или отрицательном, но величиной менее 1 в, неуравновешенность токов в полуобмотках является причиной образования магнитного потока, доводящего сердечник трансформатора 17 до насыщения.

Вследствие этого блокинг-генератор 9 не работает. В результате реле 14 не срабатывает, и механизм выбрасывания линии разбраковкн выбрасывает аккумуляторы.

При отрицательном напряжении U-„èìåþшем величину 1,0 —;1,45 в, создается состояние сбалансированности или близкое к нему, чтс приводит к уменьшению магнитного погока, насыщающего сердечник, и блокинг-генератор 9 формирует импульс.

Усиленным и инвертированным в формирователе 10 импульсом запускается триггер 11.

С триггера снимается отрицательный импульс, расширенный для устойчивого включения усилитель 18 исполнительного реле 14, которое перебрасывает контакт 15, чем обеспечивается оттягивание выбрасывающего механизма и нроп .ск аккумулятора.

Предмет изобретения

1. Автоматическое устройсгво для контроля напряжения при разряде аккумуляторов, например, в процессе их циклирования, основанное на сравнении напряжения поочередно подключаемых для контроля аккумуляторов с эталонным напряжением, содержащее узел контроля на полупроводниковых элементах, отличающееся тем, что, с целью повышения качества и надежности контроля, узел контроля снабжен балансной системой с выходом на блокинг-генератор, а на его вход подключен канал стробирования.

2. Устройсгво по и. 1, отлива ошееся тем, что канал стробирования содержит селектор, формирователь импульса запуска, узел задержки стробирующего сигнала, формирователь стробирующего сигнала, усилитель и коммутирующее реле.

330501 юг. A

77 (П

v-ú — З (/-.

Состa в ит ель И. Найдкна

Техред T. Ускова

Корректор Е. Михеева

Редакгор А. Пейсоченко

Областная типография Костромского управлелия по печати

Заказ 1457 Изд. ¹ 305 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитепа по делам изобретений и открытий ири Совете М:пеистров СССР

Москва, Ж-35, Раушокая наб., д. 4/5

Автоматическое устройство для контроля напряжения при разряде аккул\уляторов Автоматическое устройство для контроля напряжения при разряде аккул\уляторов Автоматическое устройство для контроля напряжения при разряде аккул\уляторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх