Патент ссср 334869

 

Союз Советских (|ц 334869

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТПУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 04.04.69 (21) 1319834/23-4 (51) М. Кл. С 10l 10/00 с присоединением заявки №

Государственна|й комитет

Саввта Министров СССР па делам изобретений и открытий (32) Приоритет

Опубликовано 15.08.74. Бюллетспь № 30

Дата опубликования описания 16.12.74 (53) УДК 662.75(088,8) (72) Авторы изобретения П. И. Санин, С, Г. Арабян, В. В. leep, И. А. Холомонов, Ю. T. Гордаш, М. М. Алимова и В. В. Федонюк

Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева и Государственный союзный научно-исследовательский тракторный институт (71) Заявители (54) ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области получения присадок к топливу для двигателей внутреннего сгорания, Известна присадка для такого топлива на основе полиалюмооксанов и эфиров карбоновых кислот.

С целью повышения эффективности предлагается в присадку, состоящую из раствора полиалюмооксанов и эфиров карбоновых кислот в минеральном масле, добавлять Р-дикетон, например ацетилацетон, или эфир р-кетокислоты, например ацетоуксусный эфир. При этом оптимальной является присадка, содержащая, вес. :

Полиалюмооксаны и эфиры карбоновых кислот 16 — 25 р-Дикетон или эфир кетокислоты 1 — 5

Минеральное масло Остальное до 100.

Используемая в присадке смесь полиалюмооксанов со сложными эфирами является продуктом взаимодействия алкоголятов алюминия и карбоновых кислот состава С6 — Сз .

Лучшее количество введенной присадки

0,5 — 4 вес. %.

Новую присадку можно применять в составе топлива для обкатки двигателей внутреннего сгорания, чтс значительно сокращает время приработки двигателя, определяемое по достижении необходимого класса чистоты деталей двигателей.

Присадка после добавления стабилизатора, в качестве которого берут соединения типа ацетилацетона и ацетоуксусного эфира, не желатинизируется и не образует пленок и сгустков при хранении и эксплуатации.

10 Пример 1. Состав присадки, вес. ч.:

Смесь полиалюмооксанов и изопропилового эфира стеариновой кислоты в соотношении

1: 1 — 2 моль 25 — 32

15 Масло ДС-11 62 — 72

Ацетоуксусный эфир 3 — 4

При этом смесь полиалюмооксанов и изопрспилового эфира стеариновой кислоты, получают взаимодействием;изопропилата алюми20 ния и стеариновой кислоты, взятых в эквимолекулярным количестве. Готовая присадка содержит 1,7 — 1,9 вес. алюминия и не образует пленок и сгустков при хранении.

Пример 2. Состав присадки, вес. ч.:

25 Смесь полиалюмооксанов и изопропиловых эфиров жирных кислот в соотношении 1: 2 моль 22 — 30

Масло ДС-11 52 — 74

Ацетоуксусный эфир 4 — 5

334869 (ГОСТ 305 — 62), к которому их добавляли в количестве 2 — 3 вес, 70, на одноцилиндровой установке с дизельным двигателем

УИМ-6-НАТИ (ГОСТ 11637 — 65). Испытания проводили на режиме технологической обкатки и результаты сравнивали с данными, полученными на режимах технологической, а также длительной эксплуатационной обкаток двигателя на топливе без присадки. Качество

10 приработки сопряжения поршневые кольца— гильза цилиндра оценивали по изменению частоты рабочей поверхности гильзы цилиндра, по степени приработки колец в баллах, где высший балл 10 дается в том случае, если

15 кольцо полностью приработано, и по износу поршневых колец (по потере веса).

Результаты испытаний присадок по примерам 1 — 3 на двигателе УИМ-6-НАТИ приведены в табл. 1.

Таблица 1

Чистота поверхности гильзы цилиндра после обкатки

Потеря веса поршневых колец, мг

Приработка поршневых колец

Длительность испытаний, час

Топливо комплекта колец маслосъемных компрессионных класс чистоты первого комплекта колец маслосъемных компрессионных первого мк

13б

11б

12в

0,159

0,064

0,071

0,437

0,159

0,338

0,015

0,055

0,024

0,278

0,091

0,267

0,115

0,028

0,110

34,0

16,0

38,6

14,0

8,2

15,5

Без присадки

То же

С присадкой по примеру 1

То же по примеру 2

То же по примеру 3

20,0

7,8

23,1

8,2

2,4

8,4

62

О, 040

0,195

0,476

0,281

0,072

41,8

19,1

5,1 22,7

10,0 25,9

12б

0,031

0,506

0,096

0,219

0,410

45,1

19,2

Как видно из таблицы, качество приработки поршневых колец за время краткосрочной обкатки на топливе с присадками аналогично качеству приработки в процессе длительной обкатки (62 час) и значительно превосходит его за время краткосрочной обкатки колец на топливе ГОСТ 305 — 62 без присадки.

Прилегание поршневых колец при работе на топливе с присадками происходило по всей окружности кольца, так же как после длительной обкатки на обычном топливе, что 30 видно по блестящим, не имеющим следов механической обработки поясам на кольцах и значениям приработки, выраженным в баллах. На поршневых кольцах, работающих на обычном топливе, в течение 2 час не было 35 участков прилегания к цилиндру: поверхность колец была серая, следы механической обработки почти полностью сохранялись.

Износ поршневых колец, работавших на топливе с присадками, соответствовал износу 40

Смесь полиалюмооксанов и изопропиловых эфиров жирных кислот получают взаимодействием изопропилата алюминия со смесью жирных кислот, приготовленных окислением парафина. Соотношение изопропилата и кислот эквимолекулярно в расчстс на средний молекулярный вес кислот.

Пример 3. Состав присадки, вес. ч.:

Смесь полиалюмооксанов и изопропилового эфира олеиновой кислоты в соотношении 1: 3 35 — 45

Масло ДС-11 50 — 64

Ацетил ацетон 1,0 в 1,2

Смесь полиалюмооксанов и изопропилового эфира олеиновой кислоты получают взаимодействием изопропилата алюминия и олеиновой кислоты в соотношении 1: 2 моль.

Присадки, описанные в примерах 1 — 3, испытывали в составе дизельного топлива колец при длительной обкатке на обычном топливе.

То же самое можно, сказать и о приработке гильзы цилиндра. Следы от хонинговальной операции при работе на топливе с присадками, так же как и при длительной обкатке на обычном топливе, почти полностью исчезали, и чистота поверхности соответствовала классам чистоты V12a — V136. На поверхности гильз цилиндров, работавших 2 час на обычном топливе, эти следы полностью сохранялись, и чистота поверхности соответствовала классу чистоты V116.

Топливо ГОСТ 305 — 62, содержащее 2,4% присадки по примеру 1, испытывали на полноразмерном двигателе Д-37М (с непосредственным впрыском) в течение 1,5 час. Сравнительные испытания на обычном топливе проводили 1,5 и 41,5 час. Качество приработки оценивали аналогично. Результаты этих испытаний приведены в табл. 2.

334869

Таблица 2

Частота поверхности цилиндра после обкатки

Потеря веса поршневых колец. мг

Длительность испытаний, Приработка поршневых колец

Топливо час класс частоты компрессионных первого масло- комплексъемных та колец первого комплекта колец компрессионных маслосъемных мг

ГОСТ 305 — 62 с присадкой

ГОСТ 305 — 62

То же

0,024

6,0

1,5

18,7

37,0

0,042

0,102

0,080

0,182

12в

18,3

0,073

0,30

1,5

41,5

3,2

6,4

12,9

21,2

25,0

40,5

0,076

0,216

0,090

0,156

0,166

0,372

11а

12б

12,1

19,5

0,040

0,120

Составитель М. Золотарева

Техред А. Камышиикова

Редактор Л. Ильина

Корректор А. Дзесова

Заказ 32!6/2 Изд. № 1888 Тираж 537 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, К-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2

Топливо ГОСТ-305 — 62, содержащее 3,5 /о присадки по примеру 1 (присадка АЛП-2), испытывали на полноразмерных двигателях

СМД-14. Было установлено, что приработка поршневых колец на двигателях, работавших с присадкой при меньшем времени обкатки, значительно лучше, чем приработка поршневых колец на двигателях, работавших на топливе без присадки. То же топливо, но с содержанием 3 и 4 /О присадки по примеру 1 (присадка АЛП-2), испытывали на полноразмерных двигателях Д-108. Установлено, что опытная обкаточная присадка к дизельному топливу является эффективным средством ускорения приработки деталей цилиндро-поршневой группы, особенно компрессионных колец.

Таким образом, применение присадок к топливу с целью сокращения времени приработки деталей двигателей позволяет завершить приработку за время технологической обкатки и исключить или значительно сократить эксплуатационную обкатку, что только для парка тракторных двигателей даст значительный экономический эффект.

Предмет изобретения

1. Присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе полиалюмооксанов и эфиров карбоновых кислот, о тл и ч а10 ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности присадки, в ее состав введены р-дикетон, например ацетилацетон, или эфир р-кетокислоты, например ацетоуксусный эфир.

2. Присадка по п. 1, отличающаяся

15 тем, что в ее состав входят, вес. /О.

Полиалюмооксаны и эфиры карбоновых кислот 16 — 25 ф-Дикетон или эфир р-кетокислоты 1 — 5

Минеральное масло Остальное до 100.

Патент ссср 334869 Патент ссср 334869 Патент ссср 334869 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к присадкам к топливу, в частности к очищающей присадке к топливу, и топливу, включающему ее
Изобретение относится к производству брикетов на основе бурого угля с пониженным выбросом оксида серы при сжигании

Изобретение относится к составам топлива или смазочного средства, содержащих поли-1-Н-алкенамин в качестве присадки, улучшающей их диспергирующие свойства

Изобретение относится к добавке для улучшения свойств тяжелых масел и к тяжелым маслам, их содержащих

Изобретение относится к химической промышленности
Изобретение относится к области энергетики и нефтехимического синтеза, в частности к топкам теплоэлектростанций, двигателям внутреннего сгорания, турбореактивным двигателям, ракетным двигателям с углеводородным горючим и установкам нефтехимического синтеза

Изобретение относится к способу получения присадки, используемой для очистки моторного топлива

Изобретение относится к применению солей жирных кислот алкоксилированных олигоаминов общей формулы (I), при этом А означает группы алкилена с 2-8 атомами углерода, R означает группы алкила с 7-23 атомами углерода или однократно или многократно ненасыщенные группы алкенила с 7-23 атомами углерода, Z означает группы алкилена с 1-8 атомами углерода, группы циклоалкилена с 3-8 атомами углерода или группировки арилена или арилалкилена с 6-12 атомами углерода, m означает 0 или целое число от 1 до 5 и сумма всех переменных х равна 50-100% от (m+3), в качестве средства для улучшения смазывающих способностей нефтепродуктов, в частности бензинов и средних дистиллятов
Наверх