Устройство для гидрокаротажа скважин

 

"-© яхт >вни щ чтим т„.„... пат 3 и - о;ем„",;

387И3

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сома Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 15.!!.1972 (№ 1748112/26-25) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 21.Ч!.1973. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 19.Х.1973

М. Кл. Е 21b 47/ОО

G 0 l v 9/02

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 550,839:G22.241 (088.8) Авторы изобретения Г. С. Абдрахманов, Ф. Г. Арзамасцев, В. Н. Киселев, Г. Н. Просвиркин, Н. И. Рылов и А. Г. Зайнуллин

Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности

Заявитель

УСТРОИСТВО ДЛЯ ГИДРОКАРОТАЖА СКВАЖИ Н

Изобретение относится к области промыслово-геофизических исследований скважин и предназначено для гидрокаротажа скважин, например, с целью определения местоположения и характеристики поглощающих пластов.

Известное устройство для гидрокаротажа скважин, содержащее полый корпус с отверстиями в стенке, верхние и нижние опорные кольца, между которыми размещены упругие кольца, недостаточно работоспособно, так как упругие кольца в некоторых случаях раздувались давлением жидкости до касания стенок скважины и сходили со своих мест, в результате чего снижалась эффективность исследований.

Цель изобретения — повышение эффективности исследований.

Это достигается тем, что корпус выполнен с открытым нижним кольцом и снабжен золотниковым клапаном со штуцером, а опорные кольца снабжены ограничителями радиального перемещения упругих колец, причем верхние опорные кольца установлены на корпусе подвижно.

В результате повышается работоспособность устройства, так как при этом упругие кольца в транспортном положении утоплены и не задевают стенок скважины, а в рабочем положении их выдвижение огр,аничено.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства, общий вид.

Устройство состоит из полого корпуса 1 с отверстиями 2 в стенке, перекрываемыми зо5 лотниковым клапаном 8, размещенным в полости корпуса и имеющим проходной капал 4.

В этом канале установлен штуцирующпй элемент в виде шара 6, опирающегося па упоры

6. В стенке золотникового клапана 8 выполпе10 i ы отверстия 7, а на наружной поверхности с помощью винтов 8 прикреплены выступы 9, выходящие наружу корпуса 1 через прорези

10, выполненные в его стенке.

По обе стороны от отверстий 2 на корпусе

15 смонтированы штуцирующие узлы, состоящие из верхних опорных колец 11, установленных на корпусе с возможностью скольжения по нему, и соединенных с корпусом жестко нижних колец 12, между которыми размещено

20 упругое разрезное кольцо 18 (напримср, из пружинной стали), входящие в кольцевые проточки 14 опорных колец с коническими поверхностями, образующие ограничительные бурты 15, выполненные на их противолежа2Б щих торцах и служащих ограничителями раздвижения упругих разрезных колец 18. На концы корпуса 1 навинчены переводники 16 и

17 для соединения устройства с колонной труб.

30 Устройство работает следующим образом.

387113

20

30

З5

45

Составитель Э. Терехова

Техред Т. Курилко

Редактор А. Батыгин

Корректоры; Г. Запорожец н А. Васильева

Заказ 2804 7 Изд. № 695 Тираж 576 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-З5, Раушская паб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство без шара 5 устанавливают в колонне бурильных труб выше турбобура. Во время подъема колонны труб, например для смены долота, при необходимости определить местоположение, мощность, границы и характеристику поглощающегс пласта, например для выбора способа изоляции его, устройство останавливают ниже предполагаемого местонахождения исследуемого проницаемого пласта, сбрасывают внутрь труб шар 5 и по трубам закачивают жидкость. Последняя, встречая на своем пути препятствие в виде шара 5, создает в проходном канале 4 золотникового клапана 8 перепад давления, под действием которого золотниковый клапан 8 перемещается вниз до совмещения отверстий 7 в его стенке с отверстиями в стенке корпуса l. При этом выступы 9 золотпикового клапана 8 давят на верхние опорные кольца 11, и, перемещая их вниз, разжимают упругие разрезные кольца 18 в радиальном направлении до упора их краев в ограничительные бурты 15 опорных колец 11 и 12.

Закачиваемая по трубам жидкость через совмещенные отверстия 7 и 2 проходит в кольцевое пространство скважины. При этом упругие разрезные кольца И создают сопротивление проходу жидкости, что приводит к перепаду давления в кольцевом пространстве между этими кольцами и за ними. Когда прокачиваемая жидкость не поглощается, перепад давления не меняется. В случае же поглощения жидкости пластом перепад давления будет меняться пропорционально интенсивности поглощения. перемещая устройство в ту или иную сторону относительно поглощающего пласта, можно легко определить его границы, т. е. мощность. Если такое опробование провести последовательно по всему стволу скважины, то можно получить полную характеристику в проницаемых пластах по всему разрезу скважины. Возможность прохода жидкости через штуцирующий узел в виде шара 5 и упоров 5 позволяет беспрепятственно сливать жидкость из колонны труб при подь0ivte ее из скважины.

Предмет изобретения

1. Устройство для гидрокаротажа скважин, содержащее корпус, выполненный в виде перфорированного патрубка, установленные на корпусе верхние и нижние опорные кольца, между которыми размещены упругие KOJIbUà, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности исследования, корпус выполнен с открытым нижним концом и снабжен золотниковым клапаном со штуцером, а опорные кольца снабжены ограничителями пере5 мещения упругих колец.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхние опорные кольца установлены на корпусе подвижно.

Устройство для гидрокаротажа скважин Устройство для гидрокаротажа скважин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к геофизическим исследованиям
Наверх