Высокоскоростной бесконтактный электродвигатель постоянного тока

 

латеп, и СзгйО П И Е

ИЗОЬРЕтЕНИЯ

39800l

Союз СоветскихСоциалистимеских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 11.Х.1971 (№ 1705017/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 17.1Х.1973. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания 24.1.1974

М. Кл. Н 02k 29/02

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 621.313.292(088.8) Авторы изобретения

Н. П. Адволотки, Н. И. Лебедев и И. Е. Овчинников

Заявитель

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение Относится,к,высокоскоростным электроприводам.

Известны бесконтактные электродвигатели постоя нного тока, содержащие статор, двухфазная четырехсекционная обмотка которого подключена к источнику питания с помощью двух пар полупроводниковых ключей, управляющие цепи, каждой из,которых соединены с двумя выходами триггера, управляемого по сигналам датчика положения ротора, установленного с опережающей коммутацией в

45 эл. град, и реле реверса.

Недостаток такого электродвигателя заключается в том, что IIpII реверсе с одним комплектом чувствительных элементов датчика положения электромеханические характеристики правого и левого направлений вращения существенно отличаются. Установка нейтральной коммутации в высокоскоростных электродвигателях, обес1печива!Ощей идентичные характеристики при реверсе, невыгодна с энергетической точки зрения.

Изобретение устраняет указанный недостаток, обеспечивает идентичные характеристики при реверсе электродвигателя .с одним комплектом неподвижно установленных чуBcTBH тельных элементов датчика положения.

Поставленная цель достигается тем, что реле реверса выполнено многоканальным, связывающим каждый чувствительный элемент с обоими триггерами и управляющую це I! каждого пол) проводи пкОВОГО ключа Одн011 1!3 фаз с обоими выходамп соответствующего пм триггера.

На фпг. изображена электрическая схема соединен!и управляющих цепей для обеспечения левого направления вращения; па фиг. 2 — датчик положения ротора; на фнг. 3 изображена электрическая схема соединений

10 управляющих цепей для правого направления вращения.

Высокоскоростной бесконтактный электродвигатель постоянного тока выполнен следующим образом.

15 На статоре электродвигателя уложена двухфазная 1, 2 и 8, 4 четырехсекционная якорная обмотка (фпг. 1), которая с помощью двух пар полупроводниковых ключей, HBIIpIIмер транзисторных 5, 6 и 7, 8,,подключена к

20 источнику питания. Управляющие цепи каждого полупроводникового ключа, например 5, 6 одно!! пз фаз (1, 2) через многоканальное реле реверса 9 соединены с двумя выходамп

10, 11 триггера 12, например триггера Шмпд25 та с одним устойчивым состоянием.

Управляющие цепи полупроводниковых ключей 7, 8 соединены с выходами И, И триггера 15 напрямую. Входы триггеров 12 и

15 с помощью реле реверса 9 (каналы на чер30 теже не показаны) соединены с чувствитель39800i ными элементами 16, 17 датчика положения ротора 18, установленного с опережающей коммутацией в 45 э.г. град. Сдвиг между чувствнтельнымп элементами 16, 17 равен

90 эя. град, а для чстырехполюсной конструкции ротора гсометрпческггй сдвиг между ними составляет 45 гго,гг. град (фнг. 2).

Электродвигатель работает за счет поочередно! о В кл1очен11я транзисторных кл1очей> которые в каждой паре работают в противофазе, а сдвиг процессов в каждой паре составляет 90 эл. град, При изменениями направления вращения с левого на правое (фиг. 3) реле реверса 9 осуществляет переключение чувствнтелыгых элементов 16, 17 соответственно к триггерам 15, 12 и управлягощих цепей транзисторов 5, 6 соответственно к выходам 11, 10 триггера 12. Такие переключения в управляющих цепях обеспечивают при правом направлении вращения работу электродвигателя с опере кающей .коммутацией в 45 э.г. град без смещения датчика положения.

Для правого направления вращения из условия обеспечения опережающей коммутации чувствительные элементы 16, 17 долгкны быть сдвинуты в тогку 19, 20 на угол в 45 эл. град относительно точки нейтральной коммутации

21, 22 (фиг. 2). Однако при таком сдвиге оказывается, что чувствительный элемент в точке 20 располагается,на месте чувствительного элемента 1б, а чувствительный элемент

4 в точке 19 сдвинут относительно 17 на

180 эл. град. Поэтому для правого направления вращения необходимо на вход триггера

15 подключить чувствительный элемент 16, на

5 вход (12) — чувствительный элемент 17 (фиг, 3) при одновременном изменении порядка подключения выходов триггера 12 к транзисторным ключам 5, б на обратный, что эквивалентно сдвигу на 180 эл. град.

Предмет изобретения

Высокоскоростной беоконтактный электродвигатель постоя нного тока, содержащий ста15 тор, двухфазная четырехсекционная якорная обмотка кото рого подключена к источнику питания с помощью двух пар полупроводнико вых ключей, управляющие цепи каждой из которых соединены с двумя выходами тригге20 ра, у правляемого по сигналам чувствительного элемента датчи ка положения ротора, установленного с опережагощей коммутацией в

45 эл. град., и реле реверса, отличающийся тем, что, с целью получения идентичных ме25 ханических характеристик при реверсе, реле реверса выполнено многоканальным, связывающим каждый чувствительный элемент с обоими триггерами и управляющую цепь каждого полупроводникового ключа одной из фаз

30 с оооими выходами соответствующего им триггера.

39800i

Фиг. 2

Составитель В. Лозенкб

Тсхрсд Т. Курнлко

Редактор В. Фельдман

Коррсктор М. Лейзерман

Заказ 3723 5 Изд. 6 55 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4, 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Высокоскоростной бесконтактный электродвигатель постоянного тока Высокоскоростной бесконтактный электродвигатель постоянного тока Высокоскоростной бесконтактный электродвигатель постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Вптб // 395956

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям магнитоэлектрических генераторов тока торцевого типа, приводимых во вращение, например, ветровым лопастным колесом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам
Наверх