Прибор для измерения скорости самолета

 

М 42346

Класс 42с, 18

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО HA ИЗОБРЕТЕНИЕ .

ОП ИСЯНИЕ прибора для измерения скорости самолета.

К авторскому свидетельству А. Д. Надирадзе, заявленному 21 февраля

1933 года (спр. о перв. № 124325).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 марта 1935 года. (221) В приборе для измерения скорости самолета применено медленно вращающееся зеркало, расположенное перед объективом зрительной трубы и служащее для направления в последнюю лучей, идущих от земной поверхности. Для установки оси зрительной трубы в горизонтальное положение применен расположенный на трубе круглый пузырьковый уровень с непрозрачной жидкостью, снабженный зеркалом, отражающим в объектив зрительной трубы лучи света, прошедшие через воздушный пузырек уровня.

На чертеже фиг. 1 изображает схему, объясняющую принцип прибора; фиг. 2— схематически продольный разрез прибора; фиг. 3 — вид прибора сбоку; фиг. 4— продольный разрез уровня и фиг. 5 — видимое в окуляре поле зрения.

Прибор состоит из зеркала 1 (фиг. 2), помещенного в кожухе 10 и могущего в нем вращаться около горизонтальной оси, и скрепленной с кожухом зрительной трубы 18, снабженной объективом 2, сеткою 3 и окуляром 4 (фиг. 2) и монтированной шарнирно на ушке 17.

Для приведения зеркала 1 в равномерное вращение служит часовой механизм, вставленный в тот же кожух 10; стрелки

8 и 9 предназначены для определения угла поворота зеркала. Для управления часовым механизмом служит стержень 7 с кнопкою б, причем управление устроено так, как в секундомере, т. е. при последовательном нажатии на кнопку получается пуск механизма в действие, остановка его и приведение стрелки к нулевому положению. Снизу кожух 10 снабжен трубкой 11, закрытой стеклом.

К трубе 18 присоединен уровень, состоящий из двух помещенных в обойме

19 стекол 12 и 13 (фиг. 5), между которыми налит зачерненный тушью спирт, оставляющий пузырек 14 воздуха. Под стеклами помещены линза 15 и зеркало

16, расположенное под углом в 45 к оси уровня.

Прибор основан на следующем принципе. Если на равномерно вращающееся зеркало 1 падает луч света СО (фиг.1), то он дает зайчик, движущийся по горизонтальной плоскости АВ с переменною скоростью vÄ, зависящею в каждый данный момент от угловой скорости вращения зеркала, расстояния OD u угла а, на который к данному моменту луч света из положения OD, нормального к плоскости АВ, повернулся в положение ОК; если к этому времени зеркало 1 повернулось на угол р от своего нормального положения, то а=2р.

Если вместо источника С света помещен окуляр 4 зрительной трубы (фиг. 2) и мы наблюдаем через эту последнюю предметы на поверхности земли АВ, то, при движении самолета с равномерной скоростью v, наблюдающий в объектив будет получать такое we впечатление, как если бы самолет оставался неподвижным и все предметы, двигались под ним с равномерною скоростью v. При равномерной скорости вращения зеркала в сторону видимого передвижения наземных предметов наблюдателю будет последовательно казаться, что . а) сначала предметы движутся вниз (это будет казаться до тех пор v, (v); б) затем предметы на мгновение остановились (это случится в тот момент, когда скорость v,. сравняется со скоростью е, т. е. v, =v) и в) предметы начали двигаться вверх (когда стало

v, ) v). Для определения скорости самолета необходимо уловить момент, когда изображение предметов остановилось, т. е. когда скорость е движения самолета равна скорости v,, соответствующей скорости зайчика в тот же момент по схеме (фиг. 1). В этот момент наблюдатель нажимает на кнопку б и тем останавливает часовой механизм и зеркало. Зная угловую скорость вращения зеркала и высоту OD самолета и определив по циферблатам 8 и 9 угол р поворота зеркала (в начале вращения зеркало расположено под углом 45 к оптической оси и следовательно луч зрения OD перпендикулярен к плоскости АВ), наблюдатель легко определяет скорость v, в момент остановки зеркала и следовательно равную ей скорость самолета.

Для того, чтобы в момент наблюдения ось зрительной трубы была горизонтальна, наблюдают за тем, чтобы видимое в окуляр изображение 20 (фиг. 5) пузырька 74 (фиг. 4) уровня находилось на горизонтальнои нити сетки 3, для чего соответственным образом перемещают трубу 78 около шарнира ушка 77.

Предмет изобретения.

1. Прибор для измерения скорости самолета при помощи вращающегося зеркала, расположенного перед объективом зрительной трубы и служащего для направления в зрительную трубу лучей от наблюдаемого объекта, отличающийся тем, что зеркало 7 сочленено с часовым механизмом, предназначенным медленно поворачивать зеркало с равномерной скоростью и снабженным приспособлением для застопоривания зеркала с целью отсчета угла его поворота по наступлении момента остановки изображения объекта в поле зрения трубы.

2. В приборе по п. 1, с целью установки оси зрительной трубы в горизонтальной плоскости, применение расположенного на зрительной трубе круглого пузырькового уровня 72 с непрозрачной жидкостью, снабженного зеркалом 7б для направления в объектив зрительной трубы лучей света, прощедших через воздушный пузырек 74 уровня.

Е авторскому свидетельству А. Д. Надирадзе № 42346 нг. Й д М а я флг. E

43

/2 б

Эксперт Г . В. Варлих

Редактор В. 17. Волков

Корректор Н. В. Нел екко

Тип. Печатный Труд". Зак. 3409 — 400

Прибор для измерения скорости самолета Прибор для измерения скорости самолета Прибор для измерения скорости самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к классу электронно-оптических приборов, позволяющих определять параметры движения объекта или узла механизма, и может быть использовано в высокоточных быстродействующих системах дистанционного измерения линейной скорости, в системах ориентации и управления космическими и другими летательными аппаратами, а также в приборах и устройствах навигационных и геодезических систем

Изобретение относится к области измерительной техники и может найти применение в экспериментальной гидро- и аэродинамике, исследовании однофазных и многофазных сред, а также в промышленных технологиях, связанных с необходимостью невозмущающего контроля параметров механического движения

Изобретение относится к области измерения линейной скорости тел, осуществляющих перемещение в пространстве: космическом, воздушном, водном и т.п

Изобретение относится к угломерным измерениям, в частности к динамическим измерениям, представляющим собой периодическое измерение угла в определенные моменты времени, и может быть использовано для динамических измерений углов при помощи лазерного гироскопа с переменной подставкой (виброподвесом, зеемановской или фарадеевской подставкой), например, при измерении профиля железнодорожных путей скоростных железных дорог, а также в составе быстродействующих бесплатформенных инерциальных систем

Изобретение относится к области навигационных систем, а именно к прецизионным гироскопическим датчикам угловых скоростей

Изобретение относится к измерительной техникe и может быть использовано для определения углов ориентации и угловой скорости тел
Наверх