Устройство для моделиров.\ния рельефа дна

 

оювиеу

< ч. и ч векам т

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П

409240

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 24.1Х.1971 (№ 1702326/18-24) с присоединением заявки №вЂ”

Прио ритет—

Опубликовано ЗО.Х1.1973. Бтоллетепь ¹ 48

Дата опубликования описания 15Л 11,1974

Ч.1,.т. Ст 06@ 7/48

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытии

УДК 681.333 (088.8) Авторы изобретсния

М. Г. Когон и В. П. Петелин

Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА ДНА

Изобретение относптся к области электрического моделирования.

Известно устройство для моделирования рельефа дна, состоящее из физической модели рельефа, считывающего устройства, смонтированного на подвижной платформе, преобразо«ателя и индикатора видиосигналов.

Однако для такого устройства характерны сложность изготовления физической моделя рельефа дна и громоздкость подвижной плат- 1О формы с осветителем, фотоприемником и приводом.

Hpè имитации условий .придонного варианта пелагичсского промысла, необходимо одновременно получать информацию о рельефе дна не 15 только под килем судна, но и под тралом, движущимся зя судном и связанным с ним посредством тросов (ваеров).

Применение известного устройства для это- 20 го случая вызывает трудности, главные из которь1х необходимость набора физических моделей, имитирующих рельеф различной сложности, наличие второго столь же громоздкого подвижного считывающего устройства для 25

° определения, рельефа дна под тралом, а также дополнительное усложнение привода второго считывающего устройства, вызванное требованием соблюдения переменного расстояния между обоими считывающими устройствами ЗО прп изменении горзонтяльного расстояния между судном и тралом.

Цель изобретения — расширение клтсся решаемых задач.

Это достигается тем, что устройство содержит два неподвижных считывающих устройства, а рельеф дна представлен в виде набора чисел, загнисанных на перемешающемся носителе, например, перфоленте. Кяждос число определяет высоту пиков рельефа. а промежуток между числами в определенном масштабе соответствует расстоянию между соседнимп ппкамн. Изменение длины носителя, расположенного между считывающими устройствами, соответствующей горизонтальному расстоянию между судном и тралом. осуществляется по сигналу, поступающему от сумматора. Поддержание заданной длины носителя обеспечивается отрицательной обратной связью, состоящей пз реверсивного счетчика, подключенного через преобразователь к входу сумматора.

1-1я чертеже показана блок-схема устройства. (беата состоит из носителя 1 информации о рельефе дна, блоков 2 и 8 считывания, преобразователей 4 и 5 напряжение — частота, преобразователя б дискретных сигналов в видеопмпульсные, цифро-аналогового преобразователя 7, индикатора 8 на электроннолучевой трубке для отображения рельефа дна под тралом, регистратора 9 для записи рельефа дня

409240 под судном, ревер(сивного счетчика 10, цифроаналогового преобразователя 11, сумматора 12 аналоговых сигналов, режимного пс(реключателя 18 и кассет 14, 15.

Для Имитации рельефа дпа предварительно осуществляют установочный режим, з процессе которого длину носителя, расположенного между блоками считывания, уста навлпваю г пропорциональной горизонтальному расстоянию между судном и тралом. Для этото режимный переключатель переводят з положение А, а носитель перематывают на кассету 15, не Отсоединяя ее от кассеты 14. После перемотки длина Отрезка носителя становится минимальной. В реве(рсивноэ(cL(pTLIHKp IlocTQHklllo записано соответствующее этой длине число, которое преобразуется в аналого1ву!о форму в цифра-аналоговом лреобразователг и подается на вход сумматора.

Ня Второй вход сумматора подсзют яналОГОвый сигнал горизонтального расстояния между судном и тралом, находящийся в противофазе к сигналу, поступающему от цифро-аналогового преобразователя. В сумматоре этп сигналы складываются и результирующ(ий сигнал (поступает з преобразователь напряжение— частота, откуда он в виде импульсов соответствую!цсй частоты проходит в блок 8 считызаi1H8, где включает механизм протяжки носителя.

По мере выхода L кассеты 15 носитель образует между блоками 2 и 8 считывания петлкэ.

Одновременно прп прохождении через блок 8

НОСИТЕЛЯ OT Дс!ТЧИКЯ СЕ ПСРЕМСЩЕНИЯ ПОСТУпают импульсы на суммирующий вход реверсивного счетчика. В результате число на егвыходе увеличивается и соответственно возрастает сипна.7, поступающ гй в сумматор. Сигнал на выходе сумматора уменьшается, так ка. входные сигналы находятся в противофазе уменьшается частота упрл(зляющего сигналя, поступающего из преобразователя напряжение — частота в блок 8 считывания.

По мере увеличения петлп носителя число з реверсивном счетчике возрлстает до тех пор, пока соответствующий ему сигнал на входе сумматора не станет рагяым по величине сигналу горизонтального расстояния между судном и тралом. При этом нл выходе сумматорл

СПГНЯЛЯ Не ОКЯЗЫВЯЕТСЯ П .1РОТЯЭККЯ ПОСПТЕЛЯ через блок.8 прею!эсящается. Это происходит прн масштабном равенстве длины петли горизо!!Тальному расстоянию меж(ду суднам и траЛОМ. Н Я ЭТОМ РЕЭКИ М УСТЯНОВК(! 3 сl К Я k(Ч 1(I! 7 CTC k( и переключатель 18 переводят .в рабочее положение Б.

Нс1 ВХОДЫ ПрЕобрЛЗОВЯТЕЛЯ сЭ !(Сyс(Л(ЯТОpс! 1 подают сигнал скорости судна, совпадающий пo фазе с сигналом, поступающих; от преобрлзов;(тсля ll. В установочно с! режиме сигналы горизонтального расстояния между судном l: т(элг(оэ! и от преобразователя взаимно скомпепс,(poHakl((з сумматоре. поэтому сигнал сêîрости судна поступает на выход сумматор; бсз "-,÷åíåíèÿ. Это обусло:Ä7нзяст появле!(ПР

2,5 зо

ЗБ

5з но

65 (а выходах преобразователей 4 и 5 адекватных cHIналов, под действием которых (носител! синхронно протя(гивается через блоки 2 и 8 считывания, причем скорость протяжки определяется величиной сигнала скорости судна.

Участки носителя последовательно проходят блоки 8 и 2 считывания, соответственно имHтирующие приемники гидролокационных стаяций судна и трала. П(ри этом на выходах блоков считывания появляются дискретные сигналы, соответствующие числам, записанным на носителе. Эти сигналы поступают.в преобразователи б и 7 ди(скретных сигналов, где онн соответственно преобразуются в видеоим(пульсы и аналоговое напряжение. Впдеоимлульсы поступают з индикатор 8, на экра(не которого отображается рельеф дна под тралом. Анало(одное напряжение подается на вход регистратора 9, где записывается рельеф дна под килем судна.

Для поддержания постоянства петли носителя между блоками 2 и 8 введена оприцатсльная обратная связь, состоящая из реверсивного счетчика 10 и преобразователя 11. Она действует следующим Оорязом. Если петля узРлис!1!ВЯЕТСЯ За СЧЕТ УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ ПРОтяжки в блоке 2 считыва ния пли, наоборот, за счет возрастания скорости протяжки в блоке 8 считывания, то число на выходе реверсив,(olo счетчика 10 увеличи(вается. Это призодиг к нарушению ранее существовавшей взаимной компенсации сигнала горизонтального расстояния между судном и тралом и поступавшего с цифро-анало(гового,преобразователя 11.

Вследствие увеличения последнего сигнала, совпадающего по фазе с си(гналом скорости судна, на выходе сумматора 12 сигнал возрастает и скорость протяжки носителя через блок 2 считывания увеличивается, т. е. длина петли уменьшается, Уменышение,происходит до тех пор Io(<3 сигнал от ци фро-анало(го(вого преобразователя не станет равным по величине с!!Гналу,горпзо(!Таль(ного расстояния между судном и тралом.

Прн уменьшении петли обратная связь раоотаст аналогично, но с той разницей, что скорость протяжки носите,75(з блоке 2 считывания уменьшается.

С увеличением с!(гнала горизонтального расстояния между судном н тралом, находящегося в протиHoôàçå к сигналу скорости судна.

Ззс(ПМНЯ Я КОМ:IPHCÝЦНЯ ЕГО С СИТНЯЛОЪ! ОТ ЦИф ро-аналогового преобразователя нарушается., н рсзульт!!рх (0(цнй снГ(! Ял 1(а Выходе суъ(IBTopa уменьшается. Это приводит к снижени!о скорости протяжки в блоке 2 считывания относ(!Тел! Ню блока 8, т. е. петля увеличивается.

У|велнченне петли происходит до тех(пор пока нг лл !(H выходе цпфро-я(нллоговото преоб(раЗОВ(!ТЕ:(с! НЕ СРаВНЯЕтСЯ (IO НЕЛПЧИНЕ С СИГНЯлом горизонтального расстояния между судном !! тралом.

Прн уменьшении CH(k(aла горизонтального рясстоя!(Ня между судном и тралом соответстзнэн(сс смсньшенпе вс,.!Пч!(н!>1 петли происхо409240

Предмет изобретения

Составитель Е. Тимохины

Ре)(актор Т, Рь)балова Техреду Т. Миронова )хоррск(ор И. Позняковская

Зак(!.! );97 и д ))о !)0Я,,I р:!. .; <).).; Под(п(снос .1()111И)111 Государствен((ого комнт! ); (: )и,:) .()" !.н, ы)): (,(. (..Ð

IlO Д(. .7(!М НЗООРет(i!Ilkl I! ))7!:, ): НН

)(1осква,,));-35, 1ааушскан !l!б)., л. . л 1 :.! . )(Ос)Р()х)(к!). () ) I!(l I.",. i !!I!i! II i i! (с. !l стн, I!)).!с,; ! . ll!,! ..н!))кн!)с 7i) f t)!! !l дит аналогично за счет увеличения скорости протяжки носителя з блоке 2 считывания.

Устройство для моделирова)ния рельефа дна, содержащее блок считывания и 77реоб(разователь дис(кретных сигналов в видеоим!пульсные, соединенный с индикатором, отличающееся тем, что, с целью расширения класса решаемых задач, оно содержитдопол(нительный блок считывания, преобразователи напряжение— частота, подключенные к блокам считывания, последовательно соединенные сумматор, первый цифро-аналотовый преоб)разователь .и ре5 вгрсивный счетчик, к (входам которого подключены первые выходы блоков считывания, вторые выходы которых, соединены соответственно с преобразователем .дискретных сигналов в видеоимпульсные и со вторым .цифро-аналого10 вым преобразователем, а входы преобразователей наспрян ение — частота через переключатель соединены с выходом сумматора.

Устройство для моделиров.\ния рельефа дна Устройство для моделиров.\ния рельефа дна Устройство для моделиров.\ния рельефа дна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для ранговой идентификации входных сигналов

Изобретение относится к аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для моделирования опытных и промышленных установок при производстве лимонной кислоты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для аналогового физико-математического моделирования линейных, нелинейных и нелинейно-параметрических электрических машин

Изобретение относится к автоматике и аналоговой вычислительной технике и может быть использовано для построения аналоговых вычислительных систем

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в аналоговых вычислительных машинах

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в аналоговых вычислительных машинах

Изобретение относится к области автоматики и аналоговой вычислительной техники и может быть использовано, например, для построения функциональных узлов аналоговых вычислительных машин, средств регулирования и управления

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано в аналоговых вычислительных устройствах

Изобретение относится к области вычислительной техники и может найти применение при проектировании сложных систем

Изобретение относится к области вычислительной техники и может найти применение в сложных системах при выборе оптимальных решений из ряда возможных вариантов
Наверх