Рейсмус

 

6-.; оеатент:" о = ",:- о,дд

ОП ИСА И

ИЗОБРЕТЕН И

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 30.06.72 (21) 1803188/25-28 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет

Опубликовано 25.04.74. Бюллете! ь № 15

Дата опубликования описания 23.09.74

;5! ) М. Кл. В 25h 7/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Il0 делан изооретеннй н открытий

,53) УД1 531.714:621.751 (088.8) (72) Л!г! Ор и 3 о о D сто ! и 5!

Н. С. Иванов (71) Заявитель (54) РЕЙСМУС

Изобретение относится к измерительно-разметочной технике, а именно к устройствам для разметки монтажного припуска секций и блоков при постройке корпуса судна.

Известны рейсмусы, содержащие штангу с керном и подвижной вдоль штанги бегунок, на площадке которого нанесено перекрестие штрихов, представляющее собой след пересечения двух плоскостей — вертикальной и горизонтальной.

Однако во время работы известным рейсмусом контроль за его положением ведется только вдоль секции (блока), а относительно диаметральной плоскости и основной линии судна положение рейсмуса не контролируется. Фактическое пространственное положение рейсмуса таково, что он находится под углом к диаметральной плоскости и основной линни судна, а это дает погрешность в опрсдслснии линии реза монтажного припуска.

Цель изобретения — повысить точность разметки.

Для этого рейсмус снабжен жестко связанной с бегунком и расположенной параллельно основной площадке дополнительной площадкой с перекрестием штрихов, каждый штрих которого расположен параллельно соответствующему штриху перекрестия бегунка.

На чертеже изображен предлагаемый рейсмус, вид спереди с частичным разрезом, вид сверху и сечение Л вЂ” Л.

Предлагаемый рейсмус состоит из штанги 1 с чертилкой (илп керном) 2, закрепленной винтом 3. На штанге 1 с возможностью перемещения вдоль цее установлен бегунок 4, фиксируемый с помощь î вин!а 5. На площадке бегунка 4 нанесено перекрестие из двух штрихов — вертикального 6 и горизонтального 7

10 (показаны тонкими линиями) . Перекрестие представляет собою след пересечения вертикальной и горизопталы ой плоскостей с площадкой бегунка и наносится очень точно в лабораторных условиях. Рейсмус снабжен до15 полнительной площадкой 8, жестко связанной с бегунком 4, параллельно его площадке. На площадке 8 т!!кже нанесено перекрестие из двух штрихов — — вертикального 9 и горизонтального 10 (показань: жирными линиями) .

Вертикальный 111rpIIx 9 площадки 8 расположен в той же плоскости, что и вертикальный штрих 6 бегунка 4. а горизоптальньш штрих

10 — в той же плоскости, что и горизонталь25 ный штрих 7 бегунка 4, т. е. вертикальные штрихи площадки 8 и бегунка 4 расположены

B об!цей вертикальной плоскости и параллельно один другому, а горизонтальные штрихи— в общей горизонтальной плоскости и также

30 параллельно один другому.

424700

Для облегчения визуального совмещения (во время работы) перекрестий бегунка 4 и площадки 8 площадка 8 выполнена прозрачной, например из оргстекла. Кроме того, пло. щадка 8 имеет круглое сквозное отверстие а с центром в точке пересечения вертикального и горизонтального штрихов, а перекрестия бегунка 4 и площадки 8 имеют различный цвет.

Работа осуществляется следующим образом.

На рейсмусе между острием керна и перекрестием бегунка устанавливают расстояние, равное расстоянию от оси зрительной трубы теодолита (расположенной в плоскости, перпендикулярной основной линии и диаметральной плоскости) до точки на секции, определяющей габариты секции, а затем прикладывают рейсмус вдоль секции и совмещают перекрестие зрительной трубы теодолита с перекрестиями бегунка 4 и площадки 8 путем изменения положения рейсмуса. При совмещении горизонтального штриха 7 бегунка 4 и горизонтального штриха 10 площадки 8 с горизонтальным штрихом перекрестия зрительной трубы теодолита обеспечивается параллельность штанги 1 рейсмуса основной линии судна, а при совмещении вертикального штриха

6 бегунка 4 и вертикального штриха 9 площадки 8 с вертикальным штрихом перекрестия зрительной трубы теодолита достйгается параллельность штанги 1 диаметральной плоскости, благодаря чему повышается точность определения точек реза монтажного припуска.

После совмещения указанных трех перекрестий керном 2 отмечают точку реза монтажного припуска.

Перемещая рейсмус по периметру секции, отмечают таким образом точки реза с некоторым шагом между ними (величина шага зависит от кривизны обводов корпуса судна), 10 соединяют точки реза между- собой линейкой и получают линию реза монтажного припуска.

Предмет изобретения

Рейсмус для разметки линии реза монтажного припуска секций и блоков по их контуру

20 при постройке корпуса судна, содержащий штангу с керном и подвижной вдоль штанги бегунок с нанесенным на его площадке перекрестием штрихов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности разметки, он

25 снабжен жестко связанной с бегунком и расположенной параллельно основной площадке дополнительной площадкой с перекрестием штрихов, каждый штрих которого расположен параллельно соответствующему штриху пере30 крестия бегунка.

424 i00

А

5 (Г

Составитель Л. Кениг

Корректор Н. Аук

Техред А. Камышникова

Редактор О. Стенина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2467/10 Изд г, е 820 Тираж 837 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5

Рейсмус Рейсмус Рейсмус 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике нанесения маркировочных надписей на ярлыки, бирки, номерные шильдики и может быть применено в любой области промышленности для обеспечения надежной маркировки грузов, транспортируемых на дальние расстояния Характерной особенностью маркировочной бирки является то, что нанесение надписей на нее производится в два приема

Изобретение относится к области ручной механической маркировки изделий путем нанесения углублений маркировки

Изобретение относится к области чертежных и разметочных инструментов - к устройствам для разметки центра торцев цилиндрических валов, круглых заготовок, окружностей и дуг окружностей с неизвестным центром

Изобретение относится к способам разметки и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к технологии машиностроения, к способам разметки стыковки труб
Наверх