Коробка перемены передач

 

° 1 н; е4. 1,, Ori ИСАЙЙЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ и> 435395

"-îàç Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 24,03.70 (21) 1418699/25-28 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.07.74. Бюллетень ¹ 25

Дата опубликования описания 21.11.74 (51) М. Кл. F 16h 3/12

Гааударатаеннын1 намнтет

Соната Мнноотрао СССР оо делам нзооретоний и атнрытнЯ (53) УДК 621.833.15 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. М. Пестунов и 10. В, Лебедев (71) Заявитель

Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения (54) КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к коробкам перемены передач.

Известна коробка переменных передач, содержащая параллельно расположенные ведущий и ведомый валы с установленными на них несколькими парами постоянно зацепляющихся зубчатых колес, при этом колеса ведомого вала снабжены роликовыми шпонками, и механизм переключения передач, содержащий вал, взаимодействующий со шпонками, поочередным включением их изменяется передаточное отношение.

Недостатком известной коробки перемены передач является невозможность автоматического переключения скоростей.

С целью исключения этого недостатка ведомый вал выполнен пустотелым с пазами, в которых установлены роликовые шпонки, а коробка снабжена поворотным кулачковым валом, являющимся валом механизма переключения, входящим в отверстие пустотелого вала, и взаимодействующим с роликовыми шпонками и пружиной, одетой на кулачковый вал и закрепленной на нем одним концом, а другим — на ведомом валу.

На фиг. 1 изображена предлагаемая коробка перемены передач, продольный разрез; на фиг. 2 и 3 — поперечное сечение по кулачковому валу, показывающее взаимодействие роликовых шпонок с кулачками соответственно углу поворота кулачкового вала относительно ведомого вала а или а1.

Коробка перемены передач содержит корпус 1, в котором на подшипниках установле5 ны ведущий 2 и ведомый пустотелый вал 3, на валах укреплены цилиндрические зубчатые колеса, образующие передачи 4 — 5; 6 — 7;

8 — 9; 10 — 11; 12 — 13; 14 — 15.

Ведущие шестерни закреплены иа валу 2 и

10 находятся в,постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, которые поочередно соединяются с валом 3 через роликовые шпонки 16, установленные в пазах пустотелого ведомого вала 3.

15 На гладкий участок кулачкового вала 17 коробки передач одета цилиндрическая пружина 18, закрепленная на нем одним концом, а другим — на ведомом пустотелом валу 3, передающая крутящий момент нагрузки.

20 Кулачковый вал 17 входит в центральное отверстие ведомого пустотелого вала 3 с кулачками, расположенными по винтовой линии.

При передаче крутящего момента от веду25 щего вала 2 к ведомому валу 3 пружина 18 закручивается тем сильнее, чем больше крутящий момент нагрузки.

В результате кулачковый участок вала 17 поворачивается относительно пустотелого ве30 домого вала 3.

435395

Передача крутящего момента минимального значения вызывает поворот вала 17 относительно вала 3 на угол а.

Роликовая шпонка 16 обеспечивает передачу нагрузки, и ведомый вал вращается со скоростью, определяемой передаточным отношением шестерен 4 —:5.

Все остальные ведомые шестерни в этот период не соединены с валом 3 и вращаются вхолостую, так как их роликовые шпонки не опираются на выступ кулачка вала 17.

Последующее увеличение крутящего момента нагрузки вызывает дальнейшее закручивание пружины 18 и увеличение угла поворота до ач вала 17 относительно ведомого вала 3.

Роликовая шпонка 16 сходит с выступа профиля кулачка и освобождает шестерню 5.

Передача 4 — 5 выключается. Одновременно происходит включение передачи 6 — 7, так как шестерня 7 при дальнейшем повороте кулачкового вала 17 соединяется с валом 3.

Все остальные ведомые шестерни отключаются и вращаются вхолостую.

Последующее возрастание крутящего момента наргузки вызывает выключение передачи 6 — 7 и включение передачи 8 — 9 и т. д.

Возвращение системы в исходное положение осуществляется снижением крутящего момента нагрузки.

5 Предмет изобретения

Коробка перемены передач, содержащая параллельно расположенные ведущий и ведомый валы с установленными на них несколь10 кими парами постоянно зацепляющихся зубчатых колес, при этом колеса ведомого вала снабжены роликовыми шпонками, и механизм переключения передач, содержащий вал, взаимодействующий со шпонками, поочеред15 ным включением их изменяется передаточное отношение, отличающаяся тем, что, с целью автоматического переключения передач, ведомый вал выполнен пустотелым с пазами, в которых установлены роликовые шпон20 ки, а коробка снабжена поворотным кулачковым валом, являющимся валом механизма переключения, входящим в отверстие пустотелого вала, и взаимодействующим с роликовыми шпонками и пружиной, одетой на кулач25 ковый вал и закрепленной на нем одним концом, а другим — на ведомом валу.

435395

6 73 77,9

Ч (О Ю 6 фиг. l фиг.,У фиг, Г

Составитель Н. Левицкая

Техред Е,. Селезнева

Редактор E. Сотник

Koppexzop Н. Учакина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3160/12 Изд. № 984 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5

Коробка перемены передач Коробка перемены передач Коробка перемены передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может найти применение в различных механизмах, где необходимо обеспечить стопорение от вращения вала
Наверх