Способ контуровки секций и блоков корпуса судна

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и)) 482344

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.06.72 (21) 1803835/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 26.11.75 (51) М. Кл. В 63b 9/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений

И ОТКРЫТИЙ (53) УДК 629.12.002. .011:621.751:

:535.8 (088.8) (72) Автор изобрстения

Н. С. Иванов (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТУРОВКИ СЕКЦИЙ И БЛОКОВ

КОРПУСА СУДHA

Изобретение относится к судостроению.

Известны способы контуровки секций и блоков корпуса судна в чистый размер с помощью измерителя и теодолита, расположенного за пределами монтажного припуска, путем центровки его над контролируемой линией, например диаметральной плоскостью или основной линией судна, установки оптической оси теодолита в плоскости, параллельной монтажному стыку, замера расстояния от этой плоскости до точки, определяющей габариты секции (блока) и отметки точки реза по периметру секции (блока).

Цель изобретения — повышение точности и осуществление контуровки секций (блоков) на наклонном стапеле.

Это достигается тем, что перед установкой оптической оси теодолита в плоскости, параллельной монтажному стыку, отмечают положение горизонтальной плоскости по трем точкам, одну из которых наносят на вертикальном продолжении контролируемой линии, определяют угол наклона секции (блока) и отмечают проекцию этого угла на вертикальном продолжении контролируемой линии, возвращают зрительную трубу теодолита в горизонтальное положение и наклоняют теодолиг вместе с основанием, на котором он установлен, до совпадения оптической оси теодолита с отметкой угла наклона секции (блока) на вертикальном продолжении контролируемой линии, после замера расстояния от плоскости, параллельной монтажному стыку, до точки на секции (блоке), определяющей ее габариты, откладывают замеренное расстояние на измерителе, например рейсмусе, между керном и подвижным вдоль рейсмуса перекрестием в виде следа пересечения горизонтальной и вертикальной плоскостей, вынесенного на две параллельные площадки, а при отметке точек реза совмегцают перекрестие теодолита с перекрестием обеих площадок рейсмуса.

На фиг. 1 аксонометрически показана окон15 турованная днищевая секция; на фиг. 2 край этой секции с установленным на ней теодолитом, вид сверху; на фиг. 3 — измеритель, предназначенный для отметки на секции (блоке) точек реза монтажного прппу20 ска; на фиг. 4 — фундамент под теодолит.

Описываемый способ осуществляют следующим образом.

Берут теодолит 1 (без штатива), например, марки ТБ-З, и устанавливают его на фундаменте 2 так, чтобы теодолит был расположен за пределами монтажного припуска. Фундамент 2 выполняют таким образом, что его верхнее основание 3 имеет возможность продольного, поперечного перемещения и наклоЗО на вдоль секции (блока).

Центруют теодолит 1 над контролируемой линией (в данном случае диаметральная плоскость — линия ДП на фиг. 1), для чего устанавливают его в горизонтальное положение, перемещением верхнего основания 3 фундамента 2 совмещают осевую линию оптического отвеса теодолита с продолжением линии

ДП, а штрих-пунктирную вертикальную линию теодолита — с линией ДП на противоположном теодолиту конце секции (блока).

Отмечают положение горизонтальной плоскости по трем точкам, одну из которых наносят на вертикальном продолжении контролируемой линии, например точку Л на поперечной переборке 4, а две другие точки В и С могут быть отмечены на вертикальных стойках 5, расположенных симметрично относительно контролируемой линии.

Определяют угол наклона секции (блока) и отмеча1от проекцию этого угла а (точкой

Г) на вертикальном продолжении контролируемой линии.

Возвращают зрительную трубу теодолита 1 в горизонтальное положение (до совмещения горизонтального штриха зрительной трубы с точкой Л на вертикальном продолжении ДП) и наклоняют теодолит вместе с основанием 3, на котором он установлен, до совпадения оптической оси теодолита с отметкой (точкой

Г) угла а наклона секции (блока) на вертикальном продолжении контролируемой линии

ДП.

При этом теодолит оказывается установленным под углом, соответствующим углу наклона секции.

Затем устанавливают оптическую ось теодолита 1 в плоскости, параллельной монтажному стыку (на фиг. 2 показан след Π— О этой плоскости), путем разворота теодолита вокруг вертикальной оси на 90 .

После этого замеряют расстояние от этой плоскости до точки на секции (блоке), определяющей ее габариты, откладывают замеренное расстояние на измерителе, например рейсмусе, между керном 6 и подвижным вдоль рейсмуса перекрестием в виде следа пересечения горизонтальной и вертикальной плос482344 костей 7 и 8, вынесенного на две параллельные площадки 9 и 10, подвижные вдоль штанги 11.

Затем отмечают по периметру секции (бло5 ка) точки реза монтажного припуска, совмещая перекрестие теодолита с перекрестием обеих площадок рейсмуса.

Предмет изобретения

lo Способ контуровки секций и блоков корпуса судна в чистый размер с помощью измерителя и теодолита, расположенного за пределами монтажного припуска, путем центровки его над контролируемой линией, установ15 ки оптической оси теодолита в плоскости, параллельной монтажному стыку, замера расстояния от этой плоскости до точки, определяющей габариты секции (блока), и отметки точек реза по периметру секции (блока), о т20 л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и осуществления контуровки секций (блоков) на наклонном стапеле, перед установкой оптической оси теодолита в плоскости, параллельной монтажному стыку, отмечают

Ж положение горизонтальной плоскости по трем точкам, одну из которых наносят на вертикальном продолжении контролируемой линии, определяют угол наклона секции (блока) и отмечают проекцию этого угла на вертикальзО ном продолжении контролируемой линии, возвращают зрительную трубу в горизонтальное положение и наклоняют теодолит вместе с основанием, на котором он установлен, до совпадения оптической оси теодолита с отметЗ5 кой угла наклона секции (блока) на вертикальном продолжении контролируемой линии, после замера расстояния от плоскости, параллельной монтажному стыку, до точки на секции (блоке), определяющей ее габариты, 40 откладывают замеренное расстояние на измерителе, например рейсмусе, между керном и подвижным вдоль рейсмуса перекрестием в виде следа пересечения горизонтальной и вертикальной плоскостей, вынесенного на две

45 параллельные площадки, а при отметке точек реза совмещают перекрестие теодолита с перекрестием обеих площадок рейсмуса.

482344

Составитель В. Румянцев

Редактор А. Купрякова Техред Т. Миронова Корректор В, Брыксина

Заказ 2929/7 Изд. № 1756 Тираж 529 ПодписноЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Способ контуровки секций и блоков корпуса судна Способ контуровки секций и блоков корпуса судна Способ контуровки секций и блоков корпуса судна Способ контуровки секций и блоков корпуса судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к измерительной гидромеханике корабля и плавучих инженерных сооружений и касается конструирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых испытаний моделей в опытовом бассейне

Изобретение относится к судостроению, а именно, к способам контроля скорости при эксплуатации судов, и может быть использовано при создании экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов

Изобретение относится к морскому транспорту и касается конструирования опытовых бассейнов

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и касается проектирования оборудования для проведения гидродинамических и ледовых исследований моделей судов в ледовом опытовом бассейне

Изобретение относится к способам погрузки крупногабаритного, тяжелого оборудования в помещении объектов, которые имеют наружный корпус, может быть использовано в машиностроении, судостроении, химической, авиационной, ракетной и т.п
Наверх