Газодинамическая опора

 

- йИ

ОП ИСА НИ Е

ИЗОБРЕТЕИИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ORTS,: ° (ii) 488026

Союз 0еветских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.04.73 (21) 1905810, 25-27 (51) М. Кл. F 16с 17,04 с присоединением заявки М

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Ilo делам наобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.10.75. Бюллетень Хо 38

Дата опубликования описания 02.02.76 (53) УДК 621.822.2 (088.8) (72) iв-.op;» нзобретешгя

A. С. Вахменин, В. А. Горшков, А. A. Шмелев

Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) ГАЗОДИНА1ЧИЧЕСКАЯ ОIIOPA

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов.

Известна газодинамическая опора, содержащая вращающуюся пяту и неподвижный подпятник, снабженный спиральными канавками.

Предлагаемая опора отличается от известной тем, что подпятник выполнен составным из периферийной части и центральной, имеющей возможность поворота вокруг оси и осевого перемещения.

Причем центральная часть подпятника может быть подпружинена или соединена с шаговым электродвигателем.

Такое выполнение опоры позволяет улучшить ее эксплуатационные качества и уменьшить пусковой момент.

На фиг. 1 изображена предлагаемая газодинамическая опора, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг.

3 — то же, при смещенном положении центральной части подпятника.

Опора содержит вращающуюся пяту 1, неподвижный подпятник, снабженный спиральными канавками и выполненный составным из периферийной части 2 и центральной части

3, имеющей возможность поворота вокруг оси и осевого перемещения. Центральная часть подпятника соединена с исполнительным механизмом 4, в качестве которого может быть использован либо упругий элемент (например винтовые или плоские пружины), либо шаговый электродвигатель.

В случае использования упругого элемента пята 1 в статическом положении (т. е. прн отсутствии вращения) опирается на центральную часть 3 подпятника, которая за счет упругого элемента выступает над плоской рабочей поверхностью неподвижной периферийной части 2 подпятника (как показано на фиг. 1 пунктиром). Запуск и разгон пяты 1 в режиме сухого трения происходит на центi5 ральной части 3, имеющей значительно меньший наружный диаметр, чем периферийная часть 2. Этим обусловлено существенное снижение момента сопротивления и потребляемой .мощности привода в пусковом режиме.

При достижении пятой 1 некоторой скорости вращения давление газа в центре подпятника, создаваемое за счет нагнетательного действия спиральных канавок на поверхности подпятника, возрастет настолько, что упругий элемент сжимается и центральная часть 3 утапливается до упора своим буртиком в периферийную часть 2 подпятника. Величина рабочего зазора между подпятником и пятой самоустанавливается в зависимости от веса

488026

Формула изобретения

А -A

Й.г. 1

Сосгавитель И. Крылова

Техред М. Семенов

Корректор Л. Котова

Редактор Л. Василькова

Заказ 3271,2 1 1зд. K 1590 Тираж 859 Подписное

ЦНИППИ Государсгвснного комитета Совета . :гинистров СССР

IIo делам изоссре",еинй и открытии, госивн, 2К-З5, аугиская наб., д. 4,5

Типография, пр. Сапунова, 2 пяты, скорости вращения, параметров подпятника и газовой среды.

В случае использования в качестве исполнительного механизма 4 шагового электродвигателя с изменением условий работы (увеличение или уменьшение нагрузки) можно, подавая определенное количество электрических импульсов на шаговый электродвигатель, развернуть центральную часть 3 подпятника на некоторый угол и тем самым изменить месторасположение границы компрессора и уплотнительного пояска (вместо окружности радиуса R> она будет проходить по окружности радиуса Кь а канавки на центральной части 3 подпятника и его периферийной части 2 будут располагаться в шахматном порядке). В соответствии с этим изменятся характеристики подшипника: с уменьшением радиуса окружности, по которой проходит граница компрессора и уплотнительного пояска, возрастет несущая способность и жесткость подшипника, а также и момент сопротивления его.

Кроме того, на указанные характеристики оказывает влияние и ширина спиральных канавок, которую можно изменять, развернув центральную часть 3 подпятника относительно периферийной части 2 так, чтобы их канавки только частично перекрывали друг друга. Переменная ширина канавок становится

5 дополнительным фактором в регулировке параметров опоры в процессе работы.

1. Газодинамическая опора, содержащая вращающуюся пяту и неподвижный подпятник со спиральными канавками, отличающ а я с я тем, что, с целью улучшения

15 эксплуатационных качеств опоры, подпятник выполнен составным из периферийной части и центральной, имеющей возможность поворота вокруг оси опоры и осевого перемещения.

2. Опора Iio 11. 1, oT;Iпчающаяся тем, 20 что, с целью уменьшения пускового момента, центральная часть подпятника подпружинсна.

3. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что центральная часть подпятника снабжена

25 приводом, например шаговым электродвигателем.

Газодинамическая опора Газодинамическая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами и может быть использовано в разнообразных отраслях промышленности, и в частности в холодильной технике: для холодильных машин, для работы на маловязких жидкостях, смазываемый маловязкими жидкостями, работающий на хладагентах, работающий в условиях смазки маловязкими жидкостями

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоскоростных механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве ручных машин вращательного действия с низким уровнем виброактивности

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашинах, например турбокомпрессорах, в том числе, в качестве ремонтного комплекта
Наверх