Фрикционный вариатор скорости

 

(ii) 494549

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз. Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.09.70 (21) 1473321/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.12.75. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 20.02.76 (51) М. Кл. F 1611 15/50

Государственный комитет

Совета Министров 000Р по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.83.06 (088.8) (72) Автор изобретения

П. С. Владимиров (7I) Заявитель (54) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в качестве вариатора скорости в приводах станков и различных машин.

Известны фрикционные вариаторы скорости, выполненные по соосной схеме и содержащие ведущий вал с двумя установленными на нем раздвижными в осевом направлении коническими колесами, контактирующими с двумя коническими сателлитами, находящимися в контакте между собой и имеющими выпуклое наружное основание, контактирующее соответственно с вогнутой рабочей поверхностью двух наружных колес, раздвижных в осевом направлении и связанных с механизмом регулирования скорости, а также корпус, в котором смонтированы ведущий и ведомый валы.

В таких вариантах оси сателлитов вращаются вокруг оси вариатора, что при повышении передаваемой удельной мощности за счет увеличения числа оборотов ведущего вала влечет к возникновению больших центробежных сил, неблагоприятно сказывающихся на работе вариатора.

Цель изобретения — повышение передаваемой удельной мощности. Для этого предлагаемый вариант снабжен втулкой, установленной на ведущем валу с возможностью осевого перемещения относительно него, на втулке свободно смонтированы конические колеса, одно из которых снабжено упором с винтовой поверхностью переменного шага, взаимодейст5 вующим с шипом, смонтированным на втулке, оси сателлитов соединены с корпусом вариатора, а одно из центральных колес с вогнутой рабочей поверхностью жестко смонтировано на выходном валу, другое соединено с ним по10 средством механизма регулирования скорости.

Кроме того, механизм регулирования скорости выполнен в виде зубчатого дифференциального механизма, два центральных колеса

15 которого с одинаковым числом зубьев соединены соответственно с центральными колесами вариатора (одно — жестко с колесом, установленным на выходном валу, другое — посредством винтового соединения) и через зуб20 чатые сателлиты, установленные на общей оси в свободно вращающемся водиле, взаимодействуют с двумя другими центральными колесами дифференциального механизма, имеющими также одинаковое число зубьев, одно

25 из которых жестко смонтировано в корпусе вариатора, а другое кинематически связано с приводом механизма регулирования скорости.

Такое конструктивное решение за счет уве30 личения числа оборотов ведущего вала позво494549

10 ляет повысить передаваемую удельную мощность вариатора.

На фиг. 1 показан предлагаемый фрикционный вариатор скорости; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.

В корпусе 1 смонтированы ведущий вал 2 и ведомый вал 3. На ведущем валу 2 установлены раздвижные в осевом направлении конические колеса 4 и 5, контактирующие с двумя коническими сателлитами 6 и 7, находящимися в контакте между собой и имеющими выпуклое наружное основание. Сателлит 6 выпуклым наружным основанием контактирует с наружным колесом 8, имеющим вогнутую рабочую поверхность, а сателлит 7 — с наружным колесом 9, имеющим также вогнутую рабочую поверхность. Колеса 8 и 9 раздвигаются и сдвигаются в осевом направлении посредством механизма регулирования скорости.

Оси сателлитов 6 и 7 соединены с корпусом 1 посредством деталей 10 — 14. Колеса 8 и 9 соединены с ведомым валом 3.

Соединение колес 4 и 5 с ведущим валом 2 может быть выполнено, например, посредством свободной установки их на втулке 15, связанной с ведущим валом 2 шлицевым соединением с возможностью осевого перемещения относительно него. На втулке 15 смонтирован шип 16, контактирующий с упором 17, выполненным на колесе 4 и имеющим винтовую поверхность переменного шага (см. фиг. 2). Колесо 5 соединено с колесом 4 кулачковой муфтой 18 и они поджимаются друг к другу пружиной 19, упорным подшипником 20 и гайкой

21, наворачиваемой на втулку 15.

Соединение наружных колес 8 и 9 с ведомым валом 3 и с механизмом регулирования скорости может быть выполнено, например, посредством жесткой установки колеса 9 на валу 3, а колеса 8 — на колесе 9 с возможностью осевого перемещения относительно него.

Колесо 8 соединено с шайбой 22 посредством винтового соединения 23; шайба 22 охватывает колесо 9 и фиксирует колесо 8 от осевого перемещения относительно колеса 9.

Колесо 9 и шайба 22 содержат эпициклические зубчатые колеса 24 и 25, имеющие одинаковое число зубьев и зацепляющиеся через сдвоенные сателлиты 26 с солнечными зубчатыми колесами 27 и 28, имеющими также одинаковое число зубьев. Колесо 27 жестко соединено с корпусом, а колесо 28 кинематически связано с приводом механизма регулирования скорости зубчатым зацеплением 29 и валом 30.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 2 вращаются сателлиты 6 и 7, передавая вращение колесам

8 и 9, соединенным с ведомым валом 3. Каждому значению осевого расстояния между колесами 5 и 4 соответствует определенное значение передаточного отношения, и упор 17 с поверхностью переменного шага обеспечивает в совокупности с шипом 16 оптимальное нажимное усилие. Изменение передаточного отношения происходит за счет изменения осевого расстояния между колесами 8 и 9 поворотом шайбы 22 относительно колеса 8 посредством механизма, содержащего детали 24 — 30.

Предмет изобретения

1, Фрикционный вариатор скорости, выполненный по соосной схеме, содержащий корпус, ведомый вал, ведущий вал с установленными на нем раздвигающимися в осевом направлении коническими колесами и поджимаемыми друг к другу, например, пружиной, контактирующие с ними конические сателлиты, взаимодействующие между собой и имеющий каждый выпуклое наружное основание, контактирующее соответственно с вогнутой рабочей поверхностью двух центральных колес, раздвижных в осевом направлении, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения передаваемой удельной мощности, вариатор снабжен втулкой, установленной на ведущем валу с возможностью осевого перемещения относительно него, на втулке свободно смонтированы конические колеса, одно из которых снабжено упором с винтовой поверхностью переменного шага, взаимодействующим с шипом, смонтированным на втулке, оси сателлитов соединены с корпусом вариатора, а одно из центральных колес с вогнутой рабочей поверхностью жестко смонтировано на выходном валу, другое соединено с ним посредством механизма регулирования скорости.

2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что механизм регулирования скорости выполнен в виде зубчатого дифференциального механизма, два центральных колеса которого имеют одинаковое число зубьев, одно из них жестко соединено с центральным колесом вариатора, установленным на выходном валу, другое посредством винтового соединения — с другим центральным колесом вариатора, и оба эти центральные колеса дифференциала через зубчатые сателлиты, установленные на общей оси в свободно вращающемся водиле, взаимодействуют с двумя другими центральными колесами дифференциального механизма, имеющими также одинаковое число зубьев, одно из которых жестко смонтировано в корпусе вариатора, а другое кинематически связано с приводом механизма регулирования скорости, 494549

7 У 2Р

ВиРА!

Р 1720 9 5

Фиг. f

Составитель Б. Васин

Техред Т, Курилко

Корректор Т. Фисенко

Редактор И. Бродская

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 191/13 Изд. № 145 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Фрикционный вариатор скорости Фрикционный вариатор скорости Фрикционный вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передаточным механизмам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, частности в мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для бесступенчатой трансмиссии автомобиля

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению
Наверх