Многоэлектродный зонд электрического каротажа

 

Ы -à —" ° б

ИА - .. ": ..: СКАЖ бион ;, ;" Й. мы БА

СПИ

ИЗОБРЕТЕ

00 4947I 4

GeeI Осеетских

Социалистических

Реснублик

К АВТОРСКОМУ СВИД (61) Дополнительное к авт. св (22) Заявлено 11.04.73 (21) 19 с присоединением заявки (23) Приоритет

Опубликовано 05,12.75. Бюлле

Дата опубликования описания (51) М. Кл. G 01v 3/18

Е 21b 47/00

Государственный комитет

Сввете Министров СССР ле делам наобретений н открытий (53) УДК 550.837(088,8) (72) Авторы изобретения

П. А. Зельцман, Г. С. Райтбург и Г. А. Вакульчук

Опытно-конструкторское бюро геофизического приборостроения (71) Заявитель

МНОГОЭЛЕКТРОДНЫЙ ЗОНД ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

КАРОТАЖА

Изобретение относится к геофизической аппаратуре для исследования скважин.

Современные многоэлектродные зонды, используемые при электрическом каротаже скважин, содержат в качестве грузонесущего элемента каротажный кабель. На кабеле расставлены электроды зонда, к каждому из которых подводится провод от электроввода скважинного прибора, Электроды на отрезке кабеля и провода к ним примотаны резиновой лентой и закреплены .прорезиненным чефером или другим склеивающим материалом. Нижний конец зонда снабжен зондовым наконечником для присоединения (электрического и механического) к скважинному прибору, а верхний конец — зондовой головкой для присоединения к кабельному наконечнику.

Изготовление такого зонда и, прежде всего, его сборка представляют собой весьма трудоемкую операцию, которую практически невозможно механизировать. Кроме того, зонд ненадежен, поскольку при его изготовлении ручная изоляция и обвязка проводов и электродов недостаточно плотная и при движении по стенке скважины часто нарушается, что приводит к утечкам. К тому же большая длина (около 15 м) зонда не позволяет испытать его механические и изоляционные качества в камере высокого давления.

Нетехнологичность и ненадежность многоэлектродных зондов создали большие затруднения при внедрении комплексной аппаратуры, которая обладает значительно большей

5 производительностью, чем раздвижные зонды.

Частые выходы из строя зондов сводят на нет эффект от высокой производительности приборов.

Цель изобретения — упрощение изготовле10 ния зонда для электрического каротажа.

Предложенный зонд выполнен из отдельных отрезков, соединенных между собой механически и электрически с помощью герметичных штепсельных разъемов. Длина отрезков выби15 рается равной расстоянию между электродами, а корпуса герметичных разъемов служат одновременно электродами зонда.

Грузонесущим элементом каждого отрезка зонда служит металлический трос, концы ко20 торого закреплены в разъеме с помощью изоляционного вкладыша и электрически изолированы от корпуса электрода. Таким образом, достигается изоляция электродов друг от друга, а также изоляция брони кабеля (корпуса

25 кабельного наконечника) от корпуса скважинного прибора, что является обязательным условием для аппаратуры комплекса БКЗ.

Отрезки зонда, вследствие их конечной длины, могут быть изготовлены методом сплошной

30 вулканизации внешнего слоя, что обеспечива494714 ет их долговечность и надежность. При повреждении какого-либо отрезка его можно заменить, отсоединив от зонда. Один из токонесущих проводов зонда присоединен к корпусу штепсельного разъема и загерметизирован сплошной обрезиновкой внешнего слоя зонда.

Таким образом скважинный прибор упрощен за счет исключения большого числа герметичных электровводов, которые трудоемки и затрудняют эксплуатацию прибора.

На фиг. 1 показан предложенный зонд для электрического кар отажа, общий вид; на фиг, 2 — стык двух смежных отрезков зонда.

Грузонесущим элементом каждого из отрезков зонда является стальной трос 1, Его концы прочно закреплены в личинках 2, которые находятся в изоляционных вкладышах 3. Изоляционные вкладыши 3 при помощи заплечиков и шпонок жестко соединены с полувтулками 4 и 5. Таким же образом с полувтулками 4 и 5 соединены корпуса б, 7 разъемов, в которых однозначно ориентированы гнездовая 8 и штырьевая 9 части девятнадцатиконтактного разъема. Все это крепится соответственно в корпусах 10 и 11. На слой резины 12, внутри которой расположен стальной трос, укладываются витком к витку токонесущие провода 13, концы которых при помощи припоя, пистоноь

14 и проводов 15 соединены со своей частью 8 или 9 разъема. Один из проводов 15 соединен с корпусом 10, который является одним из электродов зонда. Снаружи все загерметизировано резиновой оболочкой 16. Механическое соединение и герметизация окончаний двух смежных отрезков зонда производится при помощи разрезной гайки 17 и уплотнительных

1О колец 18. Необходимое совмещение обеих половинок 8, 9 разъема осуществляется при помощи ловителя 19.

Предмет изобретения

15 Многоэлектродный зонд для электрического каротажа скважин, содержащий электроды, расположенные на фиксированных расстояниях друг от друга, токонесущие провода и средства изоляции, отличающийся тем, 20 что, с целью упрощения процесса изготовления зонда, а также улучшения условий эксплуатации, зонд выполнен из отдельных отрезков, соединенных между собой герметичными штепсельными разъемами, длина которых

25 равна расстоянию между электродами, при этом один из токонесущих проводов подсоединен к корпусу штепсельного разъема.

494714

Юлу/ЮФ ж//г

Кюм/в///

Aen I

1б г./

Составитель Э. Терехова

Техред А, Камышникова Корректор Т. Добровольская

Редактор Т. Орловская

Заказ 192/17 Изд. № 127 Тираж 619 Подписное

ЦН11ИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, /К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Ц . ле/гагра

? айти//ив/й ридом

f1

Многоэлектродный зонд электрического каротажа Многоэлектродный зонд электрического каротажа Многоэлектродный зонд электрического каротажа 

 

Похожие патенты:
Наверх