Способ регулирования электродвигателя постоянного тока

 

СССР

Киасс 21 с, 59„;

21 сР, 34

Ж 59999

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ

Зарегиетрировайо в Отделе- изобретений Госплана

Ф. И. Бутаев и Е. Л. Эттингер.

Способ регулирования электродвигателя постоянного тока.

Заявлено 11 июня 1939 года в НКЭП за № 24668.

Опубликовано 31 мая 1941 года.

Схемы регулируемого электропривода с управляемыми ртутными выпрямителями находят все более широкое применение.

Ртутные выпрямители обладают односторонней проводимостью, всле дствие чего для возможностд осуще- l ствления реверанса и .перехода из двигательного режима в генера торный и обратно приходится создаватьснециальные схемы. — Таковы схемы с двумя накрест включен ными ртутными .выарямителями в цепи якоря рабочето двигателя и, наконец, схе|мы с изменением направления тока в обмотке возбуждения рабочего двигателя.

Последние схемы не нашли применения вследствие трудносты быстрого измекения тока в обмотке возбуждения, обладающей большой индуктивностью.

Предметом настоящего изобретения является способ регулирования электродвигателя постоянного тока посредством управляемых ртутных выпрямителей, при котором реверсирование электродвигателя и .перевод его с двигательного режима в генераторный и обратно производится изменением направления тока в обмотке возбуждения электродвигателя, а управляемые ртутные выпрямители в цепи:возбуждения осуществляют ускоренное гашение и:возбуждение поля привод ного двигателя.

Скорости реверсирования поля, осуществляемьи предлагаемым способом, достаточны для всех реверсивных электроприводов.

Большие скорости гашения поля достигаются переводом выпрямителя, питающего обмотку возбуждения, в икверторный режим при на-. пряжении, в несколько раз превышающем нормальное, благодаря че му энергия электромапнитного поля обмотки возбуждения отдается в питающую сеть.

Форсированное возбуждение достигается повышением в,несколько раз напряжения выпрямителя, питающего обмотку возбуждения во время нарастания тока возбуждения, и снижением этого напряжения по достижении током возбуждения нужной величины, Схемы для данного способа регулирования предлагаются в двух вариантах:

59999 такт включает ток в подмагничиьающие обмотки пиковых трансформаторов 10, что приводит к запиранию главного выпрямителя.

Второй контакт реле 24 включает ток,в подматничивающие обмотки пиковых трансформаторов 19, пик напряжения вторичной обмотки этих трансформ|аторов смещается в область выпрямителыного режима выпрямителя 15 и B обмотке |возбуждения электродвигателя возникает ток. Реле 23,возбужду ется, его контакт разрывает цепь подмапничивающих обмоток пиковых трансформаторов 9, главный выпрямитель отпирается в области выпрямительного режима и на клеммах якоря привод ного электродвигателя IIOявляется напряжение, соответствующее положению рукоятки. управления.

Совершенно аналогично работает схема н при обратном направлении вращения двигателя, т. е. «назад».

Реле форсировки 25 служит для ускорения процесса нарастания тока возбуждения приводного электрод вигателя .при переходах. Это ускорение достигается тем, что в первый момент в подмагничивающие обмотки пиковых трансформаторов

19 или 20 дается ток больши й, чем нужно; когда же "гок возбуждения достигнет нужной величины, реле 25 возбуждается и в цепь обмоток 19 и 20 вводится добавочное сопротивление.

2. Схема с одним PB в цепи якоря электродвигателя и с одним PB и переключателем в цепи возбуждения э л е к "г р о д:в и г а т е л я.

Схема эта во многoiM сходна со схемой по фиг. 1 и 2 и для автоматического перехода электродвигателя из режима в режим и для реверсирования должна соблюдаться почти такая же послед1ователыность операций, как и раньше, но добавляется операция переключения переключателя.

На чертеже (фиг. 3 и 4) приведена данная схема. По сравнению со схемой, приведенной на фиг. 1 и 2, здесь некоторые элементы отсутствуют, некоторые добавлены, а имен но:

37 и 38 — два сблокированных контактора, каждый с двумя блокконтактами, составляющие переключатель,в цепи возбуждения электродвигателя

39 и 40 — промежуточные реле, включаемые поляризованным реле

41 — нулевой контакт .рукоятки управления или командоконтроллера, разомкнутый в нулевом положении, рукоятки и замкнутый во всех остальных положениях.

Схема работает следующим образом.

B состоянии покоя .рукоятка управления находится в нулевом положении и контакт 41 разомкнут. Реле 39 и 40 не возбуждены. Контакторы 37 и 38 разомкнуты. Реле 23 не возбуждено.

В подмагничивающих обмотках пиковых трансформаторов 9 и 10 течет ток, уничтожающий пики вторичного напряжения, и главный выпрямитель заперт.

Фаз орегуляторы отрегулированы как в схеме по фиг. 1 и 2.

Для пуска вперед рукоятка управления передвигается в положение

«вперед», контакты 41 и 29 замыкаются. Поляризованное реле замыкает контакт 28 — 1. Промежуч очное реле 39 во збуждается, и, его контакт включает катушку нонтактора 37. Включается контактор 37.

Блок-контакт ноитактора 37 включает ток в подмагничивающие обмотки, пиковых трансформаторов 19; при этом пики напряжения вторичных обмоток этих трансформаторов смещаются в область выпрямительного режима работы выпрямителя 15 и в обмотке возбуждения электродвигателя возникает ток.

Реле 23 возбуждается и его контакт разрывает цепь,подмагничивающих обмоток пиковых трансформаторов 9.

Главный выпрямитель отпирается и на зажимах якоря электродвигателя появляется напряжение.

При переходе с двигательного режима isa генераторный поляризованное реле 28 переключается. Кон.

59999 области инверторного режима, и при отсутствии тока в ао дмагничивающих обмотках пиковых трансформаторов 19 и 20 отсутствует ток и в обмотке возбуждения ариводного двигателя, Реле 23 и 24 не возбуждены, вх нормально замкнутые контакты замкнуты и в подма гничивающих обмотках 9 и 10 пиковых трансформаторов главного выпрямителя протекает ток, уни. иожающий пики вторична о напряжения. Главный выпрямитель заперт, Для пуска <<вперед» рукоятка управления ставится в положение

«вперед», контакты 29 замыкаются и включают ток в подмагннчивающие обмотки пиковых трансформаторов 19; лри этом пики напряжения вторичных обмоток трансформаторов 19 смещаются и область положительных полуволн аиодных напряжений выпрямителя 15 и в обмотке возбуждения электродвигателя возникает ток.

Поляризованное реле 28 при движении рукоятки управления «вперед» включается «вперед» (контакт 1), реле 27 возбуждается.

При возникновении тока в обмотке возбуждения двигателя возбуждается реле 23 и ето нормально замкнутый контакт разрывает цепь подмагничьвающих обмоток пиковых трансформаторов 9, главный выпрямитель отпирается в области выпрямительного режима и на зажимах якоря приводного электродвигателя появляется напряжение, соответствующее положению рукоятки управления; это напряжение, а следователыно, и скорость двигателя регулируется рукояткой управления, проворачивающей фазорегуляторы 5 и 6.

При,переходе из двигательного режима в генераторный реле 28 переключается — контакт 28 — 1 размыкается, а контакт 28 — 2 замыкается. Реле 27 теряет возбуждение.

Контакт 28 — 2 включает. ток в подмагничивающие обмотки ликовых трансформаторов 9, что приводит к запиранию главного выпрямителя; ток в якоре приводного электродвигателя обрывается. Реле 26 возбуждается, его контакты разрывают цепь подмапничивающих обмоток пиковых трансформаторов 19 и замыкают цепь подмагничивающих обмоток пиковых:трансформаторов 20; последняя цепь все же остается разомкнутой контактом 23.

При исчезновении тока в подмагничивающих обмотках сеточных трансформаторов 19,их пики вторичного найряжеиия смещаются в область инверторного режима работы выпрямителя 15, что приводит к быстрс му гашвнию поля двигателя.

После исчезновения тока возбулае ния электродвигателя реле 23 отпадает и его контакт включает ток ь подмагничивающие обмотки пиковых трансформаторов 20; пик и вторичного напряжения этих трансформаторов смещаются в область положительных полуволн. анодных напряжений выпрямителя 16 и в обмотке возбуждения двигателя возникает. ток, противоположный по направлению току возбуждения двигательного режима.

При возникновении тока в обмотке возбуждения двигателя возбуждается реле 24, и его нормально замкнутый контакт разрывает цепь подмагничивающих обмоток пиковых трансформаторов 10; главный выпрямитель отпирается в области инверторного режима. Так как фазорегуляторы 5 и 6 связаны меЖду собой, как в обычных схемах, напряжение инвертора 3 обеспечивает плачевный переход двигателя в режим генераторного торможения.

При переходе из генераторного режима в двигательный реле 28 переключается, контакт 28 — 2 размыкается, а контакт 28 — 1 замыкается.

Реле 26 теряет возбуждение и его контакт разрывает цепь подмагничивающих обмоток пиковых трансформаторов 20. Пики вторичного напряжени|я этих трансформаторов смещаются в область инверторного режима работы выпрямителя 16 и происходит быстрое гашение поля электродвигателя. После исчезновения тока возбуждения электродвигателя реле 24 отпадает и ето кон59999 такт 28 — 1 размыкается, а контакт

28 — 2 замыкается. Реле 39 теряет возбуждение и отпадает с небольшой выдержкой времени. Реле 40 возбуждается мгновенно. Контакт

40 включает ток в по|дмагничивающие обмотки пиковых трансформаторов 9. Главный выпрямитель залирае1 ся. Контакт 39 разрывает цепь,подмагничивающих обмоток пиковых трансформаторов 19, что .приводит к быстрому rambo поля. После исчезновения тока возбуждения реле 23 отпадает и ето контакт разрывает цепь катушки контактора 37. Контактор 37 отпадает и ег0 блок-ко нтакт замыкает цепь катушки контактора 38. Контактор 38 включается. Блок-контакт контактора 39 включает ток в подмагничивающие обмотки пиковых трансформаторов 19. Выпрямитель 15 отпирается и в обмотке возбуждения двигателя возникает ток. Реле 23 возбуждается и,разрывает цепь по дмагничивающих обмоток пиковых трансформа торов 10. Главный выпрямитель отпирается в области инверторного режима; электродвигатель начинает работать генератором.

При переходе из генераторного режима в двигательный поляризованное реле 28 переключается, контакт 28 — 2 размыкается, а контакт

28 — 1 замыкается. Реле 40 теряет возбуждение и отпадает с небольшой выдержкой:времеаи, реле 39 возбуждается мгновенно .

Кон такты реле 40 разрывают цепь подмагничи|вающих обмоток пиковых трансформаторов 19, что приводит к быстрому гашению поля.

После исчезновения тока возбуждения реле 23 отпадает, и его контакт разрывает цепь падмагничивающих обмоток, пиковых трансформаторов 10. Главный выпрямитель запирается. Другой контакт реле 23 разрывает цепь катупжи контактора 38. Контактор 38 отпадает и ег.о блок-контакт за|мыкает цепь zarryIurc контактора 37. Контактор 37 включается. Блок-контакт контаютора 37 включает ток в подмагничивающие обмотки пиковых трансформаторов 19 и в обмотке возбуждения электродвигателя возникает ток. Реле 23,возбуждается и его контакт разрывает цепь лодмагничивающи|х обмоток пиковых трансформаторов 9.

Главный выпрямитель отпирается и на зажимах якоря двигателя появляется аaппрpяяжжеeннииее.

Совершенно аналогично работает схема и,при направлении вращения

<: назад». Реле форсировки выполняет те же функции, что и в схе|ме .по фиг. 1 и 2.

Предмет изобретения.

1. Способ регули равания электродвигателя постоянного тока посредством управляемых ртутных выпрямителей, в котором реверсирование электродвигателя и перевод с двигательного режима в генераторный и обратно осуществляется измененном тока в обмотке возбуждения электродвигателя по известным схемам с двумя накрест включенными выпрямителями или с одним выпрямителе|м и переключателем B обмот; ке возбуждения д вига теля, о т л ича ющ и и ся тем, что, с целью быстрого реверсирования электродвигателя, применяют форсированное гашение и возбуждение поля переводом выпрямителя (выпрямителей), питающего обмотку возбуждения, из;выпрямительног0 режима в инверторный при напряжении, в несколько раз превышающем .нормальное, для чего резко изменяют ток в подмагничивающих обмотках пиковых трансформаторов, связанных с сетками выпрямителей.

2. При. способе по п. 1 применение запирания выпрямителя, питающего цель якоря регулируемого двигателя, во время реверсиравания поля путем подключения постоянного тока к .подмагничивающим обмоткам пиковых трансформаторов для уничтожения пика вторично г0 напряжения этих трансформаторов.

Способ регулирования электродвигателя постоянного тока Способ регулирования электродвигателя постоянного тока Способ регулирования электродвигателя постоянного тока Способ регулирования электродвигателя постоянного тока Способ регулирования электродвигателя постоянного тока Способ регулирования электродвигателя постоянного тока Способ регулирования электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Тепловоз // 55209

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электропитания электротехнической аппаратуры, систем связи, автоматики и телемеханики

Изобретение относится к преобразовательной технике, в частности к преобразователям переменного напряжения в переменное

Изобретение относится к силовой преобразовательной технике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тиристорных регуляторах, работающих на активную или реактивную нагрузку
Наверх