Шариковая винтовая передача

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистииеских

Республик (") 524945 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено12.09.74 (21) 2059273/28 (51) M. Кл.

Р 16 Н 25/22 с присоединением заявки №

Гасударственный ионитет

Сааета Министраа СССР на делам изобретений и ютирытий (23) Приоритет (43) Опубликовано1 5.08.76. Бюллетень № 30 (45) Дата опубликования описания 18,11.76 (53) УДК62-231.

223(088 8) (72) Автор изобретения

Е. Н. Одиноков (71) Заявитель (54) ШАРИКОВАЯ ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное и поступательного движения во вращательное. 5

Известны. шариковые винтовые передачи, состоящие из винта, гайки и шариков для преобразования вращательного движения в поступательное ДЗ .

Недостатком известной передачи являют- 10 ся: большие габариты, вес и стоимость, т.к. нагрузочная способность определяется величиной угла и площади контакта шариков с винтом. и гайкой, Известен шариковый винтовый механизм,, !5 состоящий из винта, гайки с резьбой профиля типа "готическая арка", Данный механизм является наиболее близким. к предложенной передаче по технической сущности и достигаемому результату 2, 20

Профиль резьбы в этой передаче вьтполнен несимметричным. Сечения профиля винта и гайки между канавками под шарики выступаки в радиальном направлении за линию центров шариков за счет того, что 25

2 наружный (внутренний) диаметр винта (гайки) по одну сторону профиля больше наружного (внутреннего) диаметра винта (гайки) по другую сторону профиля.

Недостатком этого механизма является нецелесообразность применения его npu больших осевых нагрузках, так как нагрузочная способность его определяется величиной угла и площади контакта шариков с винтом.и гайкой, что в свою очередь ведет к повышению веса, габаритов и стоимости передачи в целом.

Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности в шариковой винтовой передаче без существенного увеличения ее габаритов и веса.

Для этого в выступе резьбы винта (гайки) по всей его длине выполнена дополнительная канавка, а в гайке (винте) по всей длине выполнен выступ, входящий с зазором в канавку винта (гайки). При этом. боковые поверхности дополнительного выступа канавки с увеличением осевой нагрузки образуют винтовые пары скольжения.

524945

1 2

Для обеспечения потребной площади контакта пар скольжения сечение профиля дополнительных выступов заходит за линию центров шариков.

На фиг. 1 изображена описываемая шариковая винтовая передача; на фиг. 2— профиль винтовой нарезки; на фиг. 3 — характеристика зависимости осевых деформаций от воспринимаемой осевой нагрузки.

Шариковая винтовая передача состоит из винта 1, гайки 2 и расположенных в канавках винта и гайки шариков 3.

Профиль резьбы винта и гайки выполнен таким образом, что в выступе резьбы винта 4 по всей его длине выполнена дополнительная канавка 5, а в гайке по всей длине ее выполнен выступ 6, входящий с зазором. в канавку винта.

В исходном положении при номинальных значениях осевой нагрузки Р„ „, на которые рассчитана работа передачи с трением. качения, между боковыми сторонами элементов резьбы скольжения имеются осевые зазоры 00 и бо (см, фиг. 2).

Шариковая винтовая передача работает следующим. образом, При вращении гайки (или винта) винт (или гайка), не закрепленный в осевом. направлении, за счет перекатывания шариков в канавках резьбы получает поступательное перемещение. При увеличении осевой нагрузки, воспринимаемой передачей, зазор Йо (á ) начинает уменьшаться за счет деформаций элементов пар качения и смещения траекторий движения шариков внутри канавок. При некоторой величине осевой нагрузки в работу вступают, кроме пар качения, также винтовые пары скольжения.

Жесткость и нагрузочная способность передачи резко возрастает. Характеристика P- О передачи является кусочно-линейной (см, фиг. 3), В завиоимости от потребной характеристики Р О, к,п.д.

)ф и других параметров передачи сечение нарезки винта и гайки в парах качения и скольжения может быть выполнено полукруглым., трапецеидальным., треугольным, прямоугольным и других форм, применяющих«для

35 винтовых пар качения и скольжения как симметричных, так и несимметричных, формула изобретения

Шариковая винтовая передача, содержащая винт, гайку и расположенные в канавках гайки и винта шарики, о т л и ч аю щ а я с я тем., что, с целью повышения нагрузочной способности при больших осевых нагрузках, в выступе резьбы винта по всей его длине выполнена дополнительная канавка, а в гайке по всей длине выполнен выступ, входящий с зазором. в канавку винта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт.св. № 219348, кл.Р 16Н25/22, 1968 г.

2, Авт, св.№.170797, кл.Г16Н25/22, 1965 г. (прототип).

524945

Составитель P. Ожина

Техред М. Ликович Корректор Н. Ковалева

Редактор Н. Аристова

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5101/568 Тираж 1 134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4/5

Шариковая винтовая передача Шариковая винтовая передача Шариковая винтовая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в винтовых передачах для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам для преобразования возвратно-поступательного движения в одностороннее вращательное, что особенно используется в транспортном и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах, эксплуатируемых в затрудненных условиях

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах

Изобретение относится к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот

Изобретение относится к электромеханическим приводам и предназначено для использования в устройствах, где рабочее звено, например поворотная радиолокационная антенна, совершает секторное качание
Наверх