Рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем
» 532332
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительный к патенту № (22) Заявлено 28.07.70 (21) 1463645/11 (51) М. Кл.- "В 62D 5/08 (23) Приоритет (32) 08.08.69 (31) P 1940 490.1 (33) ФРГ
Опубликовано 15.10.76. Бюллетень ¹ 38
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.014.5 (088.8) Дата опубликования описания 02.11.76 (72) Авторы изобретения
Иностр анцы
Ханс — Иоахим Ферстер и Манфред Бюлов (ФРГ) Иностранная фирма
«Даймлер — Бенц АГ» (ФРГ) (71) Заявитель (54) РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА СО ВСТРОЕННЫМ УСИЛИТЕЛЕМ
Изобретение относится,к области транспортного машиностроения и, в частности, к рулевым механизмам со встроенным усилителем.
Известны рулевые механизмы транспорт- 5 ных средств со встроенным усилителем,,содержащие корпус, в котором размещен ступенчатый рабочий, поршень, меньшая по диаметру ступень которого снабжена зубчатой рейкой, зубья которой введены в зацепление Ip с зубчатым сектором вала рулевой сошки, причем в рабочем поршне выполнен радиальный сквозной паз, в котором с помощью подшипников концентрично оси рабочего поршня установлена с возможностью ограниченного 15 поворота и без осевого и радиального перемещения относительно рабочего поршня гайка, взаимодействующая с установленным в корпусе с возмож ностью вращения и без осевого перемещения винтом, выступающим с 20 одной стороны корпуса, а гайка снабжена радиальным выступом, размещенным в упомянутом радиальном пазу и взаимодействующим с золотником распределителя, ось которого расположена в поперечной плоскости, 25 перпендикулярной оси рабочего порш|ня.
Недостатком известных рулевых механизмов со встроенными усилителями является выполнение радиального паза,,в котором размещены гайка и ее радиальный выступ, вза- ЗО имодействующий с золотником распределиTc ля, и зубьев рейки на разных участках поршня. Это приводит к ухудшению .компактности рулевого механизма, в особснностп в направлении оси рабочего поршня. Необходимость расположения упомянутых элементов рулевого механизма на разных участках поршня в известных конструкциях вызвана стремлением получить достаточное с точки зрения прочности поперечное сечение поршня, обеспечив в то жс время возможность взаимодействия выступа гайки с золотником распределителя.
Цель изобретения — повышение компактности рулевого механизма.
Для этого радиальный паз н зубчатая рейка расположены,в осевом направлении на одном участке поршня, а золотник распределителя установлен перпендикулярно оси вала рулевой сошники. Кроме того, ось радиального паза параллельна плоокости, проходящей через впадины зубьев рейки поршня; радиальный паз имеет постояннос, в QLновном прямоугольное сечение; золотник распределителя установлен в корпусе со стороны, противоположной рулевой сошке.
Расположение зубьев рейки и радиального паза на одном участке рабочего;поршня,в сочетании с размещением золотника распределителя перпендикулярно оси вала рулевой
532332
3 сошки Обеспечивает сокр а.цсние габаритов рулевого механизма и по воляет получить достаточно большое поперечное сечение рабочего поршня в зоне расположения указанных его элементов.
На фиг. 1 показан рулевой механизм (поперечный разрез по оси вала рулевой сошки); на фиг. 2 — рулевой механизм, продольный разрез.
Рулевой механизм содержит корпус 1, который разделен ступенчатым рабочим поршнем 2 на две рабочие полости 3 и 4. Большая по диаметру ступень 5 поршня снабжена у»лотнен ием 6. Другая ступень 7 поршня снабжена зубчатой рейкой 8, зубья которой находятся в зацеплении с сектором 9, жестко связанным или выполненным за одно целое с валом 10 рулевой сошки. Ha,выступающем из корпуса участке вала 10 выполнены шлицы
11 для крепления рулевой сошки (на чертеже не показана).
В ступени 7 поршня Выполнен сквозной,паз
12. Ось 13 паза расположена параллельно плоскости 14, проходящей через впадины зубьев рейки 8. Паз 12 имеет прямоугольное сечение за исключением участка пересечения с центральным отверстием 15, выполненным в рабочем поршне 2.
В пазу 12 с помощью подшипников 16 и 17 установлена концентрично оси 18 поршня гайка 19. Подшипники 16 и 17 обеспечивают возможность ограниченного поворота гайки
19 и фиксируют ее в радиальном и осевом направлениях относительно поршня. Гайка 19 посредством циркулирующих в замкнутой напра вляющей шариков 20 взаимодействует с вшпом 21.
Бинт 21 установлен в корпусе 1 с помощгио радиального подшипника 22, обеспечивающего вращение винта 21 относительно корпуса
1. Перемещение винта в осевом направлении фиксируется упорными подшипниками 23 и
24. Конец 25 винта 21, выступающий из корпуса, служит для соединения с рулевым валом (иа чертеже не показан).
Гайка 19 имеет радиальный выступ 26, расположенный в пазу 12. Конец выступа 26 взаимодействует с золотником 27 распределителя 28, обеспечивающего соединение рабочих полостей 3 или 4 с источником давления
ИЛИ CO СЛИВОМ.
Золотник 27, ось 29 которого лежит в поперечной плоскости, перпендикулярной оси рабочего поршня 2, установлен в корпусе со стороны, противоположной размещению рулевой coIIIII H перпендикулярно оси вала 10.
Рулевой механизм работает следующим образом.
При повороте рулевого вала па некоторый угол связанный с ним винт 21 поворачивается относительно корпуса 1 с небольшим зазором, имеющимся между канавками винта
21 и гайки 19 и шариков 20. После того, как указанный зазор выбран и шарики 20 вступят во взаимодействие с канавками винта 21
4 и гайки 19, последняя начнет поворачиваться в подшипниках 16 и 17 за одно целое с винтом 21, ". к осевому перемещению гайки 19 совместно с поршнем 2 препятствует сила сопротивления повороту управляемых колес транспортного средства, передающаяся на поршень чере«вал рулевой сошки, взаимодейсгвующей с поршнем 2 посредством зубчатого сектора 9.
Благодаря, повороту гайки 19 и связанного с ней выступа 26 золотник 27 распределителя
28 переместится из нейтрального положения, обеспечивая соединение одной из рабочих полостей 3 или 4 с источником давления, а другой — co сливом. Поршень 2 начнет перемещаться в осевом направлении под действием жидкости под давлением, что:вызывает поворот управляемых колес и смещение гайки 19, а вместе с ней и золотника 27 в нейтральное положение, в котором указанные детали будут удерживаться до тех пор, пока водитель не повернет рулевое колесо и связанный с ппм винт 21 на больший угол.
Формула изобретения
1. Рулевой механизм транспортного средства со встроенным усилителем, содержащий корпус, в котором размещен ступенчатый рабочий поршень, меньшая по диаметру ступень которого снабжена зубчатой рейкой, зубья которой введены в зацепление с зубчатым ссктОром Вяля рулеВОЙ сошки> причем В рабочем поршне выполнен радиальный сквозной паз, в котором с помощью подшипников концентри-IHQ оси рабочего поршня установлена с возможностью ограниченного поворога и без осевого и радиального перемещения относительно рабочего поршня гайка, взаимодействующая с установленным в корпусе с возможностью вращен ия и без осевого перемещения винтом, выступающим с одной стороны корпуса, а гайка снабжена радиальным выступом, размещенным в упомянутом радиальном пазе и взаимодействующим с золотником распределителя, ось которогo расположена в поперечной плоскости, перпендикулярной оси рабочего поршня, о т л и ч а юшийся тем, .то, с целью повышения компактности, радиальный паз и зубчатая рейка расположены в осевом направлении на одном участке поршня, а золотник распределителя установлен перпендикулярно оси вала рулевой сошки.
2. Рулевой механизм по п. 1, о тл и ч а юшийся тем, что ось радиального паза параллельн а плоскости, проходящей через впадины зубьсв рейки поршня.
3. Рулевой механизм по п. 1, отличаюшийся тем, что радиальный паз имеет постоянное, л основном прямоугольное, сечение.
4. Рулевой механизм по пп. 1 — 3, отлич аю шийся тем, что золотник распределителя установлен в корпусе со стороны, проти«оположной рулевой сошке.
532332 J
9.9 г
Ри7
9 гг г гг г9
Фиг 9
Составите. Ih В. Аравин
Текред М. Сскненов
Корректор И. Позняковская
Редактор И. Титова
1ипография, ир. Сапунова, 2
Заказ 2265/5 Изд. ¹ 1705 Тираж 830 Подписное
Ц1-1ИИПИ Государственно;о комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, уК-35, Раутиская нао., д. 4/5