Устройство для комплексного обнаружения основных обмоточных дефектов в якоре электрической машины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республин (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.05.73 (21) 1920824/07 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет— (43) Опубликовано 15.11.76. Бюллетень № 42 (45) Дата опубликования описания 16.12.76
1102 K 15/00
H 02 К 11/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР до делам изобретений и открытий (53) УДK 621.313.2 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. С. Чмищенко и А. И. Заливанский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО
ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБМОТОЧНЫХ ДЕФЕКТОВ
В ЯКОРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к устройствам для контроля обмоток якорей при производстве электродвигателей постоянного и illåðåìåííîão токов.
Известны устройства для обнаружения обмоточных дефектов в якоре электрической машины, содержащие индуктор, подключенный к генератору переменного или постоянного тока, приемничек, инду ктивно связанный с вращающимся якорем, и индикатор, соединенный с приемником. Однако эти устройства имеют ограниченные возможности проверки, поскольку определяют один вид обмоточных дефектов — витковые замыка11ия.
Известно также устройство для комплексного обнаружения основных обмоточных дефектов в якоре электрической машины, при помощи которого в обмотке проваряевсого якоря создают устойчивые резонансные процессы и путем контроля характера их:протекания выделяют наиболее полную информацию о качественном состоянии обмотки якоря, содержащее индуктор, сподключенный к генератору. спеременного тока, частота которого находится в области резонанса, обмотки якоря, и приемник для измерения .поля вращающе гося якоря, соединенный с индикатором, причем индуктор и приемник расположены над пазами я коря. Такое устройство недостаточно чувствительно к некоторым дефектам, папример к обрывам и замыканиям на корпус, при контроле,мнсоговитковых обмоток якорей эле ктриче"ких машин. Причины этого заключаются в харасктере 1высоксчастотных электромаг5 нитных проце"сов в пазах и в наличии затрудняющих контроль переходных процессов в обмотках исндуктОр, проверяемого якоря и приемни„<а, вызванных зубцовымп пскажениямст поля якоря в зоне его пазов.
10 Для повышения чувствительности в предлагаемом устройстве индуктор расположен над лобовой частью обмотки с одной стороны я коря, а спрпемник — над лооовой частью обмотки с другой стороны якоря.
15 Индуктор и .приемник размещены в осевых плоскостях якоря под углом друг к другу
- К где z — число пазов якоря, z
К = g — (у + 1), у — шаг обмотки якоря по
20 пазам, что позволяет расшпрпть функцпоснальпые возможности устройства.
На фпг. 1 показано пространственное расположение индуктора и приемника опнсывасмого устройства относительно друг друга и
25 проверяемого якоря; на ф il. 2 — то же, впд сверху; на фиг. 3 — впд»о стрелке А на фиг. 1; на фпг. 4 —,картина поля над лобовой частью обмотки доброкачественного и дефектного якорей; на фиг. 5 — картина поля
З0 над:пазами доброкачествен:lolo якоря.
535555
Устрэйство содержит индуктор 1, подключенный к генератору переменного тока, и (при. емпик 2, сосдине:-!нь(Й с и»!д(!<атором. Ипдуктор 1 и <приемн !К 2 установ.чспы с зазором 3—
5 Ail(,HB j, HPQTHBQT(o, (эи<нь(ми тями обмотки якоря 8 в его разных оссвь(х плоскостях: индуктор — в:I;tnoKOcTit Б — Б, пр!Гемник — в плоскости  — В. Прп этом индуктор 1 ориентирован, по 110cами IIB сердечник и коллег«тор с одной стороны якоря,3, d
10 приемник 2 — на вал и сердечник с дэугой сторОны якоря.
Для !контроля якорей с простыми пстлсвыми об(мэткамп и(щуктор 1 и приемник 2 paB)ieщают !! осевых .плоскостях якоря под уг>!Оч
lt pv7 IK "pv "v д = — К 13.0 z — чп;Io уазов якоря, К = у — (g + 1), у — шаг обмотки якоря по лаза(м.
В процессе ко (троля проверяемый я:;0,)ь
8 вращ310T в возбуждающем лоле пндуктора
1, !кото ый <питается от генератора перемс:lпого тока. Зпа (С5!Ие частоты генератора устанавливают в частотном диапазо(!с. гоств;гству(оп!См ооласти резона.lcB обмотки !))Озсряемого я. Прп вэздсйстгп(п полем нича кто а 1:(а одну пз лобозых частей обмотки я..<пр5! 3 в ней ипдуKTI(pócòcÿ э. д. с, кОтО>ал, являясь источнич<э)<1 в (! IA >K. lQIIFIhK(Kn,!Сб<ч(п(Й, гоч 1» сч в цепях якоря устойчпвыс ко;(е!)B cль .(ь процессы. 7ля .-<Олучеппя ш ()ор 1àöï(! о чественн(ом состоя<1!(п якопя ) приемником 2 ИЗМЕРЯЮТ .!BС:ПТПЫС ПЭТОКИ П"-,CCЕЯШ;Л Л <0 уют 1!p(. -пэмэ<цп Il!".1катора. При ко>итроле чефектпэго 5!(Op в р-сзчп-ных зонBK его поля и"<опгхэчят и .. (с:(гч < напоя>кен>!Ост!1, которь .с !!ь(зычB;îò ...э:.;л< Il!II0 вы о (Оч l) качестве:п(1чо о()моткч, то .,;n"., в п(>иемнп «е отсутствует. На фпг. 4 покаnàíî расп)е. ел": ... туд напряжсппост.". поля в о )ых сãс ." .."". над лобовой част:(о о;, !От((и .(обло (5) (".-)-. чНОГО ЯКОРЯ (I На фиг, 5;юказаi!o pact!pc;слепне Bмплп () туд на-.(ряжс. шосгп ."Оля в рачпаль1(ь(х сс:"-НИЯХ НаД Паз<ЧМП Jnnt)OKBЧ СТВЕ(ПОГО Я!(О" 51. В отл51 !lie от полл 5(«0!)я !l ((аз а .<(п (=м. фиг. 5) его поле:(ач лэбсзо"; ча=тью 0()B!0(.<и (см. фиг. 4) и<меет неискаженный волновой характер, когда зоны максимальной напря>кенностп чередуются с зонами .минимальной папряже!Нности,поля якоря. Угловое смещение между этими зонами для якорей с простыми петлевыми обмотка(<(и, имеющих различные IKQHcTpухтивные и I обмоточные данные, разно P = — — — . К. В ггроцессе контроля характер поля якоря меняется в зависимости от (поло>кения дефектной,катушки относительно индуктора, ко,:да на эту катушку воздействует (кривая б) пли не воздействует (кривая в) поле инду<тора (см. фнг. 4). Наибольшие относительные изменения поля дефектного якоря наблюдаются в зоне минимальной напряженности пад лооовой частью его обмотки (плоскость  — В), что указывает на (повышеннук) чувствительность устройства к обмоточным дефектам в этой зоне поля якоря. Предлагаемое устройство позволяет индуктивным спосооом обнаруживать в якорях с различными обмотками такие дефекты, как парушегп(c главной и вспомо-.ательной изоляций обмотс!к, обрывы, неправильные рас пайки схемы секций, замыкания по коллектору, завышения или занижения числа витков в отдельных секция.; па +- 10оp QT nx «3x1I< ° (.) r I-,Н< .-0 ) О ЧП IBCTBB Формула изобретения 1. Устройстьо .чля комплексного обнару>; «счшэ обмотки с другой стороны якоря. 2. Устройство по п. 1, Отличающееся тем, п :., с I елью рас (1(7)c.!! II5! его фупкцно1! ."-..,111!KI!0! ТС((, П 1 BVI <. углом друг <к другу (1 == - — К, где z — ч((сло пазов якоря, К =-= LJ — (!/ + 1), у — ша" 0! »0T it я::<оря Iiо пазам. 535666 Г нндцкц цдру /Г гЕиеюс т,, 1 ) Уаг.5 Тип. Харьк. фпл. пред. «Патент» Составитель А. Трепутнева Рел;ыор Л. 11ейсоченко Тскред М. Семенов Корректор И. Синкина Заказ i0":. 2 11зд, J¹ 1781 Тираж 882 Подписное Ц! I.: 11П11 Государственного ком. тета Совета Министров СССР ::; делам и.".об1ктсппй и открытий. 1о !;ва, Я-35, 1 аушская паб,, д. 4/5