Система перекачки топлива

 

СИСТЕМА ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА, содержащая расходный и несколько до- :полнительных баков, подкачивающий насос и струйные насосы перекачкитоплива из дополнительных бако^, в линии питания активным топливом которых установлен, гидрокран управления перекачкой, с поплавковым краном поддержания заданного уровня топлива расходного бака в его сливной линии, отличающаяся тем, что, с целью улучшения весовых и энергетических характеристик системы и обеспечения одновременной перекачки топлива из всех дополнительных баков, струйные насосы установлены вне дйполнительных баков, в местах выхода магистрали активного топлива из расходного бака и связаны с дополнительными баками трубопроводами линии всасывания, на конце которых установлены поплавковые отсечные клапаны.i(Яа24212525елсо СО 4:^Осл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„593405 (1)4 В 64 D 37 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2364536/40-23 (22) 20.05.76 (46) 15.03.86. Бюл. У 10 (72) М.Е.Третьяков, А.Х.Сяфуков, Г.И.Народицкий и А.П.Белов (53) 629.6.063.6 (088.8) (56) Лещинер Л.Б., Ульянов И.Е.

Проектирование топливных систем самолетов. M., "Машиностроение", 1975, с.146.

Лещинер Л.Б., Ульянов И.Е.

Проектирование топливных систем самолетов.М., "Машиностроение", 1975, с. 152. (54) (57) СИСТЕМА ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА, содержащая расходный и несколько до.полнительных баков, подкачивающий насос и струйные насосы перекачки топлива из дополнительных баков, в линии питания активным топливом которых установлен гидрокран управления перекачкой, с поплавковым краном поддержания заданного уровня топлива расходного бака в его сливной линии, отличающаяся тем, что, с целью улучшения весовых и энергетических характеристик сис" темы и обеспечения одновременной перекачки топлива из всех дополнительных баков, струйные насосы установлены вне дОполнительных баков, в местах выхода магистрали активного топлива из расходного бака и связаны с дополнительными баками трубопроводами линии всасывания, на конце которых установлены поплавковые отсечные клапаны.

593405

Изобретение относится к области топливных систем летательных аппаратов.

Известны системы перекачки топлива с использованием для перекачки 5 топлива струйных насосов, питаемых активным топливом от линии давления подкачивающего центробежного насоса.

Их недостатком является отсутствие регуляторов расхода в линии перекачки, что снижает надежность системы»

Наиболее близким прототипом изобретения является система перекачки топлива с регуляторами расхода струйных насосов в виде кранов управления, установленных в линии питания струйных насосов активным топливом.

Основной недостаток описанной вьппе системы состоит в том, что топливо из каждого дополнительного бака перекачивается в расходный бак с помощью струйных насосов, установленных в каждом из дополнительных

25 баков. Это приводит к увеличению количества агрегатов, уменьшению надежности и увеличению веса системы, усложнению монтажей.

Наличие у каждого струйного насоса отдельной магистрали активного топлива также усложняет систему и увеличивает ее вес.

Другим недостатком описанной системы является большая протяженность магистралей, находящихся под 35 давлением „топлива (магистрали перекачки и магистрали активного топлива). Это вызывает большие гидравлические потери в трубопроводах, увеличивает энергозатраты и приводит к потерям топлива и возникновению пожара при повреждении любой магист. рали.

Целью изобретения является улуч- 45

Ф шение весовых и энергетических характеристик системы и обеспечение одновременной перекачки топлива из всех дополнительных баков.

Цель достигается тем, что струй- 50 ные насосы установлены вне дополнительных баков в местах выхода магистрали активного топлива из расходного бака и свя=аны с дополнительными баками трубопроводами ли- 55 нии всасывания,на конце которых установлены попЛавковые отсечные клапаны.

Принципиальная схема системы перекачки топлива показана на чертеже.

Система перекачки топлива состоит из расходного 1 и дополнительных

2,3,4,5 баков, электроприводного центробежного насоса 6, установленного в расходном баке 1 и подкачивающего топливо по магистралям 7 8 к двигателям (на фиг. двигатели не показаны), а по магистрали 9 к гидрокрану 10 управления перекачкой.

Топливо поступает к подпружиненному клапану 11 гидроклапана 10 по магистрали 12 активного топлива, а по магистрали 13 включения системы перекачки с установленным на ней электроуправляемым краном 14 к рабочей камере гидрокрана 10.

Диафрагма 15 (поршень) со штоком разделяет рабочую камеру гидрокрана 10 на две полости А и В, соединенные через дроссель 16.

Полость Б гидрокрана 10 магистралью 17 автоматического управления соединена с поплавковым клапаном 18 уровня, установленным в расходном баке 1.

Струйные насосы 19, 20 откачивают топливо из дополнительных баков

2,3,4,5 через топливозаборники 21, 22,23,24 с установленными на них поплавковыми клапанами 25 и далее по магистралям 26,27 откачки через струйные насосы 19, 20 и трубопроводы 28, 29 в расходный бак 1.

В начале работы расходный бак 1 заполнен топливом. Подкачивающий насос 6, имеющий избыточную производительность, подает топливо по магистралям 7,8 к двигателям, по магистралям 9, 12 к клапану 11 гидрокрана 10., а по магистрали 13 к электроуправляемому крану 14.

При включении системы перекачки и открытии крана 14 топливо поступает по магистрали 13 и открытый кран 14 в полость А гидрокрана, а через дроссель 16 в полость В.

Дроссель 16, имеющий малое проходное сечение, обеспечивает незначительный расход топлива в магистрали автоматического управления.

Поплавковый клапан 18 уровня полностью перекрывает магистраль 17 (бак 1 — полон), слива топлива из полости В гидрокрана 10 нет, поэтому давление топлива в полостях А и

593405

В гидрокрана 10 выравнивается, а пружина клапана 11 удерживает его в закрытом положении. Активное топливо из магистрали 12 к струйным насосам 19,20 не поступает и откач- 5 ка топлива из дополнительных баков

2,3,4,5 — не ведется.

По мере выработки топлива из расходного бака 1 — при незначительном, выбираемом конструктивно, падении уровня топлива в этом баке — клапан

18 приоткрывается и сообщает полость

В гидрокрана 10 через магистраль 17 со сливом в расходный бак 1.

Давление топлива в полости В гид- 15 рокрана 10 уменьшится на величину перепада давления на дросселе 16.

Диафрагма 15 под действием силы, возникающей за счет перепада давлений между полостями А и В, преодоле- 20 вая сопротивление пружины клапана 11, переместится влево и своим штоком приоткроет клапан 11.

Активное топливо по магистрали 12 и приоткрытый клапан 11 поступает к соплам струйных насосов 19,20 и, выходя из них с большой скоростью, создает разрежение в магистралях откачки 26,27.

Струйные насосы 19,20 отсасывают 30 из магистралей 26,27 воздух и начинают .откачивать топливо из дополнительных баков 2,3,4,5.

Через заборннки топлива 21,22,23, 24 с открытыми поплавковыми клапана-

35 ми 25 по магистралям 26,27 откачки через сами струйные насосы 19,20 и трубопроводы 28,29 топливо поступает в расходный бак 1.

Струйные насосы 19,20, имеющие 40 одинаковые геометрические размеры, питаются от одной магистрали 12 активного топлива, поэтому скорости откачки топлива из дополнительных баков 2,3,4,5 по магистралям 26,27 45 будут равны, следовательно, и количество топлива, откачиваемого из групп дополнительных баков, будет одинаково. Выработка топлива из симметрично расположенных групп дополнительных баков осуществляется одновременно и равномерно.

Производительность струйных насосов 19,20 превышает максимальные рас-55 ходы топлива двигателя, поэтому уровень топлива н баке 1 начнет повышаться.

Поплавковый клапан 18 уровня приоткрывает магистраль 17 автоматического управления, количество топлива, сливаемого иэ полости В гидрокрана 10, уменьшится, что приведет к уменьшению перепада давления между полостями А и.В.

Сила, действующая на диафрагму 15 слева, увеличится. Пружина переместит клапан 11 влево, что приведет к уменьшению проходного .сечения клапана 11 ° Количество активного топлива, поступающего по магистрали 12 через клапан 11 к соплам струйных насосов— уменьшится, соответственно уменыпится и количество топлива, откачиваемого струйными насосами из дополнительных баков 2,3,4,S.

При неработающих двигателях (нет расхода топлива иэ бака 1 по магистрали 8), уровень топлива в баке 1 повысится до его полного заполнения.

Поплавковый клапан 18 полностью перекроет магистраль 17 автоматического управления. Слив топлива иэ полости В гидрокрана 10 прекратится, давление в полостях А и В сравняется и пружины полностью закроет клапан 11.

Перекачка топлива из дополнительных баков 2,3,4,5 прекращается.

Таким образом гидрокран 10, работая совместно с поплавковым клапаном

18 уровня, автоматически изменяет подачу активного топлива к соплам струйных насосов 19,20 (в зависимости от расходов топлива на двигатели), а соответственно изменяет и количество топлива, откачиваемого из дополнительных баков. Уровень топлива в баке.. 1 поддерживается постоянным (бак 1 — полон) вплоть до полной выработки топлива из дополнительных баков 2,3,4,5.

Уровни топлива в дополнительных баках 2,3,4,5, имеющих в общем случае разные объемы, установленных на разной высоте, отличающихся длиной заборников, будут понижаться с различной скоростью.

В зависимости от уровней топлива в дополнительных баках 2,3,4,5 поплавковые клапаны 25, установленные на топливозаборниках 21, 22, 23, 24 этих бакбв, будут в различной степени дросселировать вход топлива в заборники 21,22,23,24, тем самым будут выравнивать уровни топлива в дополнительных баках.

Редактор П.Горькова Техред С.Мигунова

Корректор С.Шекмар

Заказ 1166/2 Тираж 404

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыгий

113035, Моц ква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подпис ное

Филиал IIIIII "Патент", r.ужгород, ул.Проектная,4

При полной выработке топлива, например, из дополнительного бака 3, поплавковый клапан 25 закроет заборНаК 22 ° TOHJlHBO as pOIIOJIHHTeahHOrO бака 2 будет перекачиваться в расходный бак 1 с большей скоростью, так как вся мощность струйного насоса 19 будет расходиться только на откачку из этого бака.

При полной выработке топлива из дополнительного бака 2 поплавковый клапан 25 закроет заборник 21, что не допустит попадания воздуха в систему.

В предлагаемой системе два струйных насоса могут одновременно перекачивать топливо из любого количества дополнительных баков, при этом изменяется только количество и длина заборников, а также количество поплавковых клапанов.

В качестве дополнительных баков могут быть использованы как внутрифюзеляжные, так и подвесные крыльевые топливные баки.

В последнем случае необходимо для обеспечения возможности сброса

I баков ввести на топливозаборниках известные клапаны разъема.

При повреждении магистралей откачки, имеющих наибьльшуюдлину,,перекачиваемое топливо, находящееоя под разрежением, не будет проливаться из трубопроводов, так как при разгерметизации магистралей откачки автоматически прекращается.перекачка топлива из дополнительных баков (струйные насосы не работают).

Протяженность магистрали активно го топлива не велика, поэтому вероятность повреждения этой магистрали

Очень мала °

Магистрали перекачки в предлагае» мой системе практически отсутствуют, поэтому пожаробезопасность этой системы значительно выше, чем у систем, 1Î в которых перекачка топлива из дополнительных баков ведется под давлением.

Применение системы перекачки топлива на летательных аппаратах с до15 полнительными баками позволит уменьшить количество и вес трубопроводов и агрегатов, упростить монтажи и одновременно и полностью вырабатывать топливо из дополнительных ба20 ков, поддерживать определенный уровень топлива в расходном баке.

Одновременная выработка иэ дополнительных баков сохраняет центровку летательного аппарата.

25 Использование предлагаемой системы на летательных аппаратах, имеющих два и более двигателей, а соответственно два нли более подкачивающих, насоса, обладающих избыточной произв водительностью, необходимой для питания двух двигателей при,отказе одного из подкачивающих насосов, позволяет испольэовать имеющуюся избыточную мощность от насосов, подкачивающих топливо к двигателям.

Уровень топлива в расходном баке поддерживается гидрокраном, изменяющим совместно с поплавковым клапаном уровня подачу активного топлива к струйным насосам.

Система перекачки топлива Система перекачки топлива Система перекачки топлива Система перекачки топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к области авиации и предназначено для стыковки частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к вертолетной технике

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования топливных систем маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, преимущественно сверхтяжелых самолетов, более конкретно к топливным бакам, в том числе и подвесным
Наверх