Круговой компаратор

 

М 62250

Класс 42b, 8о, СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ!4ДETF.I; :СЕУ

Ф. Л. Бурмистров

КРУГОВОЙ КОМПАРАТОР

Заявлено 10 января; 1940 г. за М313300

При изготовлении лимбов для геодезических приборов фотографическим путем необходимо контролировать продукцию, по крайней мере, в начале каждой партии лимбов, заготовки которых обливаются фотографическим слоем змульсии одной варки и обрабатываются в одинаковых условиях. Исследование делений лпмбов на круговых измерительных машинах отнимает много времени на обработку результатов измерений. В большинстве же случае» необходимо измерить только отклонения в размерах делений от размеров их на негативе, с которого лимб копировался контактным способом.

Эти результаты можно получить значительно быстрее, если сравнивать копию (позитивный лимб) с негативом или с оригиналом, с которого сделан рабочий негатив. Такие сравнения можно производить прп помощи кругового компаратора.

Предлагается круговой компаратор для компарпрования лпмбов и круговых шкал, в котором компарируемые лимбы пли круговые шкалы укреплены на одной поворотной осп, располагаемой горизонтально на лагерах. Такое расположение оси компаратора обоспечпвает устранение ошибок компарпровапия, возникающих вследствие прогибов сравниваемых тонких дисков. При обычном вертпкальпом расположении оси компаратора такпе прогибы неизбежны.

Примерная схема такого компаратора показана на чертеже.

Круговой компаратор состоит из оси 1, лежащей свопмп цапфами в лагерах стоек 2, укрепленных HR плоском основании, и пз двойного измерительного микроскопа, укрепленного на том же основании так, что ого объективы 3 приходятся против штрихов лпмбов 4, укрепленных на оси 1 при помощи центрирующпхся шайб 5.

Для исследования отклонений в расстояниях между штрихами лпмбов последние укрепляют на оси 1 омульспонпымп сторопамп друг к другу и поворачивают так, чтобы пулевые штрихи, стали один против

¹ 62250

r другого. Затем, затметттттт один объектив 3 объективом зрительной трубы, а окуляр 6 — автоколлимационным окуляром при помощи автоколлимации, действуя витттами 7, устанавливатот плоскости лимбов параллельно друг другу. Послс этого снятые объектив и окул»тор став»т па места и спаренными винтами 8 каждый объетстив 3 фокусирует на ближайший и нему лимб, Нулевые штрихи обоих лимбов наводят строго на середину прометтсутка между нитями бифил»рной сетки окулярного микрометра. Пртт помощи бугелька ось 1 ттратцатч до приведения следутощего штриха негатива или оригинального лимоа на середину промежутка нитей, делатот отсчет по микрометру, микрометр переводят па штрих копии лпмоа, если он не совпадал с одноименным пттрихом негатива, и производят новый отсчет ио микрометру. Разность этих двух отсчетов характеризует искажен ие тсоп ии.

Предмет изобретения

1. Круговой компаратор для комиарировапия лимбов и круговых тикал, в кОтОрОм Iсомттэрттруемые лимбы ттл!1 круговые Iпкалы ут рсчтчеиы на одной поворотной оси, о т л и ч а кт щ ll и с я тем, что указанная ось компаратора расположена горизотттальтто. т

2. Ьруговсй комиаратор по и. 1, .о т л и ч а тощий с» тем, что для производства измерения величттны несоответствия делений компарируемых лпмбов т рттметтеп двойной призмеипый микроскоп, фокусируемый на поверхности лимбов путем изменения длины тубусов обоих ветвей на одиттаковые вс лп птпы при помощи спаренных винтовых передач.

6 5 7

Круговой компаратор Круговой компаратор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вспомогательной аппаратуре для спектральных приборов и предназначен для измерения расстояний между спектральными линиями (далее СЛ) в единичном спектре и между СЛ и интерференционными полосами (далее ИП), расположенными в смежных спектрограммах, спектроинтерферограммах протяженных длин (3 м и более)

Изобретение относится к контрольно-монтажным средствам, в частности к системам монтажа, контроля и увязки стапелей для сборки самолетов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для автоматизированного контроля прогиба рельса, например, при его рихтовке перед сваркой бесшовных рельсов
Наверх