Привод нагнетателя системы жидкостного охлаждения

 

фас,4юЭиФЯ

„4g, ИР*Т4ДНИЧ44КЭЛ

1р сзтэк

О П 1,6)9Н8

Союз Соеетских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 10.11.72 (21) 1849908/25-06 (23) Приоритет — (32) 11.11.71 (31) 14399 (33) Швеция (43) Опубликовано 05.08.78. Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 30.11.79 (51) М. Кл.

F 01Р 5/12

Гасударственный комитет (53) УДК 621АЗ-887:

:621.67 (088.8) пе делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Иностранец

Стур Леннарт Асберг (Швеция) Иностранная фирма

«СКФ Индастриал Трэйдинг эид Дивелопмент Компани Б. В.» (Нидерланды) (71) Заявитель (54) ПРИВОД НАГНЕТАТЕЛЯ СИСТЕМЫ

ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а именно к приводам нагнетателя системы охлаждения двигателя, Известны приводы нагнетателя системы жидкостного охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащие ротор лопастного насоса, вентилятор, приводной шкив со ступицей, сообщенные между собой и через подшипниковый узел с корпусом насоса, и уплотнительный элемент, установленный в корпусе между ротором и подшипниковым узлом (1).

Известные приводы нагнетателей обеспечивают совместный привод вентилятора и насоса от одного источника — коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Однако в известных приводах шкив устанавливается на двухопорном валу и подшипниковый узел содержит, как минимум, два подшипника что увеличивает габариты всего устройства в целом.

Целью изобретения является снижение габаритов устройства.

Указанная цель достигается тем, что подшипниковый узел выполнен в виде одного радиального шарикового подшипника, установленного на ступице шкива.

Кроме того, подшипник может быть сопряжен со ступицей по внешнему или по внутреннему диаметру, причем в ступице либо в корпусе могут быть выполнены вентиляционные отверстия.

Уменьшение габаритов достигнуто также тем, что уплотнительный элемент может 0 быть выполнен с внешним диаметром, меньшим диаметра делительной окружности подшипника.

На фиг. 1 показан привод, вариант выполнения с сопряжением подшипника со

15 ступицей по внутреннему диаметру; на фиг. 2 — то же, вариант выполнения с сопряжением подшипника со ступицей по внешнему диаметру.

Привод содержит корпус 1 насоса, со20 общенный с полостями охлаждения двигателя и выполненный с монтажным отверстием 2, в котором установлена крышка 3.

Последняя, в случае выполнения привода по варианту, показанному на фиг. 1, снаб25 жена прокладкой 4 из прессованной жести, алюминиевого формовочного литья или пластмассы. В крышке 3 выполнено отвер619118 стие для размещения ротора 5 лопастного насоса 6. Ротор 5 жестко скреплен, например сваркой, со ступицей 7 приводного шкива 8, на котором устанавливается крыльчатка вентилятора (на чертежах не показан). На крышке 3 имеется посадочная поверхность 9 для установки радиального шарикового подшипника 10, который сопрягается со ступицей 7 по внешнему O или внутреннему d диаметру по поверхности 11, Причем в случае сопряжения по внутреннему диаметру возможно исключение внутреннего кольца (с этой целью посадочная поверхность для шариков выполняется в теле ступицы 7). Для герметизирования ротора 5 предназначено уплотнение 12, внешний диаметр П,„которого меньше диаметра делительной окружности Зад подшипника 10.

Вентиляционные отверстия 13, предназначенные для подвода охлаждающего и осушающего воздуха и отвода утечек воды, выполненные в корпусе, при варианте, изображенном на фиг, 1, то есть при установке подшипника 10 наружным кольцом на крышке 3, или в ступице 7, при расположении наружного кольца подшипника 10 на ступице 7.

Во время работы двигателя шкив 8 приводит во вращение вентилятор и лопастной насос 6. При этом через вентиляционные отверстия 13 нагнетается воздух, проходящий через подшипник 10 для обеспечения условий его работы — осушения и охлажде,ния, и размещение подшипника на ступице значительно сокращает габариты привода без снижения его эксплуатационных качеств.

Мощностной ряд двигателей определяет геометрическую величину насоса 6 и шкива 8, и, следовательно, определяет выбор варианта размещения шарикового подшипника 10 и выполнения вентиляционных отверстий 13, Выбор соответствующего соотношения размеров диаметра делительной окружности D < и внешнего диаметра Р„ определяет конструктивную простоту сочетания надежности уплотнения системы охлаждения и снижения габаритов привода, так как при принятом соотношении размеров представляется возможным разместить уплотнение 12 внутри подшипника 10.

Таким образом, у предлагаемого привода при сохранении эксплуатационной надежности габариты меньше. о

Формула изобретения

1. Привод нагнетателя системы жидкостного охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащий ротор ло15 пастного насоса, вентилятор, приводной шкив со ступицей, сообщенные между собой и через подшипниковый узел с корпусом насоса, и уплотнительный элемент, установленный в корпусе между ротором и

20 подшипниковым узлом, отличающийся тем, что, с целью снижения габаритов, подшипниковый узел выполнен в виде одного радиального шарикового подшипника, установленного на ступице шкива.

25 2. Привод по и, 1, отличающийся тем, что подшипник сопряжен со ступицей по внешнему диаметру.

3. Привод по п. 1, отличающийся тем, что подшипник сопряжен со ступицей

ЗО по внутреннему диаметру.

4. Привод по пп. 1 и 2, отлич а ю щи йс я тем, что в ступице выполнены вентиляционные отверстия.

5. Привод по пп. 1 и 3, отлич ающи й35 ся тем, что в корпусе выполнены вентиляционные отверстия.

6. Привод по пп. 1 — 5, от л и ч а ю щ и йс я тем, что уплотнительный элемент выполнен с внешним диаметром, меньшим ди40 аметра делительной окружности подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Тарасенков В. П., Охлаждение двига45 телей, M., Военгиз, 1955, с. 33, р. 19.

619118

Фиг

Составитель Н. Яковлева

Техред Рыбакова

Корректор Е. Осипова

Редактор М. Васильева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2502/9 Изд. № 13 Тираж 673 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Привод нагнетателя системы жидкостного охлаждения Привод нагнетателя системы жидкостного охлаждения Привод нагнетателя системы жидкостного охлаждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в водяных насосах различного назначения, в частности в водяных насосах системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству управления для двигателя внутреннего сгорания. На двигателе внутреннего сгорания 10 применено устройство управления. Двигатель 10 содержит водяной насос 24 и масляный насос 21. Устройство заставляет второй электрический двигатель 23 приводить в действие водяной насос 24 и приводить в действие масляный насос 21, когда неисправен первый электрический двигатель 22 для привода масляного насоса 21. Как следствие, когда первый электрический двигатель 22 неисправен, масляный насос 21 может приводиться в действие вторым электрическим двигателем 23. Таким образом, возможность заклинивания движущихся частей двигателя может быть снижена. Кроме того, когда первый электрический двигатель 22 неисправен, трение в двигателе 10 может быть снижено, поскольку масляный насос 21 не приводится в действие коленчатым валом. Техническим результатом является повышение надежности. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх