Способ определения скорости движения судна относительно дна

 

ОЛИСЛНИЕ

43ОБРЕТЕ Н И Я (11) 640209

Союз Советских

Социалистических

Реслуолик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дочолнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.08.76 (21) 2394219/18-10 (51) М.Кл. G 01 Р 5/00 с присоединением заявки—

Государствеииый комитет (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.12.78. Бюллетень ¹ 48 (45) Дата опубликования описания 27.02.79 ссср (53) УДК 533.6.08 (088.8) ио демам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Воловов, В. В. Краснобородько, Ю. П. Лысанов и В. А. Сечкин (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ

СУДНА ОТНОСИТЕЛЬНО ДНА

Изобретение относится,к области морокой, навигационной техники и может быть нспользовано,на судах:и друпих плавающих объектах для определения абсолютной и курсовой скорости судна относительно дна.

Известны способы определения скорости движенося судна, основанные,на вертикальном излучении акустических звуковых сигналов, .приеме отраженных от дна сигналов на два,разнесенных neo горизонтали приемника, взаимно корреляционной обработке, поиске в ременной задержки, при которой коэффициент, взаимной корреляции имеет максимум, и определении скорости судна нутем деления половины,расстояния, между лриемниками IHB корреляционную временную задержку.

Недостатком этих способов являются ошибки в определении скорости движения судна, связанные с бортовым сносом нри наличии ветра или течения, и невозможность определения величины бсртового сноса.

Наиболее близок к изобретению — способ определения czopocm движения судна относительно дна, основанный;на вертикальном излучении тармон ичесиих звуковых сипналов на дно, взаимно-корреляционной обработке отражекных сигналов, принятых двумя разнесенными по наризонтали приемн иками, определении корреляционной задержки по аргументу, коэффициента автокорреляции огибающей сигнала одного из прием ников, равного значению коэффициента взаим|ной кор реляции огибающих сигналов с двух приемников.

Однако при таком способе невозможно определение курсовой скорости судна.

Цель,из о бр етен ия — опр едел ендрие:кур совой скорости судна.

Поставленная цель достигается тем, что измеряют .корреляцию иную временную задержку, соответствующую, максимуму коэффициента .взаимной;корреляции, и определяют отношение половины;произведения этой временной задержки на,расстояние, между пр иемниками в;направлении .курса судна к квадрату корреляционной времен ной задержки, при котарой, коэффициент автокор.реляции огибающей .сигнала одного пз приемников равен значению, коэффициента взаимной корреляции огибающих сигналов двух приемников при нулевом временном сдвиге.

25 На чертеже .приведен характерный вид коэффициента автокорреляцпи сипналов, принятых первым (1) .и .вторым (2) цриемниками, а также, коэффициент взаимной корреляции (3) между сигналами, принятыми при разных временных задержках. Зна640209

Формула изобр,етения чение а бсoJII0THой случае определяется так сова d

0 (2) с — у и пк

- / 2 2

Составитель В. Куприянов

Техред С. Антипенко

Редактор Т. Рыбалова Корректор С. Файн

Заказ 1007/1573 Изд. № 792 Тираж 1080 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам Hçîáðeòåíèé н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» где d — расстояние между приемниками; а — угол между направлением,движе;н ия и курсом судна, который в общем случае не известен.

В то же,время

V = d/2 I, где zI — корр ел яцио нная временная задерж ка, при которой к оэффициент автокорреляции равен значению коэффиц иента взаимной;корреляции приыятых сигналов.

Используя формулы (1) и (2), можно определ|ить курсовую скорость 1 к и скорость бортового оноса У«

V0 d к — 2 2 ч

Способ определения скорости движения судна относительно дна, оонованный на вер5 тикальном излучении гармонических звуковых сигналов tHB дно, взаим но-корреляционпой обработке отраженных сигналов, пр ип ятых двумя разнесенными allo горизонтали приемниками, опрЕделении корреляционгной задержки по аргументу коэффициента автокорреляции огибающей сигнала одного из прие иников, равного значению коэффициента взаимной корреляции огибающих сигналов с двух прием ников, о т л и ч а ю щ и йся тем, что, с целью определения курсовой скорости судна, измеряют корреляционную временную задержку, соответствующую максимуму коэффициента взаимной корреляции, и определяют отношение половины произведения этой временной задержки на расстояние между приемникам и в направлении,ку1рса судна к квадрату корреляциоя:ной временной задержки, при которой коэффициент автокорреляции огибающей сигнала одного из приемников ра вен огибающих сигналов двух приемников при нулевом временном сдвиге.

Способ определения скорости движения судна относительно дна Способ определения скорости движения судна относительно дна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технической физики, а именно к методам определения скоростей потоков газов и жидкостей в больших объемах, и может быть использовано в газовых средах, трубопроводах, при проектировании жилых и производственных помещений, нефте- и газохранилищ и т.д

Изобретение относится к исследованию гидрофизических полей и может быть использовано при проведении экологических исследований, в экспериментальной гидродинамике, океанологии и других областях техники, где требуется вести контроль состояния морской среды с подвижного носителя

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к оптическим измерителям потока сплошных оптических прозрачных сред (газа, жидкости и т.п.), основанных на доплеровских методах

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения скорости потока токопроводящих и токонепроводящих жидкостей, в частности в нефтедобывающей отрасли при контроле работы нефтяных скважин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения средних скоростей в потоках жидкости в условиях гидроакустических и гидрофизических помех, например, в океанах и морях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидроакустике и гидрофизике для контроля профиля скоростей морских течений

Изобретение относится к измерению параметров движения и может быть использовано для измерения скорости движения газовоздушных потоков

Изобретение относится к измерению скорости потока как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере

Изобретение относится к измерению скорости потока различных сред как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере

Изобретение относится к технике определения параметров газовых потоков и может быть использовано для исследования сложных закрученных течений в вихревой трубе
Наверх