Плавучий судоподъемник
- ЕСг,;Озим,ет
"- ; О П И Н И Е и 646ОО2 ИЗОБРЕТЕНИЯ Союз Советскнк Социалистических Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву г (51) M. Кл. Б 02 СтГ1 /0.4 (22) Заявлено 26.05,76 (21) 2864994/29-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет ГосударртеенныГ| комитет СССР по делам нзооретеннй н открытнй Опубликовано 05.02.79.бюллетень № 5 Дата опубликования описания 06.02,79 (53) УДК 626.5 (088.8) В. Я. Кошкин, Б. В. Еремеев, Г. В. Симйков и,. A" Б. Мошков (72) Авторы изобретения Ленинградское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектноизыскательского и научно-исследовательского института Гидропроект" им. С. Я, Жука и Ленинградский ордена Ленина поуштехнический институт пм, М. И, Калинина (71) Заявители (54) ПЛАВУЧИЙ СУДОПОДЪЕМНИК Изобретение относится к гидротехническим сооружениям. Извести:.| судоподъемпики, содержащие пути с перемещаю|цейся по ним судовозной камерой и передвижные щиты со всттзсю|ными в них воротами (1J. 5 т.|едостатком указанного судоподъем= ника является сложность конструкции и малая пропускная способность. Наиболее близким решением из известных является плавучий судоподъемник, содержаший камеру с шарнирами для ее закрепления, балластные отсеки, затворы и входной оголовок с пазами(2). Недостаток указанного судоподь мника заключается в том, что на гидроузлах> |5 где имеются колебания уровня верхнего и нижнего бьефов, высота бортов камеры и ее верхнего затвора должны быть рассчитаны на восприянпе этих колеба-. ний бьефов. Кроме того, при этом. увеличивается угол поворота камеры относительно шарнира, что усложняет конструкшпо уплот пения камеры с входным оголовком, а, также создает неудобства в работе изза нарушения балластировки камеры, чтс приводит к уменьшению пропускной способности судоподъемнпка, Для увеличения пропускной способности судоподъемника и уменьшения веса механического оборудования камера предлагаемого судоподъемника шарнирно соединена с. затвором, установленным в пазах входного оголовка. На фиг. 1 изображен продольный раз-рез по оси сооружения при нижнем рабочем положении камеры плавучего судоподъемника; на фнг. 2 — то же, при верхнем рабочем положении камеры плавучего судоподъемпика и минимальном судоходном горизонте верхнего бьефа; на фиг. 3 — то же, при верхнем рабочем положении камеры и м: ксимальном судоходном горизонте верхнего бьефа; на фиг., 4 — поперечный разрез по входному оголовку; на фиг. 5 - поперечное сечение камеры. 646002 Плавучий судоподъемник включает в себя камеру 1, закрепленную с помощью горизонтального шарнира 2 к плоскому опускному затвору 3, установленному s пазах входного оголовка 4. Уплотнение 5 камеры 1 с- плоским затвором 3 и уплотнение 6 плоского sGòrrop с sxop8b1l4 ort ollosKOM 4 осуцее» ствлено,. изьестным способом. С верховой стороны камера 1 cHjt жена рабочим, например, клапанным затвором 7, с "нйзовой стороны камера имеет глухой порог 8." Вйсота порога 8 равна минймальной глубине. воды" в камере 1. В фортах камеры 1 расположен балластные отсеки 9, сообщающиеся с верхним и нижним бьефами . и внутренним объемом воды камеры, отсеки плавуче- сти 10 расположены в двойном "дне ка- меры Х и нижних бортовых "вьегореод йй." Вырези 11 в бортах камеры йред- назначены для сокращения времени за- полнения и опорожнения камерье водой, принимаемой из нижйего бьефа. Для удержания камеры 1 от продольной качки при в сищбнин s йижнем бьефе и, точного выхода па расчетные рабдчие положенйя С низовой стороны на бортах установлены механиэмы- подъема 12, например, гидроподъемйики. -., „,-;.:: Для маневрирования плоским эатво ром 3 на устоях входного оголовка 4 ус"хановлены два сиеехройизированных " гидроподъемника 13. Плавучий судоподъемник работает следующим образом. Лля переброски судна из нижнего бьефа в верхний камеру 1 устанавлйвают в такое положение, чтобы:порог 8 был заглублен в йоде на глубину,,-, достаточную для прохода над ним судна. Затвор 7 камеры 1 закръет. Опускной затвор 3 установлен в такое положение, что верхняя кромка его пролетного . строения находится на глубине, до таточной для прохода над ним судна при выходе его в верхний бьеф. При этом положении камеры 1 балnacre отсеки 9 наполнены водой и Ьоэдают отрицательную силу плавучести, которая воспринимается гидроподъемниками, таким образом камера уравновешена. Судно заводится s камеру 1 и швартуется. Затем открываются клинкеты, соедияющие балластные отсеки с нижним . Формула изобретения Плавучий судоподъемник, содержащий камеру с шарнирами для ее закреплечия. балластные отсеки, затворы и входной оголовок с пазами, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения пропускной способности судоподъемника и бьефом, и одновременно включается насосная установка гидроподъемников и они начинают работать на подъем камеры. Камера начинает всплывать, при этом 5 избыток воды из камеры через порог и через бортовые вырезы 11 уходит в нижний бьеф,. Подъем камеры производится до тех пор, пока уровень воды и камере не срав10 няется с уровнем воды в верхнем бьете. Выступивший из воды порог 8 камеры 1 удерживает внутри камеры расчетный объем воды, Открьевается рабочий затвор 7, судно снимается со шварто"вьех и выходит в верхний бьеф, При переброске судна иэ верхнего бьефа в нижний все операции совершают» ся в обратном порядке. При изменении уровня воды в верх- нем бьефе, например, при повышении ei o, ойускееой затвор 3 с помощью гидроподъемников 13 также подымается на вйсоту; равную йодъему уровня воды в 25 --- верхнем бьефе. На низконапорных гидроузлах обьгчно повйшение урбвйя водъе в верхнем бьефе приводит к*повышению уровня нодье ЗО н и Нижнем бьефе.I Таким образом, при соединяя камеру судоподъемника к подвнжйому затвору, становится возможным устаЫавливать ее отйосительно бьефов в наиболее вьегодное положение беэ дополЗ5 нительной балластировки, Положитель ый эффект применения предлагаемого изобретения за. ключается так же и в том, что при. этом- не требуется увеличивать высоту бортов и камеры и ее затвора 40 на величину, равную разности между максимальным и минимальцъем судоходными горйзонтами воды в верхнем бьефе. Данный тип судоподъемников может 45 найти применение н разрабатываемьех в настоящее время проектах низконапорееых гидроузлов на трассах переброски стока севефъ х рек в бассеййы реки Волги и Аральского моря-. 646002 уменьшения веса механического оборудования, камера судоподъемника шарнир но соединена с затвором, установленным в пазах входного. оголовка. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: б 1. Авторское свидетельство СССР ¹ 387083, кл, Е 02 С 3/00, 06.07.70. 2. Авторское свидетельство СССР ¹ 495411, кл. Е 02 С 5/00, 26.06. 72 „ 646002 Составитель Г. Роаепкин Редактор С. Бойкова ТехредА. Алферова КорректорН. Петрик Заказ 68/21 Тираж 776 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035 Москва, Ж35, Раушскаи наб„д. 4/5 Филиал ППП Патент, г; Ужгород, ул. Проектнаи, 4