Опора вала турбохолодильника

 

Г. В. Морозов, В, Г. Иванников, В. А. Пиковский, В. B. Шешкии и В. С. Кекух (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ОПОРА ВАЛА ТУРБОХОЛОДИЛЬНИКА

Изобретение относится к турбомашииам, в частности, к турбохолодильникам систем кондиционирования воздуха.

Известны турбохолодильники, в которых опоры вала содержат шариковый и роликовый подшипники, а маслоподводящее устройство с концевтричио размещенными рядами .сопел для подачи смазки в кольцевые зазоры между сепараторами и кольцами под« ши ников (11.

Недостатком известных устройств является возникновение больших концентраций напряжений в местах высоких удельных давлений между сепаратором и элементами роликоподшипника, и низкая эффективность подачи масла к точкам контакта.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности.

Поставленная цель достигается тем, что сепаратор имеет окна, расположенные на уровне осей роликов подшипника, и снабженные переточными каналами проемы между роликами, образующие внешние и внутренние торцовые выступы, причем центры окон, проемов и переточных каналов размещены иа общей окружности. Контактирующие с

2 каждым роликом подшипника цилиндрические поверхности внешних выступов выполнены радиусами, центры. которых лежат внутри общей окружности, а поверхности внутренних выступов —: радиусами, центры э которых лежат вне общей окружности.

На фнг. 1 изображен турбохолодилыик, продольный разрез; на фиг. 2 изображены опоры вала турбохолодильника, продольный разрез; на фиг. 3 изображен раз1О рез по А — А на фиг. 2.

Опора вала турбохолодильника содержит шариковый 1 и роликовый 2. подшипники, маслоподводящее устройство 3, с концентрично размещенными рядами сопел 4. 13 шариковом 1 и роликовом 2 подшипниках размещены соответственно сепараторы 5 и б.

В сепараторе 6 роликового 2 подшипника имеются окна 7 на уровне осей полых роликов 8 подшипника 2, а также снабженные переточными каналами 9 проемы 10, между роликами 8, образующие внешние 11 и внутренние 2 торцовые выступы. Центры окон 7, проемов 10 и переточных каналов 9 размещены на общей окружности 13. Внешние 11 и внутренние 12 торцовые выступы

646068 имеют соответственио контактирующие с роликами 8 цилиндрические поверхности 14 и 15, выполненные по радиусам 16. Центры радиусов цилиндрических поверхностей 14 лежат внутри общей окружности 13, а центры радиусов цилиндрических поверхностей вне общей окружности 13.

При работе турбохолодильнйка струи масла из концентрично размещенных сопел 4 маслоподводящего устройства 3 направляет- ся в кольцевые зазоры между сепараторами 5 и 6 и кольцами подшипников 1 и 2, Масло из сопел 4 через окна 7 и переточные каналы 9 подается также, соответственно, в полости роликов 8 и проемы 10 между ними роликового 2 подшипника, надежно смазывая ролики 8 и контактирующие с ними цилиндрические поверхности 14 и 15 торцовых выступов ll и 12, н интенсивно охлаждая каждый ролик 8 — один из наиболее нагруженных элементов. Ролики 8 кон,тактируют с сепаратором 6 одновременно по торцовым выступам 11 и 12 н удерживаются последними на минимальном расстоянии друг от друга, что позволяет увеличить число роликов 8, Наличие проемов

10 улучшает условия для перетекания масла между роликами внутри йодшипника.

Нагретое масло из полостей роликов 8 и проемов 10 вытекает через кольцевые щели между сепаратором 6, и кольцами ролико.ваго подшипника 2, через окна 7 и через переточные каналы 9, и направляетея в картер турбохолодильника, где охлаждается и снова направляется в маелоподводящее устройство.

Применение в турбохолодильниках конструкции данной опоры позволяет повысить нх эксплуатационную надежность и долговечность за счет улучшения смазки, и охлаждения подшипников, а также за счет снижения контактных напряжений и удельных давлений в элементах подшипников.

Конструкция роликового подшипника данной опоры вала турбохолодильиика позволяет увеличить количество роликов в этом подшипнике на 300/р по сравнению с известными конструкциями роликовых подшипников, что позволяет снизить удельные дав.ления и контактные напряжения дорожек качения, и тел качения. Это приводит к снижению износа и тепловыделения, повышая коэффициенты работоспособности подшипника. формула изобретения

1. Опора вала турбохолодильника, содержащая шариковый и роликовый подшипники и маслоподводящее устройство с концентрично размещенными рядами сопел-для подачи смазки в кольцевые зазоры между сепараторами и кольцами подшипников, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, сепаратор имеет окна, расположенные на уровне осей роликов йодшипннка, и снабженные переточнымн каналамн проемы между роликами, образующие внешние и внутренние торцовые выступы, причем центры окон, проемов и переточных каналов размещены на общей окружности.

2. Опора rio п. 1, отличающаяся тем, что контактирующие с каждым роликом подшипника цилиндрические поверхности внешних

ЗО выступов выполнены радиусами, центры которых лежат внутри общей окружности, а поверхности внутренних выступов —. радиусами, центры которых лежат вие общей поверхности.

Источники информации, принятые во вни-. мание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Уо 153845, кл. F 25 В ll/00, 1963.

Опора вала турбохолодильника Опора вала турбохолодильника Опора вала турбохолодильника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к отопительной и холодильной технике, представляет собой бесфреоновый тепловой насос с силовым приводом и может найти применение при создании кондиционеров и агрегатов для воздушного обогрева и охлаждения жилых и производственных помещений

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха и в холодильных системах, предназначенных для охлаждения и замораживания различных продуктов

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в системах кондиционирования воздуха и в системах, предназначенных для охлаждения и замораживания различных продуктов

Изобретение относится к воздушным турбохолодильным установкам, предназначенным для одновременного получения холода и тепла

Изобретение относится к способам для разделения компонентов дымовых газов и может быть использовано для одновременного производства тепла, холода и электроэнергии, а также для получения жидкого диоксида углерода, в частности, в целях предотвращения выбросов диоксида углерода в атмосферу посредством его закачки в смеси с водой в глубинные пласты земной коры, например в дно морей и шельфы океанов

Изобретение относится к области устройств для понижения давления в магистральных газопроводах

Изобретение относится к области холодильной техники, а именно к устройствам, предназначенным для охлаждения атмосферного воздуха, поступающего в салоны наземного транспорта, в производственные помещения горячих цехов, шахты, а также воздуха в хирургических операционных высокостерильных помещениях с сильным освещением и герметизацией для сохранения стерильности
Наверх