Движитель транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 ц654480

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.08.75 (21) 2165257/27-11 (51) М, Кл.

В 62D 57/00

В 60В 19/00 с присоединением заявки ¹ росударственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.79. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.79 (53) УДК 629.113.03 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. К. Мишкинюк, А. Ф. Кудрявцев, Э. К. Скифский, С, А. Новикова и И. Ф. Кажукало (71) Заяв|итель (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям тихоходных транспортных средств высокой проходимости.

Известен движитель, содерхкащпй некру глое колесо, состоящее из нескольких радиальных опор и привода, обеспечивающего вращение колеса и приблизительное сохранение клиренса (1).

Недостатком данного движителя является незначительная площадь радиальных опор и наличие свободных просветов между ними, благодаря которым диапазон изменения клиренса слишком велик.

Известен другой движитель, содержащий некруглое колесо переменного радиуса качения, состоящее из трех одинаковых выпуклых дуг, симметрично расположенных относительно его вала, установленного шарнирно на качающемся рычаге, внутри которого расположен привод вращения, и опорную площадку, установленную на корпусе транспортного средства над некруглым колесом, которая состоит из бесконечного ремня с опорными роликами (2).

Основными недостатками этого движителя являются сложность конструкции привода вращения и неплавное качение колеса по роликам опорной площадки, что вызывает удары и усиленный износ бесконечного ремня.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является

5 движитель, содержащий некруглое колесо переменного радиуса качения, состоящсе из одинаковых выпуклых дуг, симметрично расположенных относительно его вала, соединенного посредством механической

1ð передачи с приводом вращения, причем для сохранения постоянного клиренса вал колеса имеет такой жс профиль, как и некрутлое колесо, и он расположен внутри прямоугольной обоймы, а механический привод выполнен в виде расположенной на наружном контуре вала звездочки, зацепленной с бесконечной цепью, соединенной с приводом вращения (3).

Прн движении бссконечной цспн колесо вращается с переменной iòëîâîé скоростью, а фигурньш вал, вращаясь в прямоугольной обойме, перемещает центр колеса по вертикали, компенсируя разность его радиусов качения.

25 Недостатками данного движителя является большая сложность привода вращения колсса, а та кокс невысокая надежность подшипника вала колеса, в котором некруглый вал вращается в квадратной обой65448О

65 ме, что связано с большим износом вала и обоймы.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл которого жестко соединен с корпусом транспортного средства, водило — с приводом вращения, а сателлит — с валом колеса, причем длиR — r на водила равна 1 =, где R — макси2 мальный радиус качения, r — минимальный радиус качения, а передаточное число

1, где и — число одинаковых выл+1 пуклых дуг.

Кроме того, эпицикл и сателлит могут быть выполнены в виде зубчатых колес, которые зацеплены между собой посрсдством паразитной шестерни, шарнирно установленной на водиле, или в виде звездочек, зацеп".ñíных между собой посредством цепи.

На фиг. 1 изображен предлагаемый движитель, имеющий некруглое колесо с двумя выпуклыми дугами, внд спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 движитель, имеющий некруглое колесо с тремя выпуклыми дугами, вид спереди; на фиг. 4 — то же, вид сбоку; на фпг. 5 — кинематика качения колеса.

Движитель содсржит некруглое KO;Icco

1, которое имеет на своем наружном контуре несколько (n) выпуклых дуг 2, симметрично расположенных относительно вала 3. Количество дуг может быть равно от двух до десяти-двенадцати. Такое колесо имеет переменный радиус качения от минимального r до максимального R.

Вал 3 посредством механической передачи соединен с приводом 4 вращения, который может быть выполнен в виде индивидуального электродвигателя, или >кс в виде приводного вала от трансмиссии транспортного средства. Перед механической передачей ставится задача вращения колеса 1 с одновременным согласованным перемещением по вертикали его центра так, чтобы ликвидировать всртикальные колебания корпуса 5 транспортного средства. Для этой цели механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл 6 которой жестко соединен с корпусом 5 транспортного средства, водило 7 жестко соединено с приводом 4 вращения, а сателлит 8 — с валом 3 колеса 1. При этом длина водила 7 должна быть выбрана из следующего соотношения

R — г = —, а передаточное число планетар2

1 ного редуктора из соотношения = и+1

На фиг. 1 и 2 представлен движитель с планетарным зубчатым редуктором внеш5

45 него зацепления. В нем эпицикл 6, жестко соединенный с корпусом 5 транспортного средства, выполнен в виде зубчатого колеса. В виде зубчатого колеса выполнен также сателлит 8, который жестко связан с валом 3 некруглого колеса 1. Эпицикл 6 и сателлит 8 зацеплены между собой посредством паразитной шестерни 9, которая установлена поворотно на водиле 7.

На фиг. 3 и 4 показан движитель, в котором эпицикл 10 и сателлит 11 выполнены в виде звездочек, зацепленных между собой цепью 12.

Движитель работает следующим образом.

Привод 4 вращения приводит в движение водило 7, в котором паразитная шестерня 9, обкатываясь вокруг нсподвижного эпицикла 6, псредает через сателлит 8 вращение колесу 1, при этом вертикальные колебания корпуса 5 исключаются благодаря его относительному вращению вокруг вала 3, что показано на фиг. 5, где величиной Н обозначено расстояние от оси привода 4 вращения до грунта. Работа движителя с колесами, отличными от и=2, в принципе ничем не отличается от показанного на фиг. 5, где n=2. Однако в этом случае водило 7 за один оборот колеса 1 совершает не два, а и оборотов.

В связи с тем, что соотношение скоростей вращения водила 7 и колеса 1 должно быть равно и: 1, то возможно применение двух отдельных приводов с указанным соотношением их скоростей.

Применение данного изобретения позволяет значительно упростить конструкцию движителей с некруглыми колесами и повысить их надежность. Данный движитель обеспечивает передвижение корпуса транспортного средства, близкое к прямолинейному относительно грунта, причем в период уменьшения площади контакта колеса с грунтом обеспечивается повышенная тягово-сцспная характеристика.

Формула изобретения

Движитель транспортного средства, содср>кащий пскруглос колесо переменного радиуса качения, состоящее из одинаковых выпуклых дуг, симметрично располо>кснных относительно его вала, соединенного посредством механической передачи с приводом вращения, отл ич а ющи и с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл которого жестко соединен с корпусом транспортного средства, водило — с приводом вращения, а сателлит — с валом колеса, причем длина водиR — r ла равна l= -, где R — максималь2 ный радиус качения, r — минимальный ра654480 (1

1 ,1 I 77 "/ Т77 чанг 7 диус качения, а передаточное число i =

1, где n — число одинаковых выи+1 пуклых дуг.

2. Движитель по п. 1, от л и ч а ю щи и с я тем, что эпицикл и сателлит выполнены в виде зубчатых колес, которые зацсплены между собой посредством паразитной шестерни, шарнирно установленной на водиле.

3. Движитель по п. 1, отличающийс я тем, что эпицикл и сателлит выполнены в виде звездочек, зацепленных между собой посредством цепи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

5 1. Патент Германии ¹ 730б07, кл. бЗС

29/02, 1934.

2. Патент CIIIA ¹ 2790503, кл. 180 — 7, 1957.

3. Circular-ars profile rotors «Automot

10 Design Engng», 19б9, 9, oct., 83 — 84.

654480

5

l, Составитель Д. Аптер

Техред А. Камышникова

Корректоры: Л. Брахнина и Е. Осипова

Редактор T. Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 307/6 Изд. ¹ 241 Тираж 779 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушекая наб., д. 4/5

Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх