Магнитоупругий датчик крутящего момента

 

Союз Советских

Социалистииесюа

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()667836

Ь,, Ъ (5 1) М. Кл. (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.12.77 (21) 255803!/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

G01 L3/10

Государственный квинтет

СССР по делам нзееретеннй н аткрытнй (53) УД К 531. 781 (088.8) Опубликовано 15.06.79. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 20.06.79 (72) Авторы изобретения

А. К. Шимохин и Л. Н. Цейтлин (71) Заявитель

Фрунзенский политехнический институт (54) МАГНИТОУПРУГИЛ ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть использовано для измерения крутящих моментов в металлорежущих станках, оснащаемых системами автоматического управления процессом резания. 5

Известный магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий три неподвижных кольцевых электромагнита с явно выраженными полюсами, расположенных концентрично с контролируемым участком вала, средний из которых несет на полюсах обмотки возбуждения, а крайние — измерительные обмотки, не обеспечивает требуемой точности измерений (1).

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий упругий вал и электромагнитную систему, включающую две тороидальные катушки, расположенные вокруг вала, на каждой из которых размещено по одной обмотке возбуждения и измерительной обмотке (2) .

Недостатками такого датчика являются низкая чувствительность и нечувствительность к знаку крутящего момента.

Целью изобретения является повышение чувствительности при измерении знакопеременных моментов.

Это достигается за счет того, что в предлагаемом датчике на поверхности вала под

) катушками выполнены две группы прорезей, направленных встречно друг другу и под углом 45 к оси вала, а также за счет того, что катушки размещены на каркасах, выполненных из антифрикционного диэлектрика и опирающихся непосредственно на вал.

Описываемый датчик представлен на чертеже.

Магнитоупругий датчик крутящего момента содержит две катушки, каркасы которых 1 и 2 изготовлены из антифрикционного диэлектрика и служат одновременно подшипниками скольжения, с помощью которых он устанавливается на валу 3. На каждом каркасе I и 2 намотано по две обмотки. Обмотки 4 и 5 являются намагничивающими, а обмотки 6 и 7 — измерительными. Катушки заключены внутри магнитопроводов, состоящих из дисков 8 и колец 9. Все магнитопроводы набраны из лис667836

Формула изобретения товой электротехнической стали. Вал 3 имеет прорези 10, направленные под углом 45 к оси вала, причем прорези под катушками направлены встречно друг другу.

Благодаря наличию прорезей 10 на валу 3 магнитные потоки, создаваемые намагничивающими обмотками 4 и 5, распространяются вдоль направлений главных напряжений, причем, если под одной катушкой волокна поверхностного слоя вала испытывают сжатие при приложении к валу

10 крутящего момента, то под другои — растяжение. Каркасы катушек 1 и 2 выполнены из антифрикционного диэлектрика, например капролона марки В. Зазоры между валом 3 и отверстиями в каркасах 1 и 2 должны быть минимальными и обеспечивающими свободное вращение вала 3 при неподвижных каркасах 1 и 2. Относительно дисков магнитопроводов 8 каркасы 1 и 2 центрируются с помощью колец 11. Таким образом, каркасы катушек выполняют функцию опор датчика на валу 3, обеспечивая концентричность кольцевых зазоров между кольцевыми полюсами дисков 8 и валом 3, что позволяет свести до минимума зависимость выходного сигнала датчика от углового положения вала (так называемые «пуль- сации выходного сигнала»).

Намагничивающие обмотки 4 и 51соединены последовательно и питаются переменным током.

Измерительные обмотки 6 и 7 подключаются к схеме сравнения ЭДС (на чертеже не показана) на постоянном или переменном токе.

При отсутствии на валу 3 крутящего момента в измерительных обмотках 6-и 7 наводятся какие-то ЭДС и ЭДСОН. С помощью схемы сравнения (на чертеже не показана) на выходе устанавливается нулевой сигнал.

1 9 о 2

При приложении к валу 3 крутящего момента волокна его поверхности между прорезями 10 испытывают напряжения сжатия под одной катушкой и напряжение растяже н и я — под дру го й.

В результате изменяются магнитные свойства участков поверхности вала 3 под катушками, изменяются магнитные потоки, изменяются наводимые во вторичных обмотках

ЭДС1 и ЭДСОН и на выходе схемы сравнения появляется выходной сигнал, пропорциональный приложенному к валу крутящему моменту.

1. Магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий упругий вал и электромагнитную систему, включающую две тороидальные катушки, расположенные вокруг вала, на каждой из которых размещено по одной обмотке возбуждения и измерительной обмотке, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности при измерении знакопеременных моментов, на поверхности вала под катушками выполнены две группы прорезей, направленных встречно друг другу и под углом 45 к оси вала.

2. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения пульсаций выходного сигнала, катушки размещены на каркасах, выполненных из антифрикционного диэлектрика и опирающихся непосредственно на вал.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 214161, кл. G 01 L 3/10, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР № 432357, кл. G 01 L 3/10, 1973.

Ц Н И И П И Заказ 34.51/36

Тираж 1089 Подписное

Филиал П П П «Патент».

r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Магнитоупругий датчик крутящего момента Магнитоупругий датчик крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх