Колесно-шагающий движитель

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 679465 (Sl ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.06.77 (2l ) 2501 127/27-1 1 с присоединением заявки М(23)ПриоритетОпубликовано 15.08.79. Бюллетень ¹ 30

t5I)M. Кл.

В 62 Х) 57/02

Гкудерстееиный иемитет

СССР ее делам изабретеиий и еткрыти» (53) УД3(629.113. .033(088,8) Дата опубликования описания 1 8 08,79 (72) Авторы изобретения

В. В. Гринев, .И. Ф. Кажукало, M. И. Маленков.

А. В. Мицкевич и Г. И. Рыков (7!) Заявитель (54) КОЛЕСНО-ШАГАЮШИЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к движителям т ранспортных средств высокой проходимости, в частности к колесно-шагающим движителям.

Известен колесно-шагающий движитель, содержащий два равноплечих шарнирносочлененных рычага, первый из которых своим свободным концом шарнирно связан с корпусом транспортного средства, второй со ступицей колеса, тяговый

/ редуктор, расположенный в рычагах цодвески, и механизм блокировки, состоящий из червячной пары, снабженной командным электродвигателем, при этом червячная. шестерня связана со ступицей первого рычага, а чеврвяк с корпусом (1).

Недостатком этого движителя является наличие дифференциальной связи между рычагами и колесом на этапе выноса корпуса. Такая связь предполагает, что перемещение корпуса может быть осущест» влено только при определенном соотноше нии внешних сил, действующих на колесо и корпус транспортного средства, и внут2 ,ренних потерь привода и блокирующего

;устройства. При неблагоприятном соотношении возможен откат колеса назад, в результате чего корпус транспортного средства может не перемещаться вперед.

Этот недостаток устранен в другом известном колесно-шагающем движителе, содержащем два шарнирно — сочлененных рычага, первый из которых шарнирно соединен с корпусом транспортного средства, а второй - со ступицей колеса, блокирующий механизм,,тяговый редуктор, связанный с приводом вращения, дополнительный планетарный редуктор, связанный с блокирующим механизмом, редуктор привода вращения рычагов, состоящий из трех шестерен, одна из которых соединена с корпусом транспортного сред» ства, вторая - со вторым рычагом, а третья - промежуточная, причем дополнительный планетарный редуктор расположен соосно с блокирующим механиз мом, а выходное звено дополнительного редуктора выполнено заодно с первым рычагом j2)., Этот двйжитель является наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком этого движителя является то, что дополнительный планетарный редуктор расположен соосно с блокирующим механизмом и расположен между этим механизмом и тяговым редуктором, причем выходным звеном дополнительного редуктора является первый рычаг. Это приводит к увеличению осевого и диаметрального габаритов движителя.

l5

Цель изобретения - уменьшение габаритов.

Указанная цель достигается тем, что в колесно-шагающем движителе, содержащем два шарнирно-сочлененных рычага, первый HG KOTOPbIK 1UBPHHPBO СОЕДИНЕН C корпусом транспортного средства, а второй — со ступицей колеса, блокирующий механизм, тяговый редуктор, соединенный

25 с приводом вращения, дополнительный редуктор, редуктор привода вращения рычагов, состоящий из трех шестерен, одна из которых соединена с корпусом транспортного средства, вторая со вторым зо рычагом, а третья — промежуточная, выходное звено дополнительного планетарного редуктора жестко связано с промежуточной шестерней редуктора привода вращения рычагов и установлено на ее оси.

Еинематическая схема предлагаемого движителя изображена на чертеже.

Движитель состоит из двух пустотелых шарнирно-сочлененых рычагов 1 и 2. Первый рычаг 1 свободным концом установ- @ лен на станине 3, конструктивно объединенным с корпусом тягового двигателя

4, который установлен неподвижно в корпусе 5 транспортного средства. Второй рычаг 2 связан со ступицей колеса 6.

Рычаги движителя установлены в плоскости вращения колеса и кинематически связаны друг с другом с помощью редуктора привода вращения рычагов, состоящего из трех шестерен, причем шестер ня 7 соединена с корпусом транспортного средства, шестерня 8расположена в пер- V вом рычаге 1 и соединена со вторым рычагом 2, между шестернями 7 и 8 рас положена промежуточная шестерня 9.

Выходной вал двигателя 4 или любой другой привод вращения соединен с соннечной шестерней 10 блокирующего механизма. Эпицикл 11 блокирующего ме679465 ханизма снабжен электромагнитным тормозом 12 и соединен с помощью шестерни 13 с дополнительным зубчатым венцом 14 входного звена 15 дополнительноГо планетарного редуктора 16, выходное звено 17 которого жестко связано с промежуточной шестерней 9 редуктора привода вращения рычагов, а водило 18 блокирующего механизма снабжено тормозом 19 и соединено с входным валом

20 тягового редуктора.

Тяговый редуктор состоит из планетарного редуктора 21 и рядного редуктора 22, встроенных в первом рычаге и ступени 23, встроенной во втором рычаге. Входной вал 20 тягового редуктора расположен соосно ступице рычага 1, и двигателю 4, промежуточный вал 24.соосно оси сочленения рычагов 1 и 2, выходной вал 25 - соосно ступице колеса 6.

Работа копесно-шагающего движителя осуществляется следующим образом: при включении тормоза 12 эпицикл 11 соединяется с корпусом двигателя 4. В этом случае, вся мощность двигателя 4 через планетарный ряд блокирующего механизма и тяговый редуктор, передается к колесу. Движитель работает в ко- лесном режиме. Тормоз 19 при этом выключен.

Для реализации этапа выноса колеса при работе в колесно-шагающем режиме выключаются оба тормоза 12 и 19, При этом между эпициклом 11 и водилом 18, блокирующего механизма и, следователь« но, между соединенными с этими звеньями рычагом 1 и колесом 6 устанавливается дифференциальная связь так, что вращаются и первый рычаг и колесо. КолеI со перемещается как ведущее - от мо- мента на колесе и как толкаемое - от силы на конце второго рычага, причем, чем больше сила сопротивления качению, тем больше момент на колесе и тем больше толкающая сила.

При вращении рычага 1, благодаря . кинематическим связям редуктора привода вращения рычагов и тому, что плечи этик рычагов равны, ось колеса совершает прямолинейные перемещения. относительно корпуса транспортного средства.

Для реализации этапа выноса корпуса при работе движителя в колесно-шагающем режиме, тормоз 12 выключается, а тормоз 19 включается. Водило 18 блокирующего механизма и, следовательно, входной вал 20 тягового редуктора

679465 оказываются соединенными с корпусом двигателя 4, т. е. неподвижными. Вся мощность двигателя 4 через блокирующий механизм, а затем через дополнительный планетарный редуктор 16 и привод 5

\ вращения рычагов передается на вращение последних, что вызывает перемещение корпуса 5 транспортного средства относительно оси колеса 6. В результате того, что выходное звено 17 дополнительного планетарного редуктора

1 6 установлено на оси промежуточной шестерни 9 и жестко связано с ней, а входное звено 15 соединено с помощью шестерни 13 и дополнительного зубчатого венца 14 с эпициклом 11 блокирующего механизма, образуется трехзвенный дифференциальный механизм с внешним зацеплением двух цилиндрических колес, основными звеньями которого являются шестерня 7 редуктора привода вращения рычагов, шестерня 1 3 и рычаг

1, выполняющий функции водила. Сателлитами этого механизма являются проме25 жуточная шестерня 9 привода вращения рычагов и входное звено 15 редуктора

16 совместно с дополнительным зубчатым венцом 14.

Поскольку передаточное отношение от зо эпицикла 11 блокирующего механизма к рычагу 1 опрецеляется по формуле

1 3-1 12 1АР где 1„- отношение чисел зубьев дополнительного зубчатого венца 35 .14 к шестерне 13;

- отношение чисел зубьев шестер2 ни 7 к промежуточной шестерне 9;

1 — внутреннее передаточное отно- 40 шение дополнительного планетар-. ного редуктора, то при выборе отношений 1, и 1 больших единицы, передаточное отношение .дополнительного планетарного редуктора при постоянном значении передаточного отношения от эпицикла 11 к рычагу 1 значительно уменьшается, а следовательно, уменьшается и расчетный максимальный момент дополнительного планетарного редуктора, что позволяет уменьшить осевой и диаметральный габариты движителя.

Применение данного изобретения позволяет простыми и надежными конструктивными средствами значительно уменьшить диаметральные и осевые габариты движителя и тем самым уменьшить его вес.

Формула изобретения

Колесно-шагающий движитель, содержащий два шарнирно-сочлененных рычага, первый из которых шарнирно соединен с корпусом транспортного средства, а второй — со ступицей колеса, блокирующий механизм, тяговый редуктор, связанный с приводом вращения движитиля, дополнительный планетарный редуктор, связанный с блокирующим механизмом, редуктор привода вращения вышеуказанных рычагов, состоящий из трех шестерен, одна из которых соединена с корпусом транспортного средства, втораясо вторым рычагом, а третья промежуточная, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, выходное звено дополнительного планетарного редуктора жестко связано с промежуточной шестерней редуктора привода вращения рычагов и установлено на ее оси.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 . Авторское свидетельство СССР

N 552232, кл. В 62 27 57/02, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 2361536/11, кл. В 62 З 5 7/02, 1 976.

Составитель Д. Аптер

Редактор С, икова . Техред М. Петко Корректор B. Синицкая

Заказ 4707/Х6 Тираж 769 Подписное

UHNNHN Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП, Патент, г. Ужгорсд, ул. Проектная, 4

Колесно-шагающий движитель Колесно-шагающий движитель Колесно-шагающий движитель Колесно-шагающий движитель 

 

Похожие патенты:

Вездеход // 649610

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано в многоопорных самоходных дождевальных и поливных машинах, работающих как позиционно так и в непрерывном движении

Изобретение относится к области транспорта, преимущественно к движителям транспортного средства, и может быть использовано в транспортных средствах высокой проходимости: вездеходах, снегоходах и болотоходах, сельскохозяйственных машинах, строительно-дорожных машинах и т.д., а также в амфибиях

Изобретение относится к транспорту и касается создания транспортных средств на воздушной подушке, предназначенных для перемещения грузов по слабому болотистому грунту, например по тундре

Изобретение относится к транспортной технике и может быть применено в качестве прицепной навески

Изобретение относится к транспортной технике и предназначено для использования при перемещении приборов контроля трубопроводов

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых двигателем является вибратор

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам специального назначения, в частности телеуправляемым транспортным средствам для осмотра объектов при проведении антитеррористических мероприятий

Изобретение относится к области транспорта, а именно к движителям транспортных средств, и может быть использовано в транспортных средствах высокой проходимости, преимущественно содержащих активную подвеску: вездеходах, снегоходах и болотоходах, сельскохозяйственных машинах, строительно-дорожных машинах и т.п

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам с инерционным движителем
Наверх