Устройство для стопорения поворотной части машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических в1еслублик п1>691618

К АВТОРСКОМУ СВЯДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.04.78 (21) 2608583125-27 (51) М. Кл, F 16 В 1/02 с присоединением заявки № —, (23) Приоритет—

Гасударственный квинтет

СССР еа делам извбретвннй н открытий (53) УДК 621.837 (088.8) Опубликовано 15.10.79. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 25.10.79 (72) Авторы изобретения

Б. М. Колявкин, В. П. Лупеев и Н. В. Мудров (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ

ПОВОРОТНОЙ ЧАСТИ МАШИНЫ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах фиксации поворотных элементов машин в требуемом положении, в частности в устройствах стопорения сварочных колонн.

Известно фрикционное устройство для стопорения поворотной части машины относительно неподвижной, содержащее опорную цапфу с продольными пазами, установленные в них разжимные кулачки и косинусно-винтовой разжимной механизм (1).

Недостатки известного устройства обусловлены ненадежностью относительного стопорения фрикционной пары и недостаточной ее нагрузочной способностью.

Известно также устройство для стопорения поворотной части машины относительно неподвижной, содержащее основание, смонтированную на нем сварочную поворотную колонну, зубчатый обод и входящую в зацепление с ним, смонтированную на валике ведущую шестерню привода (2).

Такое устройство по своей технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близко к изобретению.

Однако известное устройство ймеет недостаточную точность и жесткость фиксирования в связи с тем, что поворотная колонна имеет возможность свободного перемещения в пределах зазора, всегда имеющегося между зубьями обода и шестерни.

Целью изобретения является повышение точности стопорения поворотного элемента.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено дополнительной шестерней, рычагом и втулкой, при этом дополнительная шестерня установлена соосНо и свободно-поворотно относительно ведущей шестерни, а рычаг выполнен с вилкой, являющейся аксиальной опорой взаимодействующего с ней винта, подвижно связанного с втулкой, тангенциально стопорящей валик ведущей шестерни привода.

На фиг. изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — дополнительная шестерня.

На основании 1 смонтированы поворот20 ная колонна 2 и закрепленный на основании зубчатый обод 3. На консоли 4 колонны смонтированы механизм 5 поворота с приводом 6. Поворот колонны 2 производится шестерней 7, закрепленной на валике 8, 6916 з кинематически связайном с ме анизмом 5 поворота. Дополнительная шестерня 9 смонтирована свободно-поворотно по отношению к валику 8 на втулке, имеющей рычаг 10, заканчивающийся вилкой 11, входящей во внутреннюю полость консоли 4 через окно 12.

В консоли имеется горизонтальная расточка, в которой размещена втулка 13. Втулка 13 выполнена с продольным пазом, в который входит цилиндрический конец винта 14, г на внутреннем диаметре имеется нарезка, взаимодействующая с резьбой винта 15, который снабжен шестерней 16, зацепляющейся с рейкой 17. Перемещение рейки 17 вверхвниз производится, например, гидроцилиндром 18. Другой конец винта 15 через сферические шайбы 19 в аксиальном направлении опирается на вилку 11 рычага 10. Для ограничения аксиального перемещения винта 15 имеется регулировочный винт 20, смонтированный в крышке 21, закрепленной на консоли 4.

Устройство работает следующим образом, Поворот сварочной колонны 2 в нужное положение осуществляется приводом 6. При этом валик 8 вращает шестерню 7, которая обкатывается по зубчатому ободу 3. Когда колонна 2 повернется в рабочее положение, привод 6 выключается. Для стопорения колонны 2 подают масло в гидроцилиндр 18.

Рейка 17 поворачивает шестерню 16, и следовательно, винт 15, который перемещает втулку 13 в направлении к валику 8. Но усилие, стопорящее валик 8, может возникнуть только тогда, когда реактивно возникнет усилие на вилке Il. Следовательно, вилка Il при помощи рычага 10 поворачивает дополнительную шестерню 9 по отношению к шестерне 7 и выбирает зазор в зубчатом зацеплении ее с ободом 3, прижимая шестерню 7 к ободу 3 всегда одной и той же стороной зуба.

При необходимости расстопорить поворотную часть машины масло подается в

18

4 другую полость гидроцилиндра 18, рейка 17 поворачивает шестерню 16 и винт 15 в другую сторону. При этом втулка 13 отходит от валика 8, а вилка 11 и рычаг 10 поворачивает дополнительную шестерню 9 в исходное положение, в котором контур зубьев совпадает с контуром зубьев основной шестерни 7. Чтобы шестерня 9 при расстопорении механизма не повернулась на слишком большой угол и не заклинила зацепление шестерен с ободом 3, имеется ограничивающий ее поворот регулировочный винт 20.

Предлагаемое устройство эффективно, так как повышает точность и жесткость стопорения, что особенно важно в крупногабаритных машинах с большим вылетом консоли.

Формула изобретения

Устройство для стопорения поворотной части машины, преимущественно сварочной колонны, содержащее основание, смонтированную на нем поворотную колонну, зубчатый обод и входящую в зацепление с ним, смонтированную на валике ведущую шестерню привода, отличающееся тем, что, с целью повышения точности стопорения, оно снабжено дополнительной шестерней, рычагом и втулкой, при этом дополнительная шестерня установлена соосно с свободно-поворотно относительно ведущей шестерни, а рычаг выполнен с вилкой, являющейся аксиальной опорой взаимодействующего с ней винта, подвижно связанного с втулкой, тангенциально стопорящей валик ведущей шестерни привода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ю 3561798, M.êë. 287/124, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 415121, М. кл. В 23 К 37/04, 1974 (прототип) .

691618

Фиг. 5

Составитель А. Шаповаленко

Техред О. Луговая Корректор E. Папп

Тираж 1139 Подписное

Реактор Л. Василькова

Заказ 6179 27

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений н открыт нй

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для стопорения поворотной части машины Устройство для стопорения поворотной части машины Устройство для стопорения поворотной части машины 

 

Похожие патенты:

Фиксатор // 643675

Изобретение относится к машиностроению, а именно к элементам листового корпуса бытового агрегата

Изобретение относится к способу фиксации металлических деталей от проворачивания вокруг оси крепления и может быть использовано в различных областях техники и машиностроения, например для фиксации пружинного зажима и акустического сигнализатора износа на колодке дискового тормоза автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции стыковочных узлов секционных конструкций

Изобретение относится к конструкциям металлических рам для электрических стоек

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и представляет собой механическое средство фиксации изделий

Изобретение относится к области машиностроения, когда требуется обеспечить свободу тепловых деформаций изделий

Изобретение относится к средствам стыковки и расстыковки различных частей, преимущественно в изделиях космической техники

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, при разработке и проектировании космических аппаратов

Изобретение относится к механизмам вообще, а именно к быстроразъемным устройствам для соединения деталей, например, металлических труб с регулированием по высоте, и может найти особенно эффективное применение при изготовлении школьной, компьютерной мебели, складских стеллажей, строительных лесов, а также в других отраслях народного хозяйства, где требуется сборка конструкций с регулированием по высоте
Наверх