Вяжущее для дорожного строительства

 

Союз Советскик

Социалистические

Республик

О Л-И С А Н И Е

ИЗОБРЕТЕН Ия и711069 (6 I ) Допол и и тел ьное к а вт. с вид-ву (22) Заявлено 06.06.77 (2 I ) 2494042/2З-05 с присоединением заявки И. (23) Приоритет

Опубликовано 25.01.80. Бюллетень М 3

Дата опубликования описания 28,03..80 (51)M. Кл.

С 08 L 96/00

Е 01 С 7/18

1ееударстеееяМ кекитет

rcc вв деееи изееретение и етернтвв (53) УДЦ 693..l6 (088.8) (72) Автори изобретении

A. П. Архипова, И. В. Филиппов v. В. А. Захаров

Ленинградский филиал Государственного всесоюзного

l дорожного научно-исследователи" кого института (7l) Заявитель (54) ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Изобретение относится к области дорожного и гидротехнического строительства и может быть использовано, например, при строительстве усовершенствованных дорожных покрытий и оснований.

В настояшее время при строительстве покрытий широко используются бнтумоминеральные смеси, содержашие минеральные частицы соответствуюшего гранулометрического состава, вяжушее, неоргани1в рские и органические добавки.

Одним из основных компонентов таких смесей являются вяжушие материалы. В отечественной промышленности в качестве основного вяжушего используются

15 нефтяные битумы ll).

В последние годы в дорожном строи= тельстве стали широко прк еняться битумоминеральные смеси, состояшие из минерального матевиала (шебня), гравия, песка и нефтяного гудрона (2). Нефтяным гудроном обрабатывают минеральные материалы различного гранулометрического состава и получе п ые смеси применяют при строительстве дорожных оснований и нижних слоев дорожных покрытий, для укрепления обочин и других дорожно-строительных работ.

Использование гудрона в качестве вяжушего для дорожного строительства по технической сушностн и получаемому эффекту является наиболее близким к вяжушему по изобретению.

Нефтяные гудроны являются остаточными продуктами переработки нефти и служат сырьем для приготовления нефтяных дорожных битумов.

Однако нефтяные гудроны обладают пониженной вязкостью и неудовлетворительным сцеплением с поверхностью минеральных материалов, что не обеспечивает необходимой прочности и водостоФт(ости битумомпнеральных смесей. Недостаточная прочность и водостойкость битумоминеральных смесей, приготовленных на основе нефтяных гудронов, не позволяет использовать такие сллесп для уст3 71 ройства верхних слоев gopopKHF>Jx покрытий.

Целью изобретения является повышение прочности и водостойкости покрытий на основе вяжущего.

Согласно изобретению поставленная цель достигается тем, что. вяжущее для дорожного строительства на основе нефтяного гудрона дополнительно содержит древесный пек при следующем соотношении компонентов, вес.%: нефтяной гудрон 8,00-95;О древесный пек 5,0 -20,0 древесный пек - это остаточный продукт от перегонки древесныхсмол иа лесохимических заводах. B его состав входят высокомолекулярные компоненты, такие как смоляные, жирные кислоты, карбоиды и другие высокомолекулярные вещества.

При комнатной температуре — это твердое вещество с температурой плавления от

40 100оС.

Введение древесного пека увеличивает вязкость нефтяного гудрона и улучшает его сцепление с поверхностью минераль1069

Технология приготовления смесей нефтяного гудрона с древесным пеком заклю10 чается в том, что нагревают исходные компоненты до температуры 90-100 С и объединяют при тщательном перемешивании.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами конкретного исполнения, вес Л :

Смесь ¹ 1: нефтяной гудрон 95 древесный пек 5

Смесь ¹ 2: нефтяной гудрон 88

20 древесный пек 12

Смесь № 3: нефтяной гудрон 80 древесный пек 20

В табл. 1 представлены свойства вя жущего по изобретению в сравнении с гудроном.

Таблица 1

Нефтяной гудрон Смесь

Смесь

¹ 2

Смесь

¹ 3

Наименование свойств

Выдерживает

Выдерживает

Не выдерживает

Выдерживает

Сцепление с каменными материалами:

Не выдержив ает

Выдерживает

Выдерживает

Выдерживает

Результаты испытаний, приведенные в табл. 1, показывают, что древесный пек увеличивает вязкость нефтяного гудрона и обеспечивает необходимое сцепление его с поверхностью минеральных материа. лов.

Этими вяжущими материалами по

;общепринятой технологии обрабатываются минеральные смеси, состоящие из гранитного щебня, песка и минерального порошка.

В производственных условиях битумоминеральные смеси могут приготавливать- 55

Вязкость по стандартному вискозиметру С<<>

5 сек кислых пород, (гранит) основных пород (мрамор) 4 ных материалов, что обеспечивает необходимую прочность и водостойкость битумоминеральных смесей на основе данного вяжущего и позволяет использовать такие смеси для устройства верхних слоев дорожных покрытий. ся как с предварительным смешиванием нефтяного гудрона с древесным пеком, так и с раздельным введением в минеральный материал нефтяного гудрона и древесного пека в принятом соотношении (от 1: 9 до 1:32).

В табл. 2 приведены свойства смесей, состоящих из вяжущего по изобретению и минеральных материалов, в сравнении со свойствами смесей, "остоящих из гудрона с минеральными материалами+

711069

Таблица2

Наименование свойств

Смеси

Небтяной гудрон

Смесь

N 3

Смесь

No 1

Смесь

Я 2

2,39 2,39

2,8

О;3

0,5

0,2

Предел прочности при сжатии в кгс/см при температурах:

20 С

27,0

17,7

14,8

14,7

50 С

16,7

3,6

0,78

0,73

Коэффициент водосто йкости

0,73

Коэ х ициент длительной водос то йкости

0,61 0,50

0,70

0,38

Набухание после длительного водонасышения, % объема

1,6

3,4

Составитель Н. Белых

Редактор С. Лазарева Техред M. Келемещ Корректор . еселовская. В

Заказ 8955/17 Тираж 549 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Объемный вес, г/см .Водонасышение, % объема

Набухание, % объема

Из табл. 2 видно, что применение смеси вяжушего по изобретению и минерального материала дает повышение водостойкости и прочности покрытий.

Формула изобретения

Вяжушее для дорожного строительства на основе нефтяного гудрона, о т л и- 35 ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения прочности и водостойкости покрытий на его основе, оно дополнительно содержит древесный пек при следуюшем соотношении компонентов, вес.% нефтяной гудрон, 80,0-95,0 древесный пек 5,0-20,0

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 272881, кл. С 08 Ь 95/ОО, 1969.

2. Методические рекомендации по применению нефтяных гудронов (остаточных битумов в дорожном строительстве).

N., ГипродорНИИ . 1974 г.

Вяжущее для дорожного строительства Вяжущее для дорожного строительства Вяжущее для дорожного строительства 

 

Похожие патенты:
Наверх