Устройство для управления двумя шаговыми двигателями

 

! :, б: «оте;;а М

Союз Советскнк

Соцналнстнчеснна

Реслублнк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

lii>743153

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву —, (22)Заявлено 23.12.77(21) 2558197/24-07 (5! )М. Кл.

Н 02 Р 7/60 с присоединением заявки .%—

Государственный комитет (23) Припритет—

Опубликовано 25.06.80. Ьктллетень № 23

Дата опубликования описания 28.06.80

II0 делам нэабретемий н открытий (53) УДК 621-313. .I3-133.3:

:6 2-8 3 (088. 8) (72) А вторы изобретения

В, А. Федукин, В. И. Демкин и В. Г, Копп

Московский институт электронной техники (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУМЯ

ШАГОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ ми bj. з

Изобретение относится к электротехнике и может быть испсдьзовано в сис« темах автоматического управления приводом с щаговыми двигателями.

Известно устройство для управления несколькими двигателями, содержащее датчики скорости, схемы сравнения сиг налов датчиков с заданными сигналаНедостатком указанного устройства является невозможность получения синфазного движения двигателей, обусловленная низкой точностью синхронизации.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и постигаемому результату является устройство для управления двумя щаговыми двигателями, содержащее в каждом из двух каналов

liar÷èê положения ротора двигателя, соединенный со входами распределителя импульсов, подключенного выходами ко входам усилителя мо|пности через элементы И (21.

Недостатком у тройств» является невозможность установления заданного соотношения угловых положений роторов и их скоростей, а также недостаточная точность, обусловленная тем, что сигналы с датчиков поступают только после отработки шага, что не позволяет конт ролировать положения ротора внутри шага.

Цель изобретения — повышение точнос10 ти синхронизации и расширение диапазона изменения соотношения скоростей двигателей.

Это достигается тем, что каждый из двух каналов дополнительно содержит масштабный усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, эл MBHr памяти, формирователь импульсов, инвертирующий и суммирующий усилители, а также общие для обоих каналов инвертор, компаратор и элемент ИЛИ, связанный двумя входами с выходами масштабных усилителей через формирователи импульсов. а выходом — с управляющим входом эле20

Пре дла га емое устройство с оде ржит шаговые двигатели 1 и 2 с потенциальными датчиками 3 и 4 положения на валах двигателей, соединенные с фазными усилителями 5 и 6 мощности. Выходы датчиков положения связаны через распределители 7 и 8 импульсов с первыми входами двух групп логических элементовИ9, 10, 11, 12, 13, 14, 15и

16 и со вкодами масштабных усилителей 17 и 18, выходы которых соединены со входами формирователей 19 и 20 импульсов. Выходы формирователей 19 и

20 импульсов связаны со вкоцами логического элемента ИЛИ 21, соединенного выходом с управляющими входами анало-. говых элементов 22 памяти и 23, выходы которых соединены со входами инвертируюших усилителей 24 и 25 и со вторыми входами соответствуюшик суммиру40 юших усилителей 26 и 27, подключенных первыми входами к выходам масштабных усилителей, а выходами - ко входам компаратора 28, Выход компаратора 28 соединен GD вторыми входами элементов И

45 первой группы, и через инвертор 29— со вторыми входами второй группы элементов И. Выходы каждой из групп элементов И связаны со входами соответствующих усилителей 5 и 6 мощности.

На фиг. 2 показаны временные диаграммы выхоцного сигнала одного из датчиков Ill и выходных сигналов с распределителя импульсов 1Р1 > 1PII, 1Р!!1, 1Р1У, причем первая цифра означает номер двигателя, а вторая - номер коммутируемой фазы. Кроме того на фиг. изображены временныв циаграммы сигналов с выходов масштабных усилителей

30

3 74315 ментов памяти обоих каналов, подключенных своими сигнальными входами к выксцам соотаетствующик масштабнык усилителей, входы которык соецинены с выхоцами датчиков и первыми входами суммирующих усилителей, связанных вторыми вкодами через инвертирующие усилители с выкодами элементов памяти, а викодами «с двумя входами компаратора, поцключенного своим выходом ко вторым вкодам элементов И одного канала непосредственно, а второго - через инвертор.

На фиг. 1 показана функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг, 2 и 3 — временные диаграммы сигналов на выходах элементов схемы применительно к четырехфазным шаговым двигателям.

3 ф

МУ1 и МУ2, формирователей импульсов

ФКИ1 и ФКИ 2 и элементов ИЛИ g ФКИ, а также элементов памяти ЭП1 и ЭП2 и суммирующих усилителей Е1. и Х2

На фиг. 3 представлены временные циаграммы выходных сигналов с датчиков

Д1, Q2 и выходных сигналов с сумматоров 2;1, Х2, а также вРеменные циагРаммы прямого К и инвертированного И сигналов с выхода компаратора и временные диаграммы сигналов с выходов элементов

И, .питающих фазы двигателей 1Ф1, 1ФП, 1Ф!Ц, 1Ф1У, 2Ф1, 2ФII, 2Ф! II, 2Ф1У, причем пунктиром обведены сигналы с выходов распределителей импульсов.

Устройство работает следующим образом. Шаговые двигатели 1 и 2 с потенциальными датчиками 3 и 4 положения на валах, соединенные с выходами фазных усилителей 5 и 6 мощности, работают в режиме бесколлекторной машины постоянного тока, Коммутация фаз обеспечивается подачей с выходов распределителей 7 и 8 импульсов на первые входы групп логических элементов И 9, 10, 11, 12 и 13, 14, 15, 16.

Пилообразные сигналы с датчиков положения подаются на масштабные усилители 17 и 18 с регулируемыми коэффициентами усиления. Соотношение коэффициентов усиления масштабнык усилителей 17 и 1 8 задается обратно пропорциональным требуемому соотношению скоростей двигателей, Формирователи 19 и 20 импульсов вырабатывают импульсы в моменты времени, соответствующие концу периода следования сигналов с датчиков. Эти импульсы через логический элемент ИЛИ 21 поступают HB управляющие входы аналоговых элеменTDB 22 и 23 памяти, которые осуществляют запоминание текущего значения выходного сигнала каждого масштабного усилителя до момента прихода следующего импульса элемента ИЛИ.

Уровни сигналов, заполненные элементами памяти, инвертируются на инвертируюшик усилителях 24 и 25 и суммируются на суммирующих усилителяк 26 и

27 с текущими значениями сигналов, поступающих с выходов соответствующих масштабных усилителей. БИагодаря этому обеспечивается привязка начала пилообразных сигналов с разных масштабных усилителей к единому моменту времени.

При отработке одного и того же угла поворота роторов обоик двигателей выходной сигнал с масштабного усилителя, сое74 циненного с выходом датчика двигателя, имеющего скорость меньше заданной, будет более высокого уровня, чем сигнал с выхода масштабного усилителя,.соединенного с BblKQGQM датчика двигателя, имеюшего скорость больше зацанной. Поэтому на выходе KDMnaparopa 28 появляется сигнал высокого уровня, поступаюший на вторые входы элементов И, otHo

3153 6 рого под действием нагрузки изменилась скорость, что имело место в рассмотренных аналогах.

Предлагаемое устройство обеспечивает заданное соотношение скоростей вращения и мгновенных положений роторов двигателей как в установившихся, так и в переходниках процессах „что повышает точность и быстродействие системы привода 0 !

5 сяшихся к двигателю, имеющему скорость больше заданной, и через инвертор 29HB вторые входы элементов И, относяшихся к двигателю, имеющему скорость меньше заданной. При этом цвигатель с большей скоростью начинает разгоняться, вследствие чего возрастает крутизна выходного сигнала датчика этого двигателя, и в момент цостижения им уровня сигнала с датчика двигателя с меньшей скоростью происходит переход компаратора в противоположное состояние. После этого начинает разгоняться двигатель с меньшей скоростью, а двигатель с большей скоростью тормозится под действием момента нагрузки до момента очередного срабатывания компаратора.

Так как процесс осуществляется с большой частотой, то питание двигателя, вращающегося с большей скоростью, производится последовательностью импульсов с большим коэффициентом заполнения периода, а двигателя, вращающегося с меньшей скоростью, — последовательностью импульсов с меньшим коэффициентом заполнения периода, вследствие чего в обмотках двигателей устанавливаются средние значения токов, прямо пропорциональные коэффициентам заполнения периодов.

Из представленных HB фиг. 3 временных характеристик видно, что управление соотношением скоростей и мгновенных положений роторов двигателей производится внутри каждого шага. Кроме того, при увеличении нагрузки на валу одного из двигателей, вызывающей уменьшение его скорости, происходит дополнительный разгон этого двигателя, в то время как цругой двигатель тормозится до момента устранения возникшей погрешности в соотношении скоростей. Этот способ коммутации позволяет сократить время перехоцного процесса установления заданного соотношения скоростей по сравнению с тем случаем, когда погрешность устраняется путем изменения режима цвижения только того двигателя, у котопри отработке заданных перемещений, Оно позволяет непрерывно изменять соотношение скоростей gayx двигателей и может найти применение в различных системах числового программного управления, например координатографами, столами металлорежущих станков и т. д.

Формула изобретения

Устройство для управления двумя шаговыми двигателями, содержащее в каждом из двух каналов датчик положения ротора двигателя, соединенный со входами распределителя импульсов, подклнненного выхоцами ко входам усилителя мощ25 ности через элементы И, о т л и ч а юш е е с я тем, что, с целью повышения точности синхронизации и расширения диапазона изменения соотношения скоростей двигателей, каждый из двух каналов до30 полнительно содержит масштабный усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, элемент памяти, формирователь импульсов, инвертируюший и суммирующий усилители, а также общие цля обоих каналов инвертор, компаратор и элемент

ИЛИ, связанный двумя входами с выхо- . дами масштабных усилителей через формирователи импульсов, а выходом— с управляюшим входом элементов памяти обоих каналов, подключенных своими сигнальными входами к выходам соответствующих масштабных усилителей, входы которых соединены с выходами датчиков и первыми входами суммирую45 щих усилителей, связанных вторыми вхоцами через инвертируюшие усилители с выходами элементов памяти, а BblxogBMH» с двумя входами компаратора, подключенного своим выходом ко вторым вхоцам

50 элементов И одного канала непосредственно, а второго — через инвертор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР .М 415645, кл. С» 05 Д 13/02, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

М 493886, кл. Н 02 Р 7/60, 1975 (прототип).

Устройство для управления двумя шаговыми двигателями Устройство для управления двумя шаговыми двигателями Устройство для управления двумя шаговыми двигателями Устройство для управления двумя шаговыми двигателями Устройство для управления двумя шаговыми двигателями Устройство для управления двумя шаговыми двигателями 

 

Наверх