Колесо повышенной эластичности

 

О Л И С A И И Е („747745

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистическик

Республик (61) Дополнительное к авт. спид-ву-(22) Заявлено 3.01.78 (21} 2571129/27-11 с присоединением заявки №-(23) Приоритет-(51) М. Кл.

В 60 В 9/00

В 60 В 19/00

Государственный комитет

Опубликовано 15.07.80. Б!Оллетень №26

Дата опубликования описания 25.07.80 (53) УДК 629.11. .012.3 (088.8) по делам изооретеннй и открытий (72) Авторы изобретения

И. Ф. Кажукало, M. К. Иванов, А. И. Егоров и Б. В. Митин (71) Заявитель (54} КО,!)Е:ГО ПОБЫ1) ЕЕ 1! 1ОЛ Э ()А(.ТЕ!311!ОСТИ

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств, в частности к некруглым колесам повышенной эластичности с гибким ободом.

Известно колесо повышенной эластичности, содержащее установленную на приводной оси ступицу и охватываю(ций ее гибкий обод, соединенный с ней посредством упругих элементов и шарнирных рычагов 11). . Недостаток этого колеса заключается в возможности углового смещения обода, что !о накладывает ограничение на величину приложенного к колесу крутящего момента.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является другое известное t 5 колесо повышен!ьои проходимости, содержащее установленную HB приводной оси ступицу и охватывающий ее гибкий обод, соединенный с ней кривошипными рычагами с упругими элементами (21.

Однако у этого колеса плохая приспособляемость к рельефу местности из-за того, чта форма обола задается только лишь весом транспортного средства, кроме того, в нем невозможно (>су!цествлять иной режим, кро-ме качс ния, Il;Illpимер III;i! ан!!е, н ли !3ОлноВОГО ДВИЖЕ1111Н.

Цель изобретения повышение проходимостии.

Это достигается .тем, что колесо повышенной эластичности снабжено дополнительным кривошнпом и диском, устан(>вленным шарнирно 13 доп(3лнительном кри!!ощипе, вал которого установлен внутри приводного вала, выполненного полым, и соединен с индивидуальным приводом вращения, а кривошипные рычаги шарнирно соединены с диском.

На фиг. 1 дана кинематическая схема колеса; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1;

«а фиг. 3 -- схема образования эллиптической формы обода колеса.

Колесо повышенной эластичности содержит ступицу i, одна половина которой прикреплена к приводному валу 2. Внутри ступицы 1 между ее половинами на дополнительном кривошипе 3 установлен диск 4.

Вал 5 кривошипа 3 соединен с индивидуальным приводом вращения.

По периметру ступицы на одинаковом расстоянии от центра ее врап!ения закреплены подшипники 6, в которых установлены

747745 оси врагцения кривоцшпов 7, которые состоят из трех шарнирно-соединенных частей.

Крайние оси каждого из кривоп нпов 7 устаыовлены в подшипниках 8, корпуса кото-!

>ых жестко связаны с упругой лентой 9.

Лента 9 в местах, расположенных между очками крепления к ней подшипников 8, ирикреплена к гибкому ободу !О.

На фиг. 3 изображена принципиальная схема образования эллиптической формы.

Механизм содержит два шарнирно-связанных между собой рычага 1! и 12 разной длины. Рычаг 11 может вращаться вокруг неподвижной оси О. Если рычаги 11 и !2 из исходного положения (на фиг. 3 правое горизонтальное с расположением рычагов на одной линии) начать вращать с одинаковыми угловыми скоростями, но противополо>кными по знаку, то свободный конец рычага 12 опишет на плоскости фигуру, близкую к эллипсу с большой осью, равной удвоенной суммарной длине рычагов 11 и 12, и малой осью, равной удвоенной разности длин этих рычагов.

Иа фиг. 3 тонкими сплошными линиями показано несколько характерных поло>кений механизма, а штриховой линией траектория, описываемая свободным концом рычага 12.

Такая идея образования эллипса заложена в данной конструкции, где роль рычага 11 выполняет ступица 1, а рычага 12— плечи кривошипов 7, расположенные между подшипниками б и 8, закрепленными соответственно на ступице 1 и упругих лентах 9. Вращение кривошипов ? производится от вала 5 через кривошип 3 и диск 4.

Оси кривошипов 7 расположены на одинаковом расстоянии от центра вращения ступицы 1 и диска 4. Плечо кривошипа 3 равно по длине и параллельно плечам криво шипов 7, расположенных между диском 4 и ступицей l, в результате чего весь механизм представляет собой многозвенный шарнирный параллелограммный привод от вала 5 к кривошипам 7.

Данное колесо может работать в нескольких режимах. Колесный режи м осуществляется при вращении вала 2 и вала

5 с равными угловыми скоростями, но противоположными по знаку. При этом концы кривошипов ?, закрепленные на ленте 9, будут описывать форму эллипса. причем некоторое изменение расстояния между концамн привошипов 7 в процессе вращения компенсируется лентой 9, которая одновременно служит демпфером крутящего момента и упругим элементом подвески. Если вал

2 и вал 5 вращать с равными угловыми скоростями в одном направлении {вал 2 и вал 5 сблокированы,1, то колесо начинает вращаться вместе с условными осями эллипса. В этом случае реализуется шагающий способ передвижения, который резко повышает проходимость.

Прн остановке вала 2 и вращении вала 5 колесо не вращается, а вращаются только условные оси эллипса. При совместной работе нескольких колес транспортного средства может осуществляться режим так называемого волнового движения, который также обеспечивает увеличение проходHMocTH. При других соотношениях скоростей вращения вала 2 н вала 5 могут ре20 ализоваться совместно все указанные режимы движения.

Применение данного изобретения позволяет значительно повысить проходимость эластичного колеса, осуществляя на нем

25 режимь шагающего и волнового движения.

Формула изобретения

Колесо повышенной эластичности, содер>кащее установленную на приводном валу ступицу и охватывающий ее гибкий. обод, соединенный с ней кривошипными рычагами с упругими элементами, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости, оно снабжено дополнительным кривошипом и диском, установленным шарнирно на дополнительном кривошипе, вал которого установлен внутри приводного вала, выполненного полым, и соединен с индивидуальным приводом вращения, а кривошипные рычаги шарнирно соединены с диском.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Чехословакии М 113234, кл. 63 С 34/50, 1964, и 2. Патент США М 3779616, кл. 305-19, 1973 {прототип).

747745

Составитель Д. Литер

Редактор Г. Печаева Техред К. Шуфрич Корректор Г. 11азаропа

Заказ 4! 49/10 Тираж 763 Подписное

11ИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал 11ПП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Колесо повышенной эластичности Колесо повышенной эластичности Колесо повышенной эластичности Колесо повышенной эластичности 

 

Похожие патенты:
Наверх