Система управления коробкой передач самоходной машины

 

О П И С А Н И Е iti75I67I

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 575243 (22) Заявлено 02.12.77 (21) 2549740/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.з

В 60К 41/00

Государственный комитет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (53) УДК 629.113.585.1 (088.8) по делагл изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (72) Авторы изобретения Е. М. Шапиро, H. А. Кравченко, Б. И. Кальченко и М. Н. Коденко (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

САМОХОДНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач тракторов и автомобилей.

Из основного авт. св. № 575243 известн"; система управления коробкой передач самоходнои машины, содержащая насос, распределитель, подключающий силовые цилиндры фрикционных муфт к насосу, клапан управления, переливной клапан и переключатель в виде подпружиненного золотника с проточкой и отверстием, сообщающий силовой цилиндр фрикционной муфты высшей передачи с насосом при включении низшей передачи при трогании самоходной машины. Известная система управления обеспечивает при трогании машины кратковременное подключение к основной передаче еще одной передачи (1).

Недостатком этой системы является то, что при зависании золотника переключателя происходит буксование фрикционных элементов муфт низшей и высшей передач под максимальными усилиями, поскольку давление в силовых цилиндрах в этом случае определяется настройкой переливного клапана, превышающей настройку переключателя. Возникающее в этом случае длительное буксование при максимальных усилиях сжатия фрикционных элементов приведет к быстрому выходу их из строя, что снижает надежность системы.

Цель изобретения — повышение надежности системы путем исключения одновременного буксования фрикционных элементов муфт низшей и высшей передач под максимальными усилиями, развиваемыми силовыми цилиндрами муфт при зависании золотника переключателя.

Указанная цель достигается тем, что переливной клапан выполнен в виде золотника с двумя шейками, подпружиненного со стороны первой шейки и размещенного

1я в корпусе, образующем торцовую камеру со стороны второй шейки золотника и имеющем три полости, первая пз которых, смежная с торцовой камерой, сообщена с гидробаком, вторая — с переключателем, а третья — с силовым цилиндром фрикционной муфты высшей передачи, используемой при троганпи самоходной машины, при этом одна из шеек золотника выполнена с возможностью перекрытия первой и второй полостей корпуса переливного клапана.

На фиг. 1 показано положение элементов системы управления при остановленной машине; на фиг. 2 — при трогании на двух передачах; на фиг. 3 — при установившем30 ся движении машины на первой передаче. 7511171

Система управления содержит насос переливной клапан 2, распределитель 3, клапан управления 4 и переключатель 5.

Переливной клапан 2 состоит из корпуса

6, золотника 7 с шейками 8 и 9 и пружины 10. Распределитель 3 связан с силовыми цилиндрами фрикционных муфт включения передач: 11 — первой переда ш, 12— второй передачи, 13, 14 — соответственно третьей и четвертой передач. Клапан управления 4 содержит корпус 15, связанный с педалью 16, воздействующей на золотник

17, имеющий осевое отверстие 18, шарик

19, пружины 20 и 21. Переключатель 5 состоит из двухпояскового золотника 22, имеющего в переднем торце осевое отверстие

23, соединенное с проточкой 24, корпуса 25 с полостью 26, пружины 27 и защелки 28.

Корпус 15 клапана упраьления 4 соединен гидролинией 29 с насосом 1, гидролинпей

30 с распределителем 3, каналом 31 с гидробаком 32. Полость 33 корпуса 25 переключателя 5, расположенная у переднего торца золотника 22 соединена с гидролинией 30, полость 26 соединена гидролинисй

34 с полостью 35 корпуса 6 псрсливного клапана 2. Полость 36 корпуса 6 соединена гидролппией 37 с силовым цилиндром

12 второй передачи. Рабочая камера 38 корпуса 6 соединена гидролпнией 29 с насосом 1, а полость 39 гидролипией 40 с гидр об а ком 32.

Система управления работает следующим образом.

При выжатой педали 16 (фиг. 1) золотник 17 клапана управления 4 занимает крайнее левое положение, отсекая насос 1 от распределителя 3. При этом положснии золотника 17 усилие пружины 20 минимально, а шарик 19 открывает осегое отверстие 18, через которое рабочая жид1IH 7HHgpl1 1 1 Ilo гl Ippoлинии 30 и каналу 31 попадает в гидробак

32. Таким образом, фрикционная муфта первой передачи оказывается выключенной.

При трогании машины распределитель 3 (фиг. 2) устанавливают в полон<ение включенной первой передачи, для него отводят защелку 28, золотник 22 переключателя 5 под действием пружины 27 перемещается в крайнее левое положение. По мере опускания педали 16 под действием пружины

?1 сжимается пружина 20 и напорная гидролиния сообщается с гидролинией 30. Рабочая жидкость начинает поступать от насоса 1 через распределитель 3 в силовой цилиндр 11 первой передачи, а также из полости 33 корпуса 25 переключателя 5 по отверстию 23, проточке 24 в золотнике 22, полости 26 и гидролпнии 34 в полость 35 корпуса 6 переливного клапана 2. Под действием пружины 10 золотник 7 находится

2"

00 в крайнем левом положении. При этом полость 36 сообщается с полостью 35 и рабогая жидкость Ilo гидролпппи 37 поступает в силовой цилиндр 12 второй передачи.

Происходит сближение и зятем сжатие фрикционпых элементов муфт.

Давление и гидроли ши 30 и в силовых цилиндрах возрастает и при достижении величины, определяемой затяжкой пружины

27, золотник 22 перемещается вправо, разобщая силовой цилиндр 12 второй передачи и гидролилию 30 (фиг. 3). Защелка 28 входит в канавку хвостовика и фиксирует золотник 22 в этом по. ожениш. Вторая передача отключается, а дальнейший разгон машины осуществляется на первой передаче. В силовом цилиндре 11 первой передачи давление возрастает до величины, определяемой затяжкой пружины 10 переливного клапана 2, золотник 7 которого занимает крайнее правое положение.

В случае, если при трогании машины золотник 22 переключателя не переместится из крайнего левого положения, то под действием возросшего давления в гидролинии

29 золотник 7 переливного клапана 2 переместится и отсечет силовой цилиндр 12 второй передачи от гидролинии 30.

Таким образом, обеспечивается защита фрикционных элементов муфт первой и второй передач от совместного их буксования под нагрузкой, что позышает надежность системы управления.

Формула изобретения

Система управления коробкой передач самоходной машины по ав7 . св. № 575243, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения одповремснного буксования фрикционных элементов муфт различных передач под максимальным усилием при зависании золотника переключателя, псреливной клапан выполнен в виде золотника с двумя шейками, подпружиненного со стороны первой шейки H p 3velUelli

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 575243, кл, В 60К 41/00, 1975.

751671

Рие.,7

Редактор М. Кузнецова

Заказ 1212/9 Изд. № 357 Тираж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам s:çîáðåòåíèé и открытий

113035, Москва, Л(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель IO. Шурлапов

Техред Л. Куклина

Корректоры: Л. Слепая и О. Гусева

Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины Система управления коробкой передач самоходной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх